Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Монашеские пещеры

Рубрика: В поселениях
09:15, 24 Января 2019

Откуда в станице Некрасовской появились подземные ходы

Коридоры, возможно, рукотворного подземелья. Фото: «История, этнография, фольклор Кубани"»

Дорогие читатели, сегодня мы запускаем новый проект «Легенды района». Раз в месяц «СН» будет рассказывать о правдоподобных историях, которые передаются местными жителями из поколения в поколение. Корреспонденты газеты проведут свои исследования и попытаются установить, какие легенды являются правдой, а какие лишь красивым мифом, по какой-то причине сохраненном в памяти людей, живущих на территории района.

В этом номере мы публикуем исследование Виктории Гостевой о пещерах в станице Некрасовской, которые по приданию были выкопаны проживавшими здесь в начале XX века православными монахами.

Этой легенде не меньше ста лет. О том, что в Некрасовской есть пещеры, которые якобы вырыли жившие там монахи, в поселении знают даже дети. О них местным школьникам рассказывают на уроках кубановедения. Но предания, основанные на воспоминаниях старожилов, не подтверждаются архивными документами и исторической литературой. Все, что связано с пещерами, – интересный, но пока научно неподтвержденный факт. Корреспонденты «СН» попытались разобраться, что в этой легенде правда, а что вымысел.

А были ли иноки?

По некоторым данным пещеры находились между станицами Некрасовской и Новолабинской, неподалеку от реки Лабы и дороги, ведущей в соседнюю Адыгею. Некрасовцы предполагают, что пещеры выкопали монахи. Каждая из них якобы имела несколько ответвлений. Главная состояла из двух ярусов – верхнего и полуподвального – и имела несколько выходов. Внутри из земли были сделаны столики и полати. У входа в пещеру и в самой пещере горели свечи. Старожилы рассказывают, что в круглое помещение вел длинный высокий коридор в рост человека с редкими свечками по стенам. Там стоял стол с иконами. В коридорах пещеры сидели, скрестив ноги и подняв руки ладонями вверх, монахи.

Вход в некрасовские пещеры.

Этот факт косвенно подтверждает и бывший педагог некрасовской школы Светлана Кустова, написавшая статью об истории православия в станице. В своей работе Светлана Кустова пишет, что на горе над пещерами когда-то стоял монастырь. На этом месте позднее был разбит колхозный орешник, и в нем действительно находили остатки фундамента. Но правда ли это был монастырь, и что стало с ним, достоверно не известно.

По словам некрасовского краеведа Нелли Степановой, много лет назад она встречалась с монахом из Тбилисского района братом Серафимом, поставившим под сомнение рукотворное происхождение пещер.

– Заговорили о подземных ходах в Некрасовской, - вспоминает исследователь истории. – Но брат Серафим удивился, когда я сказала, что вырыли их монахи. Он признался, что никогда раньше не слышал о том, что в станице жили монахи, и не читал о монашестве в Некрасовской.

В музее школы № 12 проводит экскурсии педагог Нелли Степанова. Она рассказывает школьникам легенды о пещерах, вырытых монахами. Фото: Ольга Белугина

Но Нелли Степанова вспоминает, что много лет назад слышала рассказ пожилых станичниц о том, что монахи в начале прошлого века ходили по станице и собирали яйца и творог для раствора на строящийся храм Николая Чудотворца.

– Говорили старожилы и о том, что копали подземные ходы монахи деревянными лопатами и выносили грунт в ведрах на берег Лабы, – утверждает краевед.

На Девятую Пятницу

По некоторым данным в начале XX века неподалеку от пещер построили часовню, куда поместили «чудесную» икону. Вот как описывают это авторы исторического очерка о Некрасовской «Станица на берегу Лабы» Олег и Татьяна Ратушняки.

«В 1909 г. на 9-ю пятницу от Пасхи в лесу за станицей произошло «чудо». В роднике появилась икона Прасковьи Великомученицы. Ее отнесли в церковь, а утром на следующий день вновь обнаружили в роднике. Тогда вокруг родничка выложили колодец. Рядом построили часовню, куда поместили эту икону. Слух о 9-й пятнице стал быстро распространяться. К роднику за святой водой раз в год, на праздник 9-й пятницы, приходили люди со всех уголков страны».

Говорят, что источников Параскевы Пятницы в крае только два. Со слов старожилов, некрасовский вытекает из подземного озера, расположенного в большой пещере.

Некрасовский педагог Светлана Кустова рассказала, что в станице есть два святых источника, и пещеры все же расположены ближе ко второму, малоизвестному роднику.

– Он находится неподалеку от источника Святой Пятницы, но его посещают намного реже, потому что он не приспособлен для набора воды. Те, кто идут к нему, сначала расчищают родник, а уж потом набирают воду.

«Райский» сад

Рядом со входом в пещеры у часовни в честь Параскевы Пятницы в начале прошлого века рос сад. Яблони и груши каждый год давали богатый урожай.

«Ктитором – строителем часовни – был Трофим Тараненко, – пишет Светлана Кустова. – Он-то и посадил вокруг нее сад. А перед праздником 9-й Пятницы Тараненко на подводе ездил по станице и собирал самовары, чтобы напоить чаем пришедших из разных уголков страны паломников».

Краевед Нелли Степанова предпологает, что именно такие подсвечники использовали жившие в некрасовских пещерах монахи. Фото: Ольга Белугина

Сад у пещер станичники окрестили «райским». Яблоки и груши росли в нем такие крупные, каких сейчас не увидишь. Но в 1930-е годы сад пришел в запустение. С установлением в станице советской власти часовня и колодец были снесены, а вход в пещеры завалили землей.

Куда ведут ходы

Сегодня никто не возьмется точно утверждать, куда ведут ходы некрасовских пещер. Да и вход в них настолько узкий, что пролезет в него не каждый.

Учитель кубановедения школы № 12 Нелли Степанова вспоминает, что в 1970-е годы с учениками ходила на экскурсию к пещерам. Вместе с детьми они преодолели узкий проход и очутились в полумраке первого зала.

– Дальше не пошли, потому что там было совсем темно, – рассказала педагог. – Первый зал хоть как-то освещался пробивавшимся с улицы солнечным светом. Ребята начали бегать, резвиться, и со стен и потолка посыпалась глина. Я еле различала учеников в густой пелене пыли. Испугавшись, что дети могут потеряться, спешно сказала: «Выбираемся наружу!» И пока последний ученик не вылез из пещеры, не успокоилась. Больше в то подземелье мы не ходили.

Старожилы утверждали, что вырытые монахами пещеры вели к существовавшему в станице храму Николая Чудотворца. Но Нелли Степанова говорит, что в исторической литературе не встречала подтверждений этому факту. Как и не нашла упоминаний в архивах о том, что во время Великой Отечественной войны пещеры использовали как ангары для боевой техники.

– Как-то услышала от местных жителей, что в пещерах стояли военные самолеты, – говорит Нелли Степанова. – Эта версия выглядит совсем неправдоподобно, особенно для того, кто хоть раз видел узкий вход в подземелье. А вот то, что во время войны здесь могли прятаться дезертиры, вполне возможно. Пожилые станичницы вспоминали, что во время войны с опаской ходили на поля, расположенные вблизи пещер. Укрывавшиеся в них от военного трибунала дезертиры нередко нападали на колхозниц и отбирали у них еду.

Без ответа

Жили или нет монахи в Некрасовской? И они ли вырыли пещеры на восточной окраине современной станицы? Похоже, эти вопросы так и остаются без ответа. Пролить свет на происхождение подземных ходов, вероятно, сможет лишь отдельное исследование пещер. Но как говорят местные краеведы, таких экспедиций в станице никогда не было.

 

Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика