Краевые новости
20.11.2017 14:57
По данным на этот год, при содействии мэра в Сочи квартиры получили более 200 семей медработников, сообщает пресс-служба министерства здравоохранения Краснодарского края.
20.11.2017 13:11
В Краснодаре пройдут публичные слушания по проекту строительства индустриального парка в станице Старокорсунской Соответствующее постановление подписал глава столицы Кубани Евгений Первышов.
20.11.2017 15:43
Напомним, что в Краснодаре уже прошли Дни австрийского, итальянского, польского и сербского кино.
20.11.2017 13:50
Инцидент произошел около 11.30. На место происшествия прибыли пожарные. Они увидели, что огонь охватил автомобиль марки «ГАЗ».
20.11.2017 13:43
Накануне домой к пенсионеру пришла неизвестная женщина и предложила купить банку меда.

Поиск

Афиша

Случайное фото








Духовные колокола

31 июля 2017 г.
Откуда берутся террористы

Сегодня мы все чаще слышим о терроризме и экстремизме. Казалось бы, тема не касается православных, но, к сожалению, подавляющее число терактов совершают именно религиозные люди. Почему так происходит и правильно ли называть этих людей верующими? Попробуем ответить на этот вопрос.

Жизнь после жизни

Первое, с чего нужно начать пояснение: абсолютное большинство мировых религий исповедуют один общий постулат: смерть не конец! Религиозный опыт людей за тысячи лет придал этому утверждению силу очевидности, и оно воспринимается человеком любой веры как аксиома. Этот важный факт кардинально влияет на поведение и жизнь человека.

Главный вывод, к которому неизбежно приходит каждый верующий, да и просто человек разумный, состоит в том, что умереть придется непременно, и избежать этого страшного момента никому не удастся. В таком случае следующим важным умозаключением становится утверждение того, что к этому событию надо готовиться заранее, поскольку качество грядущей «загробной» жизни, благополучие места нового пребывания, напрямую зависит от усилий, которые человек прикладывал в течение предыдущего, земного отрезка своего жизненного пути.

Рай или ад

Все наиболее значимые религии мира, в первую очередь монотеистические (христианство, ислам, иудаизм), говоря о месте пребывания души после смерти, исповедуют сугубое разделение загробного мира. Это иноприродное пространство, невидимая нам до времени духовная реальность, состоит из двух очень разных областей пребывания душ усопших – рая и ада. Каждая религия дает свои наставления, предлагает свою «дорожную карту», как избежать адского наказания и достичь этих райских обителей, где «нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания», где просто сам факт бытия наполняет все твое существо нескончаемой радостью и счастьем. Как раз таки на пути решения этой задачи и таятся опасности больших ошибок.

Трудно и скучно

Традиционные религиозные учения во главу угла всегда ставят исполнение заповедей Божиих, то есть ежедневные усилия человека в борьбе со своими страстями. Все это требует постоянного напряжения и самоконтроля, серьезных усилий самоограничения и аскезы. Путь благодатный, но весьма длительный. И тогда у некрепких в вере людей возникают мысли, а как бы решить этот вопрос быстро и радикально? Поверхностное восприятие сути вероисповедания, нежелание глубокого постижения высоких целей, которые ставит перед человеком данная религиозная система, в сочетании со слепой убежденностью в своей правоте, помноженной на гордыню и тщеславие, порождает крайне опасную ситуацию.

Так, например, традиционный ислам со своими пятью столпами-ритуалами, нацеленными на воспитание в человеке высокого чувства Богоприсутствия и создание морально-нравственного стержня целостной и здоровой личности, оказывается для кого-то «скучным», как сейчас говорят, не цепляет, и потому пассивно воспринимается, например, в молодежной среде.

Надо сказать, что нечто подобное случается и в традиционных христианских конфессиях. Происходит уклонение от подлинного пути христианина, который требует повседневного внутреннего труда, самоконтроля, борьбы со своими страстями, всего того, что входит в понятие «невидимая брань». Современный человек, даже, казалось бы, пришедший к вере, с трудом воспринимает эти духовные нагрузки, связанные с необходимостью обличения и исправления в первую очередь себя, а не окружающих. Человеку привычнее и легче видеть причину своего дискомфорта в чем-то внешнем, обличать окружающих и стремиться изменить своего ближнего. В этом случае враг ищется не внутри своей греховной природы, а вне ее. Таким образом важные задачи для спасения души заменяются на борьбу то с получением паспортов, то с ИНН, то со штрих-кодом на товарах, то есть упор делается на все внешнее, но не на внутреннее.

Таким образом, становится очевидным, что главной причиной религиозного экстремизма являются интеллектуальная деградация общества и религиозное невежество, которые становятся катализаторами таких явлений, как извращенное толкование догматов веры, агрессивность по отношению к инакомыслию, нетерпимость к принципу свободы выбора, фанатичная жестокость и терроризм.

Искажение истинного смысла

Здесь на первый план как раз и выходит та самая фундаментальная проблема всякой религии – жизнь после смерти. В каждой монотеистической религии есть понятие мученичества за веру, которое считается высшим проявлением любви к Богу и ближнему, поскольку человек жертвует самым дорогим – своей жизнью. В христианстве он называется мученик, в исламе – шахид, в иудаизме – кадош.

В традиционном исламе это понятие мученичества за веру подразумевало мученическую смерть на войне во имя Аллаха, смерть при защите своей веры, родины, чести, семьи. Но, увы, именно в исламе, это благородное понятие претерпело трансформацию, что в корне изменило подлинный смысл подвига мученичества и понятия «шахид». Трансформировался и смысл слова «джихад». Джихадом в исконном смысле является борьба со своими личными духовными или общественными социальными пороками. Все это относится к, так называемому, большому джихаду (духовной борьбе), но есть и малый джихад или газават – вооруженная борьба. Тем не менее даже во время священной войны (газавата) Пророк Мухаммед в Коране запрещает мусульманам убивать женщин и детей. Более того, повелевает не трогать даже мужчин другой религии, если те «находятся в местах поклонения». Человеческая жизнь с точки зрения ислама является неприкосновенной. Мусульманин обязан дорожить своей жизнью и жизнью других живых существ. Человек, незаконно отнявший жизнь у другого человека, приравнивается к убийце всего человечества. Тем не менее образ исламского террориста-самоубийцы, который осуществляет подрыв себя и других для того, чтобы попасть в рай, стал некой неотъемлемой частью современного мира. И это при том, что сами толкователи Корана утверждают: «Самоубийца-бомбист не является мучеником, и для него уготован адский огонь».

Роковой самообман

Но, как мы видим, авторитеты богословия отходят на второй план, когда речь идет о больших деньгах и геополитике. Для достижения своих целей боевики-исламисты, выдергивая из контекста фрагменты Корана и произвольно трактуя их в угоду малограмотному населению мусульманских стран или разочаровавшемуся в «западных ценностях» европейцу, стремятся максимально упростить, а подчас и ловко подменить великие истины веры. И тогда человеку, который находится в духовном поиске и ищет правды Божьей, предлагают невероятно высокую цель – пожертвовать во имя Аллаха самым дорогим – своей жизнью. И вот этот несчастный самоубийца-смертник начинает верить, что он истинный шахид, что таким образом он воюет с неверными, прославляя имя Аллаха. Главный упор в психологической обработке делается на постепенное притупление защитных психологических сил организма, на внушение отрицания ценности жизни как таковой, бессмысленности «тянуть время». И предлагается «надежный вариант»:  стоит только нажать кнопку на «поясе смертника», убив как можно больше людей, и тогда все проблемы этой жизни закончатся…

Духовное невежество

Так происходит ужасный обман верующих, страшная по своему цинизму подмена одного из основополагающих признаков истинной веры – мученического служения. Мужественное исповедание своей веры перед мучителями, стойкость даже до смерти и, как результат, наследование райских обителей бесстыдно и кощунственно подменяется призывом творить тяжелейшие грехи и злодеяния с именем Божьим на устах. Не будем даже обсуждать столь очевидный факт, насколько тяжким грехом является убийство невинных людей. Все Аврамические религии (христианство, ислам, иудаизм) восприняли в свои учения десять заповедей Моисея, где ясно сказано: «Не убий».

Из вышесказанного вывод напрашивается сам собой: первопричиной религиозного экстремизма является духовная безграмотность. Соответственно противодействие может быть тоже только одним – это знание основ веры, к которой человек принадлежит. А если помимо знания будет еще и духовная практика, то ситуация начнет меняться однозначно. Других вариантов нет.

Штатный священник храма Святого Преподобного Сергия Радонежского, иерей Дионисий Хизуненко

"Сельская новь" от 29 июля 2017 г., № 83 (13665)

>> Добавить комментарий

Комментарии