Краевые новости
24.09.2017 12:45
Сотрудники полиции обнаружили несовершеннолетних детей, которые пропали накануне в Сочи.
24.09.2017 11:51
Четырнадцатилетняя девочка из Краснодарского края после выступления в шоу «Ты супер!» расплакалась, услышав слова одного из членов жюри — российской актрисы театра и кино Анастасии Заворотнюк.
24.09.2017 11:05
Экс-глава Торгово-промышленной палаты Вадим Левченко, занимавший свой пост в течение 25 лет, вошел в совет ТПП Кроме того, в новый состав совета ТПП включены два депутата Городского Собрания Сочи: Иван Савин и Владимир Торосян.
23.09.2017 09:36
На время празднования Дня города в кубанской столице ограничат автодвижение.
23.09.2017 16:12
В Славянске-на-Кубани мужчина проник на охраняемый объект и стал стрелять по сотрудникам Росгвардии, которые охраняли помещение.

Поиск

Афиша

Случайное фото








Конкурс

2 марта 2017 г.
Иван Дончаков. Он сказку делал былью

Устьлабинца Ивана Алексеевича Дончакова, чье фото было опубликовано в номере «СН» от 15 декабря, в лицо знали немногие. А вот скульптуры из дерева, вышедшие из-под резца народного умельца, жители любят и помнят до сих пор. Долгие годы центральные улицы нашего города украшали герои сказок, мультипликационных фильмов, а местные жители считали своим долгом показать приезжим его дом, похожий на сказочный теремок. Сегодня это уже музей мастера и еще одна достопримечательность Усть-Лабинска. Об этом редакции сообщили соседи Ивана Алексеевича и почитатели его таланта.

«Районка» дополнила ответы участников конкурса информацией из собственных источников.

 

Нет, не будет в этом рассказе и слова о политике. Не будет в нем громких имен и лозунгов. А будет рассказ о человеке, чьим трудом рождалась и жила сказка в маленьком кубанском городке Усть-Лабинске. Жила – потому что вот уже десять лет нет с нами мастера, удивительного человека Ивана Алексеевича Дончакова. Человека, который и сделал сказку былью и подарил ее всем нам. Десять лет без мастера, а сказка жива и не только на фотографиях.

Детский взгляд

«Чтобы узнать об этом интересном человеке, я приглашаю вас в сказку. Не поверите, но у нее есть точный адрес: Усть-Лабинск, улица Заводская, 105. Я живу на этой улице неподалеку и готов утверждать смело: мимо вы точно не пройдете! Среди домиков и домишек больших и не очень стоит величаво и гордо кубанская хатка. Она вся обшита корой тополя, резной забор и такая же резная калитка. Смелее входите и приготовьтесь удивляться и восклицать!

Перед хатой во дворе сидят друг подле дружки деревянные Дед и Баба. В руках у Деда книга с надписью «Сказки». Вот уж точно – сказка да и только! Тут и исполин Медведь, и дед Щукарь, и сестрица Аленушка с братцем Иванушкой. А стоит пройти вглубь двора – вот же они те самые Мишка и Мартышка из крыловского «Квартета». Глаза разбегаются. Хочется все рассмотреть и потрогать. Прикоснешься к фигуре и чувствуешь тепло. Дерево тепло хранит долго, тепло человеческих рук, сделавших такую красоту.

Почему я обратился именно к этой теме? Разрешите рассказать небольшую предысторию. Прогуливаясь с мамой по городу, мы обратили внимание на огромную деревянную голову. «Что это?» – воскликнул я. «Откуда и почему она здесь стоит? Кто смастерил такое чудо?» – я засыпал вопросами маму. Она рассказала, что это голова богатыря из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», а сделал ее известный в Усть-Лабинске мастер Иван Дончаков. Вырезал из дерева в далеком 1983 или 1984 году, когда мама была такой, как я сейчас, и подарил ее Усть-Лабинску на день рождения города. Так необычный подарок и стоит на улице Красной напротив многоэтажного здания с солнечными часами уже больше 30 лет. Были в Усть-Лабинске и другие резные фигуры, выполненные Иваном Алексеевичем в разные годы. Мама без труда вспомнила персонажей басни тезки нашего земляка Ивана Алексеевича Крылова «Квартет». «А где они сейчас?» – вновь спросил я. И мы отправились на улицу Заводскую. В двух кварталах от нашего дома – вот уж не знал! – без труда нашли его дом. Сегодня это дом-музей Дончакова».

Это отрывок из работы первоклассника одной из городских школ, с которой он планирует выступить на конкурсе «Я-исследователь». Знаем, что оно будет посвящено поискам ответа на взволновавший ребенка вопрос «Помнят ли устьлабинцы о мастере?» Оттолкнувшись от школьного исследования, спешим продолжить тему и вслед за нашим юным читателем отправимся в сказку и мы…

Своими глазами

С 2008 года в состав районного историко-краеведческого музея вошел отдел народного декоративно-прикладного творчества им. И. А. Дончакова, созданный на подворье народного умельца.

У ворот нас встречает заведующая отделом Татьяна Хорошилова.

Проходите, – приглашает нас она и буквально у самых дверей останавливается. – Обратите внимание на опорные столбы крыльца. Необычные они, как и все здесь, резные. А знаете ли вы, что все свои масштабные творения мастер сначала моделировал в миниатюре?

Мы заходим внутрь, и Татьяна Вячеславовна протягивает небольшой деревянный брусочек. При близком рассмотрении деталь, умещающаяся в ладони, – точная копия тех самых резных столбов.

А вот, взгляните на орлиные крылья. Крохотные, но проработанные до мельчайших деталей – перышко к перышку. Была у Ивана Алексеевича огромная фигура – орел из дерева в человеческий рост. Размах крыльев на пять метров! Сегодня, к сожалению, целиком работа не сохранилась, но крылья здесь, на подворье. Можете полюбоваться и представить, какой титанический труд был проделан нашим земляком.

Не можем не спросить о судьбе еще одного знакового «персонажа», который смастерил Дончаков.

А Голову из пушкинской поэмы, что в центре Усть-Лабинска установлена, спасем?

Просто обязаны спасти! – восклицает собеседница. – Еще две фигуры – Деда и Бабы – нуждаются в ремонте. Сегодня есть современные технологии, которые помогут сохранить эту рукотворную красоту.

В планах у музейных работников открыть на подворье курсы по ткачеству и гончарному делу, учить ребятишек мастерить из самых разных материалов. Сегодня здесь уже дают мастер-классы по изготовлению обрядовой обереговой куклы.

Знаем, что часть работ Ивана Алексеевича сегодня хранится в городе Сочи, – продолжает Татьяна Хорошилова. – Важно поддерживать с ними связь, чтобы знать: большое наследие Дончакова потомки бережно хранят.

После многих лет работы слесарем на заводе ЭМЭКа, Ивана Алексеевича направили на Сочинский консервный завод. Он и там слесарил, затем был медником.

Мы связались с Сочинским художественным музеем. Заместитель директора по научной работе Елена Фонарюк живо откликнулась на просьбу о помощи. Вот что нам удалось узнать.

В коллекции музея сегодня находится макет архитектурного ансамбля Кижского погоста из восьми предметов, макеты Преображенской, Лазаревской и Покровской церквей, макет колокольни в Кижах и несколько других работ. Все предметы были закуплены у автора в 1982 году.

Кстати, сам Кижский погост воочию мастер так и не увидел, работал по фотографиям из альбома, который ему когда-то подарили.

Семья

Говоря об Иване Алексеевиче, нельзя не сказать о семье, в которой он вырос и, конечно, о супруге мастера. Его родители, по воспоминаниям устьлабинцев, были людьми замечательными. Отец Алексей Андреевич работал на механическом заводе. Он был удивительным рассказчиком, балагуром. Мама Полина Васильевна – милая, простая, заботливая хозяйка.

После их смерти Мастер сделал и установил на могилах огромный деревянный крест. Говорят, такой была последняя просьба отца и матери.

Мой дедушка Ваня

Рассказала Татьяна Дмитренко и о том, что был у Дончакова внук Ванечка, с которым она познакомилась в один из приездов парнишки в Усть-Лабинск (мальчик родился и вырос далеко от наших мест). «Вот бы разыскать Ванечку, узнать, как сложилась его жизнь?» – Татьяна Ивановна не меньше нашего прониклась темой. Все, что мы знали о внуке Ивана Алексеевича, – это его имя и предполагаемая сфера деятельности – китайский язык. Наша читательница вспомнила, что Иван младший учился и работал в Китае. И снова помог Интернет. На странице китаиста Дончакова и контактный телефон, и адрес электронной почты. Списались-созвонились и к великой радости уже на следующий день получили ответ. Воспоминания внука публикуем без ремарок.

«В то время моя бабушка Люба уже умерла, это было в начале 2000-х годов, и я приехал тогда летом в Усть-Лабинск с папой. Отец мне говорил, что дедушка тяжело переживал смерть бабушки и сына (моего дяди Саши). Он стал очень одиноким. И я сам мог видеть, как тяжело ему было на душе.

Помню дедушку в последний раз плачущим... Он сказал, что и не было жизни, как будто: армия, война и ранения, завод и старость. Вот и все…

Но в моей памяти дед жив, и он для меня самый настоящий из всех настоящих людей: стране было нужно – он пошел на войну, потом на завод токарем.

Всю жизнь они прожили с бабушкой Любовью вместе. Не стало семьи – не стало и его.

Я уверен, что к своей работе токарем на заводе он подходил и творчески, и ответственно – каждую деталь делал с душой, при этом к делу подходил со всей строгостью технологического регламента. Говорю это, так как видел, как он делал на заказ изделия из металла: брал только столько, сколько мог сделать, в силу своих возможностей, и в силу того, что любую вещь он делал как последнюю, как для себя. Не гнался он никогда за «длинным рублем», зарабатывал, сколько мог; работа, как и творчество, не были для него способом удовлетворить свое тщеславие, самолюбие.

Когда я был в более-менее сознательном возрасте – дедушка уже не занимался творчеством. Думаю, связано это с тем, что уже не было просто сил, чтобы реализовывать свои «задумки»: после ранения на войне у него начались проблемы, были операции.

Еще помню, что когда я бывал в Усть-Лабинске летом, то к дедушке, особенно в ранние годы, приезжали экскурсии. Он всегда на этих экскурсиях держался скромно, особо не понимая, чего от него хотят и что он должен говорить. Дедушка был настоящим, он никогда и ни перед кем не красовался.

Еще помню, что на застольях, если дедушка выпивал, то не больше 2-3 рюмок водки.

Про войну никогда не рассказывал. Но я знаю, что там он был радистом.

Помню, – это случалось крайне редко – мы собрались вчетвером: дедушка, папа, дядя Саша (сын дедушки) и я. Мы просто шли по улице. У меня в этот момент появилось чувство какой-то казачьей общности, семейности, и такая сила внутри... И я подумал: «Вот Дончаковы идут».

Сейчас у меня два сына: Ваня и Саша, и я хочу, чтобы они были похожи на моего дедушку».

Дончаков-младший не пошел по стопам деда. Говорит, что в детстве мастерил что-то, но называет все это баловством. И добавляет вселяющее надежду в то, что все еще возможно: «Записался недавно на курсы плотницкого мастерства, и, если освою азы, поеду на Север, буду помогать в восстановлении храмов».

Послесловие

Но не стоит забывать, что земляк наш был не только умелец, мастеровой человек, за плечами у него была война. Только успел окончить семилетку и училище, начал работать токарем, как началась война. В 41-м, когда ему исполнилось 18, взяли в армию. Училище связи, потом – фронт. Передовая – ранение, фронт и снова госпиталь. Воевал Иван Алексеевич на Первом и Втором Белорусских фронтах. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и другими.

Настоящая цельная натура! Помнят о нем в родном Усть-Лабинске многие и особо ценно, что не только те, кто знал лично. Любой мальчишка и девчонка, который верит в сказку, может попасть в нее, достаточно лишь прийти в Усть-Лабинске на улицу Заводскую…

Предлагаем вашему вниманию новое задание. Ответы принимаются по телефону: 4-13-21 с 9 января.

В.БИТЮКОВА

"Сельская новь" от 5 января 2017 г., № 1 (13583).

>> Добавить комментарий

Комментарии