Усть-лабинские земли, как и вся Старая и Новая кубанские оборонительные линии, заселялись преимущественно представителями православного вероисповедания. Нередко это были староверы. На территории станицы Усть-Лабинской длительное время существовал храм старообрядцев. Но Великий пост соблюдали все, и Пасху отмечал тоже без исключения весь православный люд.
В этом году жители Усть-Лабинска как никогда приблизились к тому укладу, который сопровождал у предков Великий пост и подготовку к Пасхе. Пост отличался не только ограничениями в еде – хотя постное меню в это время было у каждой хозяйки без исключения. В эти недели менялся ритм жизни и содержание деятельности устьлабинцев. По воспоминаниям старожилов, собранным исследователем-этнографом Н.И. Бондарем, «В пост песен не пели, даже на улицу не пускали, грех». Вводился запрет на игру в карты и любые увеселения. Человек в это время должен был трудиться физически и духовно.
Много работали даже на последней страстной неделе Великого поста, которая в Усть-Лабинске называлась в простонародье «страшной». В эти дни приводили в порядок жилище, себя и занимались активной подготовкой к предстоящему празднику – Воскресению Христову.
Светлый праздник Пасхи имел обязательную символику, которая сохранилась до наших дней. Главным блюдом была «паска» из сдобного теста и пасхальное яйцо. Никаких курочек, зайчиков и других зверят в русской традиции не было.
Усть-лабинские бабушки с улицы Островского в один голос говорят, что яйца у них на Пасху всегда красные, почти бордовые. Если обратиться сейчас в ближайшую овощную лавку с вопросом, есть ли луковая шелуха, ответят, что разобрали, да и самим надо.
Яйцо всегда было важным символом, имеющим глубокий смысл. Это не только атрибут, преподнесенный Марией Магдалиной, который упоминается в Евангелие, но и языческий символ сотворения мира.
Раньше в Усть-Лабинском районе пасхальные яйца красили исключительно в красный цвет, проваривая их в луковой шелухе. Сохранились сведения, что иногда для окрашивания использовали молодые побеги тополя, но тогда цвет отличался. В нашем районе не было традиции расписывать яйца. По замечанию этнографов, украсить яйцо могли разве что листочками петрушки или березы. Их приклеивали к яйцу, а затем снимали. Так получался рисунок.
Вопрос, когда же правильно ходить на кладбище, до сих пор может вызвать споры и неоднозначную трактовку. Сейчас на Кубани поминают успопших на Радоницу.
Раньше в районе этот праздник назывался «провода», встречалось также название «родительское воскресенье». В этот день на могилки с собой брали пасхальную пищу: яйца, «паски», «вареный рис» (кутью), пирожки. Долгое время в станицах сохранялась традиция катания яиц на могилках и обсыпания их зерном.
Но далеко не все посещали кладбище на Радоницу, как сейчас. Многие устьлабинцы делали это и на первый или второй день Пасхи. Никаких противоречий с радостным светлым праздником Христова Воскресения при этом не ощущалось. На Кубани очень долго сохранялся культ умерших предков. А Пасха воспринималась как общий праздник: для живых и мертвых.
Обряды прошлого для некоторых сегодня воспринимаются как ритуал, не больше. Но не стоит забывать, что связь с предками, покоящимися на кладбище, служит подчас единственным доказательством, что это земля наша.
День открытых дверей на предприятиях «Прогресс Агро»
12:15 22.04.24
Награды для самых юных, выполнивших нормативы ГТО
09:28 22.04.24