Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Точка возгорания

Рубрика: В поселениях
17:09, 18 Апреля 2019

Почему школа села Суворовского стала причиной рожденного жителями района мифа

Так сегодня выглядит здание школы, где случился пожар. Фото Ольги Белугиной

В Суворовском сгорали школы - такое утверждение можно услышать даже за пределами села. Мнение, что за время существования населенного пункта несколько образовательных учреждений пережили пожар, стойко закрепилось в сознании обывателей. Чтобы найти ему подтверждение или опровергнуть передающийся из уст в уста миф, корреспонденты «СН» провели свое исследование.

Современное здание школы построили в 1978 году.

Документального подтверждения школьных пожаров ни в районном архиве, ни в администрации Суворовского сельского поселения найти не удалось. Это сразу навело на мысль, что с высокой вероятностью имеем дело с легендой, которой народная молва придала оттенок трагизма. Но почему речь идет именно о школах села? Этот вопрос решили задать местным жителям. И первым местом, куда отправились за ответом, стала суворовская средняя школа №10.

 

Забытая школа

Директор учебного заведения Ольга Дербенева, услышав предысторию, удивилась.

Ольга Дербенева.

- Сгорела только одна школа. О других пожарах я ничего не слышала. Это была тоже десятая школа, но располагалась она не Ленина, как сейчас, а по самой протяженной улице села - Чапаева, - пояснила руководитель образовательного учреждения. - Вы не могли не заметить высокое беленое одноэтажное здание на полпути к центру Суворовского. Сейчас оно в частной собственности и имеет обветшалый вид. Это все, что осталось от разбросанных по селу трех корпусов той старой, сгоревшей школы.

За уцелевшим и видимым сегодня с автотрассы зданием располагалось еще одно - там до пожара находился спортзал. Так сложилось, что жизнь пенсионерки Людмилы Жмаевой связана с пострадавшей школой.

- Я училась в ней, а в 1967 году, после окончания педучилища, пришла туда работать учителем начальных классов, - вспоминает женщина. - Сегодня, глядя на сиротливо стоящее заброшенное здание, удивляюсь, как мы туда все помещались? Учеников в школе по сельским меркам училось много - не менее 200 человек. И наш класс был огромным - 42 человека.

Людмила Жмаева, позже преподававшая в современной СОШ №10, вспоминает просторный двор с тополиной аллеей, гулкие школьные коридоры, завешанные стенгазетами, небольшой, но на переменах всегда заполненный учениками буфет, где каждому бесплатно давали стакан молока и продавали ароматные булочки.

Пожар

Людмила Жмаева.

Людмила Жмаева до деталей помнит четверг 13 октября 1976 года, когда случился пожар. Тогда она уже преподавала в родной школе.

- Мне срочно понадобилось пойти в другой корпус. Проходя по школьному двору, заметила папу, который тогда работал у нас завхозом, - вспоминает педагог. - Смотрю, что-то ищет в люльке мотоцикла. Говорит мне: «Где-то здесь старые брюки лежат. Вот думаю намочить их и отнести в спортзал - там сварщики трубы чинят. Надо бы закрыть тряпками потолок, чтобы искра не попала». Я махнула ему и пошла дальше. А когда минут через семь возвращалась обратно, увидела над спортзалом клубы дыма. Бросилась в главный корпус, чтобы сообщить о пожаре.

Как оказалось, перекрытия и потолок в спортзале, где рабочие ремонтировали сломавшееся отопление, были деревянными, а для утепления потолка использовали опилки. Искра от сварки попала на легковоспламеняющийся потолок, и огонь за считанные минуты охватил все строение.

- Папа тогда сокрушался, что сварщики не послушали его и не использовали мокрые тряпки. Тогда пожара могло не быть, - убеждена Людмила Жмаева.

Эвакуация

Ирина Акатова.

Преподаватель русского языка современной школы №10 Ирина Акатова в 1976 году училась в девятом классе. Она хорошо помнит, как начался второй урок, и педагог собиралась рассказывать новую тему. Но занятие прервало сообщение о пожаре. Всех спешно попросили выйти из здания. Во дворе уже толпились младшеклассники. Ребята из старших классов пошли в библиотеку спасать книги.

- Возгорание произошло в соседнем здании, и основного корпуса, когда мы бежали в библиотеку, огонь еще не коснулся, - вспоминает Ирина Акатова. - На вытянутые руки мы укладывали друг другу учебники и энциклопедии, методическую литературу и, стараясь не уронить, относили их через дорогу в соседний со школой двор. Живущая здесь семья предложила сложить книги у них, предварительно укрыв землю пленкой - чтобы не запылились. Несколько часов мы носили книги, пока библиотека не опустела. Остальные старшеклассники спасали парты, шкафы, приборы из кабинетов химии и физики. Удивительно, но ничего из мебели в огне не погибло - все успели вынести до того, как пламя перекинулось со спортзала на крышу главного корпуса.

Отменили представление

Среди малышей, которых первыми эвакуировали из школы, была ученица четвертого класса Елена Лагодиенко, которая сейчас тоже преподает в суворовской СОШ №10.

Елена Лагодиенко.

- У нашего класса была запланирована поездка то ли в цирк, то ли в театр в Краснодар. Билеты на представление хранились в сейфе в кабинете директора. Один из мальчишек кинулся в здание, чтобы вытащить их. У него не получилось. Но после такого ЧП поездку все равно отменили. Для меня самое страшное воспоминание детства - видеть, как горит школа. Многие ученики младших классов плакали навзрыд. Никто не понимал, где мы теперь будем учиться.

Но уроки возобновили уже через три дня! В понедельник ученики сели за спасенные ими же парты. Для занятий выделили помещения в сельской гостинице и клубе.

А через два года - 1 сентября 1978 года - свои двери открыла новая школа. Но если бы не прораб местного колхоза «Заветы Ленина» Вячеслав Каргопольцев, не известно, случилось бы это так скоро.

За проектом

Уже на следующий день после пожара в хозяйстве собрали экстренное собрание. Председатель колхоза предложил построить новое учебное заведение. Но нужен был проект школы, который в то время утверждали в Москве. В столицу отправили прораба Вячеслава Каргопольцева.

Вячеслав Каргопольцев.

- Как человек сельский, в Министерство сельского хозяйства РСФСР я пришел в семь утра, - вспоминает бывший колхозник. - Вахтер удивился: «Рановато ты, мил человек, пришел. К 11 часам подходи, раньше не возвращайся». Когда вернулся в министерство, меня направили в ведомство, курирующее строительство сельских школ. А там большой чиновник, узнав, что я приехал за проектом для новой школы, не спеша, распахнул штору, закрывавшую висящую на стене огромную карту России, и начал тыкать пальцем в города и повторять: «Здесь школа сгорела, здесь и вот здесь. Вы что их там, поджигаете?! Нет у нас денег. Понимаете, нет!» Я расстроенный вышел из кабинета. Секретарша, увидев это, стала расспрашивать. В разговоре выяснилось, что мы земляки - она из Каневского района. Спросила меня, есть ли деньги. Я протянул все, что брал с собой в дорогу. Девушка взяла их и сказала приходить вечером. Как понимаете, проект с миллионным финансированием мне выдали.

Но на этапе строительства при прокладке коммуникаций возникли проблемы, связанные с рельефом местности. Проект надо было менять. И Каргопольцева вновь делегируют в Москву.

- Был август, билетов ни на один авиарейс не возможно достать. А председатель, как отрезал: без нового проекта не возвращайся, - вспоминает Вячеслав Иванович. - Каким-то чудом нашел человека, который провел меня в грузовой терминал аэропорта, и я полетел в Москву вместе с загруженной на борт мебелью. Но проект изменили и школу построили. Иногда думаю, такие усилия! Но ведь стоило того.

Вместо эпилога

Парта из сгоревшей школы.

Когда в 1978 году в новой школе №10, расположенной в центре села Суворовского, начались занятия, это было событие районного масштаба. Она была рассчитана на более 200 учеников. И по сей день это одно из самых уникальных учебных заведений района. Несмотря на то, что построена она была по типовому проекту, здесь у самых ступенек есть фонтан и турникет при входе во двор.

И хотя легенда о том, что в Суворовском периодически сгорают школы, оказалась выдумкой, родилась она не на пустом месте. Просто факт пожара в учебном заведении, случившегося 43 года назад, оброс небылицами.

Почему же суворовцы и по прошествии стольких лет помнят о ЧП? Ответ очевиден. Школа была и остается центром жизни на селе. И благодаря таким людям, как Вячеслав Каргопольцев, этот центр есть в Суворовском и сейчас.

 

Виктория Гостева
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика