Александр Пилипенко: "Тренируйте в себе совестливость"

Рубрика: Образование
11:12, 20 Июня 2019
Предприниматель и потомственный казак Александр Пилипенко уверен, что пробудить у молодых интерес к изучению прошлого своей семьи должны взрослые. Фото6 Ольга Белугина

Поговорить о проблемах нравственного выбора молодежи, о казачестве и вере в Бога юнкоры «СН» решили с усть-лабинским предпринимателем Александром Пилипенко, правнуком последнего телохранителя российского императора Николая II. Потомственный казак, он считает, что человек должен тренировать в себе совестливость и жить по евангельским законам.

В современном мире расплываются значения таких понятий, как хорошо и плохо. А должен ли человек быть совестливым?

В подростковом возрасте трудно сформировать в себе систему ценностных координат: что хорошо, а что плохо. Но, порой, и взрослому непросто сделать выбор. А все потому, что этот человек не имеет своих устоявшихся принципов. Когда я только начинал работать в ГАИ, много раз приходилось останавливать подвыпивших водителей. Мужчины просили отпустить их, говоря как под копирку: «Это первый и последний раз. Не наказывайте. У меня дома семья». Последняя фраза должна была разжалобить, но у меня она вызывала обратную реакцию. Ты пьяный сел за руль, а тебя ждет семья. Случись что с тобой, твои же близкие будут правы, если спросят меня: «Почему не остановил?» По моему мнению, эти «зудящие» вопросы самому себе и есть голос совести. Нельзя быть хорошим там, где творят беззаконие. Надо действовать по совести: не жалость делает человека человеком, а соблюдение норм морали. Да, когда ты молод, этих границ часто не ощущаешь. Но можно «тренировать» в себе совестливость. Если после поступка или решения на душе скребут кошки, значит, ты был не прав, и надо уметь это признать.

Сейчас много говорят о необходимости формирования у молодежи гражданской позиции, воспитания нетерпимости к любым проявлениям беззакония. А Вы что думаете?

Только так и должно формироваться мировоззрение молодежи. Но осуждая чужой проступок, руководствоваться стоит не мнением толпы, а своим представлением о чести и совести. Иначе получится как в деле Пастернака – «не читал, но осуждаю». Это подлость. Никакая жизненная ситуация не оправдывает малодушие. Сто лет назад, когда расстреляли царскую семью, телохранителем которой был мой прадед Алексей Петрович, много ли людей честных и совестливых осудили бесчеловечный по своей жестокости поступок? Только сейчас, по прошествии стольких лет, общество приходит к осознанию, какой грех лег на души тех, кто совершил злодеяние, и тех, с чьего молчаливого согласия это произошло. Помните, как у Александра Галича? «Вот как просто попасть – в палачи. Промолчи, промолчи, промолчи!»

И с себя надо строже спрашивать, чтобы оставаться человеком и гражданином. За сорок лет службы в системе МВД вывел формулу: «Если принял на работу молодого сотрудника, который, неся службу, нарушил устав, то раздели с ним ответственность. С кого спрашивать, что «войдя в положение» парня, который очень хочет работать, но не умеет жить по уставу, принял на службу? Только с себя.

Почему сегодня много молодых людей, которым не интересно прошлое своей семьи?

Потому что этот интерес в них никто не пробудил. В детстве я общался со своим легендарным прадедом. Он умер в 1972 году, когда мне было 12 лет. К этому возрасту уже хорошо осознавал масштаб его личности. Мой прадед Алексей Петрович Пилипенко – казак станицы Усть-Лабинской, вахмистр, служил в Первой Кубанской сотне Собственного Его Императорского Величества Конвоя с 1911 по 1917 год. В 1914 году был награжден Георгиевскими крестами 3 и 4 степени. После гибели царской семьи его дважды отправляли в ссылку на Соловки.

Чтобы мой внук-подросток знал, что его предок служил государю, в прошлом году издал книгу о нем. Много лет собирал факты о биографии и службе прадеда, работал в архивах, сотрудничал со специалистами по генеалогии.

В школах сегодня практически каждый ученик выполняет задание по составлению генеалогического древа своего рода. И если не подходить формально, то это возможность изучить историю своей семьи. Но, повторюсь, побудить молодежь к этому должны взрослые.

Как помочь им открыть дорогу к Богу? Может, в безверии причина безразличия подростков?

Уверен, что это так. Вспомните неоднозначную реакцию горожан на вывешенный на выезде из Усть-Лабинска баннер с фотографией семьи последнего российского императора и подписью «Прости нас, государь». Понимаю, когда не приняли покаяние люди «старой закалки» с богатым коммунистическим прошлым. Но откуда столько негатива у молодежи? Многие из них считают, что подвергать все и вся сомнению, не верить в Бога – это по-современному. А разве не евангельские заповеди являются тем самым нравственным стержнем, той совестью, о которой мы говорили?

По мне, так мы все должны попросить прощение за убийство царской семьи. Бесчеловечное по своей сути и бессмысленное с точки зрения государства преступление так и не оплакано страной. Мы забываем еще одну истину: прощение нужно в первую очередь тому, кто о нем просит. Если бы взрослые чаще говорили об этом с детьми, молодых атеистов было бы меньше.

Как привлечь молодежь в казачество и стоит ли это делать?

Убежден, что казаком нельзя стать, им нужно родиться. В первую очередь казачество – это не про место жительства, а про генетическую память поколений. Много лет назад был у меня в подчинении сержант, который сегодня служит казаком. Разговорился с ним как-то, спросил, что знает о предках. А он только и смог вспомнить, что корни его на Урале. И это казак? Да до седьмого колена надо род свой знать, если хочешь казаком называться! Но, к сожалению, есть те, кто казачество воспринимают как работу – с жалованьем и трудовым распорядком. Но нельзя по пятницам охранять порядок в городе, а по субботам закрывать глаза на беспорядки, потому что «не на службе». Прадед рассказывал, как казаки объединялись в группы, обходили все въезды-выезды из станицы, защищая ее от нападения горцев. Не за жалованье, а потому что так делали и до него, и он надеялся, будут делать и после.

Я бы вообще при вступлении в казачество экзаменовал ребят. Пусть сначала изучат историю казачества, назубок знают о страшных годах гонений, хоть немного попытаются осознать, каково это быть казаком, прежде чем маршировать на парадах. Иначе долго нам еще слышать в адрес современных казаков обидное «ряженые».

 

Виктория Гостева
Услуги "СН"
свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
Общественно-политическая газета Усть-Лабинского района Краснодарского края для читателей 12 лет и старше (12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика