Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Продолжаем рассказывать о педагогах центра творчества «Созвездие»

Рубрика: Образование
11:16, 20 Мая 2023

Создать ситуацию успеха

Екатерина Тарасенко из семьи, где педагогами были мама и бабушка. В детстве занималась танцами, училась в музыкальной школе. Когда поступала в вуз на факультет иностранных языков, то мечтала стать не учителем, а переводчиком или гидом.

– На третьем курсе проходили практику в школе, поняла, что хочу преподавать, мне понравилось работать с детьми, – рассказывает Екатерина. – После института три года преподавала английский в родной школе. Потом воспитывала своих детей, занималась репетиторством. Мне всегда важно видеть результат труда, наблюдать, как идет усвоение материала и развитие способностей ребенка. Возможности работать  в «Созвездии» была рада. Благодарна нашему директору и всем коллегам за то, что поверили в меня, не очень опытного педагога, приняли в коллектив, помогли освоиться.

В центре творчества Екатерина Михайловна преподает второй год. Ведет три группы  объединения «Маленький полиглот» с двухгодичным курсом обучения.  Дети могут записаться уже  с первого-второго  класса. Занимаются ребята и постарше. 

– Использую нестандартные методы обучения, – продолжает педагог. – В одной группе могут собраться дети разного уровня знаний и обычно нужно два-три месяца, чтобы подтянуть отстающих. Тогда легче и интересней идти всем вместе дальше. На занятиях в центре развиваем и дополняем школьную программу. Больше времени уделяем лексике, обязательно изучаем страноведение, историю и культуру. На каждом уроке говорение, аудирование, чтение, переводы.

Многие родители отмечают, что английский язык стал предметом, домашнее задание по которому дети готовят с удовольствием. Как следствие, успеваемость в школе по предмету улучшается.

Наставник уверена, что знакомство с иностранными языками следует начинать с детского возраста и доверить это следует профессионалу. При регулярном посещении и правильно дозированной нагрузке через полгода даже те, кто пришел к нам с низкой базой, добиваются хороших результатов, а главное, учатся самостоятельно мыслить и охотно идут дальше.

Педагог дополнительного образования в силу многих обстоятельств может больше времени, чем учитель в школе, уделить общению с детьми, индивидуальной работе. Мало выдать тему, надо сделать это интересно и закрепить знания, убеждена Тарасенко.

– Стараюсь, чтобы дети не чувствовали себя под жестким контролем и в то же время всегда ощущали присутствие и поддержку, – говорит наставник. – У каждого ребенка особый внутренний мир. В центре ребят всегда услышат и помогут раскрыться.

Место творческого притяжения

В Усть-Лабинск Татьяна Клименко приехала из соседнего Красногвардейского района поступать в соцпедколледж. На  профессиональный выбор девушки повлиял пример первой школьной учительницы Любови Семеновны, которую очень любили дети.

– В школьные годы занималась в художественной школе, и то, что буду учителем, твердо решила еще в детстве, – рассказывает Татьяна Андреевна. – После окончания училища преподавала в начальной школе, работала в сфере флористики. Только в «Созвездии» смогла объединить два начала: заниматься творчеством и учить этому детей.

В центр Татьяна пришла в 2012 году. Сегодня она ведет обучение в четырех группах, где занимаются и мальчишки, и девчонки, начиная с первого класса. Детям очень нравятся игрушки, а когда появляется возможность шить их самим, то даже мальчики демонстрируют чудеса творческой фантазии и усидчивости. Научит мастер шить мягкую игрушку из фетра. Этот материал разноцветный и мягкий, удобно и интересно с ним работать.

– Приношу готовые выкройки, а дальше дети сами вырезают детали, сшивают, набивают синтепоном и соединяют части в готовую игрушку, – продолжает мастер. – Образ доводят до совершенства в соответствии со своим видением героя: работают над оформлением лица, костюма, характера, декорируют  бусинками, пуговицами, пайетками. Мне приятно, когда дети, увлеченные творчеством, приводят в объединение друзей, чтобы заниматься вместе.

– Родители  часто признаются, не подозревали, что у ребенка откроются способности к шитью, – говорит  устьлабинка. – В свободное время он теперь не сидит в телефоне, а занят полезным делом. Толчок к развитию способностей дает «Созвездие». Наблюдаю, как ребята дарят друг другу свои поделки, у них завязывается дружба.

Сын Татьяны Андреевны тоже занимается в центре, готовится к школе в студии «Малышок». Уже играет с отцом в шахматы, решил и дальше осваивать мастерство древнейшей игры с наставником в «Созвездии».

Важным считает Татьяна Клименко, что в центре подобрался коллектив единомышленников, которые создали и поддерживают атмосферу доброжелательности.

Когда сердце просит песни

Объединение «Студия музыкально-исполнительского творчества «Сказка» Юрий Пономарев ведет с 1990 года. Название дали сами ребята. Уже через три месяца после создания молодой коллектив принял участие в городском конкурсе, еще через два – в краевом, и всегда с успехом. В 1991-м «Сказка» стала лауреатом  краевого детского музыкального конкурса «Золотой ключик». Сегодня у Пономарева занимается четыре группы ребят. В объединении самый длительный курс обучения – пять лет. В этом году наставник впервые набрал малышей в возрасте шести лет, раньше работал с ребятами третьего-четвертого классов. Исполняют юные артисты патриотические, народные песни, произведения военной тематики.

Главным в становлении любого профессионала, работающего с детьми, Юрий Николаевич считает то нравственное и человеческое начало, что было заложено в школьные годы.

– Мне с первого класса повезло с наставниками по жизни, – говорит мужчина. – Антонина Ильинична Налетова – первый учитель. В пятой гимназии Раиса Петровна Бурцева и Любовь Ивановна Степанова были не просто классными руководителями. Эти педагоги ответственным отношением к детям стали для меня примером и повлияли на выбор профессии. Гимназия тогда была настоящей кузницей педагогических кадров. Александр Аркадьевич Гумаженко, первый директор, был примером во всем для учеников и коллег, человеком открытым и доступным. Светлана Владимировна Волик вывела учебное заведение на новый уровень, при ней школе присвоили статус гимназии. Это мои наставники, у них учился и набирался опыта. Молодые  специалисты через пару лет становились здесь настоящими профессионалами. Гимназия жила тогда единой жизнью, ежемесячные тематические мероприятия, спортивные соревнования объединяли  учащихся и учителей. Все дети от первого до выпускного классов знали друг друга. Наставничество и преемственность поколений – вот основа того дружного коллектива, в котором и мне довелось трудиться заместителем директора по воспитательной работе. Для меня суть и предназначение  педагога – раскрыть талант в каждом ребенке, его изюминку.

Учит руководитель ребят и основам стихосложения. «Я не могу» – такие отказы не работают. Пробу пера проходят все.  Пономарев сам пишет стихи и музыку, около половины  репертуара  «Сказки» – его произведения. Больше пятидесяти, написанных  в соавторстве с местными поэтами, сегодня  в творческой копилке музыканта. Известная краснодарская группа «Гармония» всегда с успехом исполняет «Если сердце просит песни». Автор слов устьлабинец Владимир Тарасов, музыка Пономарева.

Ученики Юрия Николаевича после школы поступают в разные учебные заведения, но музыкальное образование он дает навсегда. В прошлом году выпускница шестой школы и объединения «Сказка» Валерия Марченко поступила в медицинский. Девушка – лауреат I степени краевого конкурса туристической авторской песни. Другой выпускник, Дмитрий Стрикалов, на отборочном этапе  Всероссийского фестиваля «Стихопесня» занял 1-е место в номинации «Авторская песня» и стал участником  финала, который проходил в феврале в Москве. В ноябре прошлого года Дмитрию  присудили Гран-при краевого молодежного фестиваля «Рэп-Ангар». Дмитрий связал свою жизнь с музыкой, стал звукорежиссером и развивает исполнительское мастерство. По праву учитель продолжается в своих воспитанниках.

Пономарев – наставник не только для ребят в «Созвездии», опытом заслуженный учитель Кубани делится на краевых семинарах. Беседа о неразрывной связи воспитательной и преподавательской деятельности педагога стала темой одной из последних встреч.

Руководитель вместе с ребятами отстоял название коллектива, не поменяли его в угоду модным иноязычным именам. «Сказка» для них – это волшебство музыки и народной мудрости, потому что учит добру и философии жизни.

Вальс, который помнят всю жизнь

Андрей Сероштанов родом из  Железного. После окончания Северского культпросветучилища и службы в Советской армии работал в ДК родного хутора. Затем четыре года выступал в  ансамбле песни и танца «Кубань» усть-лабинского колхоза-миллионера «Кубань».  После распада коллектива перешел в школу станицы Воронежской. Директором тогда была Екатерина Матвеевна Чеказина.

– Это время вспоминаю с теплом, – говорит Андрей Александрович. – Коллектив под руководством  Екатерины Матвеевны вывел школу в передовые. Тогда в воронежской школе, первой в районе среди сельских учебных заведений, поставил вальс с выпускниками. Получилось хорошо, впечатления остались замечательные. Задумка была на один год, а традиция закрепилась. Наверное, вальс – главный танец моей жизни.

Сероштанов преподавал ритмику и считает, что это был нужный предмет школьной программы. Ритмика сочетает спортивную, творческую и эстетическую составляющие. Но времена изменились, и этот предмет сократили. Что, по мнению педагога,  отрицательно повлияло на общее состояние здоровья детей и подростков.

С 2008 года Андрей Александрович работает в «Созвездии». На базе школы хутора Железного, четвертой и первой городских школ преподает хореографию детям с первого класса, есть группы ребят и постарше. С выпускниками девятых и одиннадцатых классов готовятся к последнему школьному вальсу.  На выпускные вечера и праздники Последнего звонка педагог обязательно ставит вальс. Его запоминают на всю жизнь: как саму технику и порядок движения, так и чувства полета, мечты и восторга, которые дарит танец.

– Встречаю сегодня своих выпускников, и они рассказывают, что на каких бы встречах и в компаниях друзей разных  национальностей  ни приходилось бывать, умение выйти и поддержать народный танец всегда приветствуется и делает человека уважаемым и дорогим гостем. Искренне радуюсь за ребят, ведь этому научил я их еще в школьные годы. Вот и получается, что искусство объединяет народы и служит делу мира. И прививать это надо с детства. Что  и продолжаю делать, – говорит собеседник.

В четвертой городской школе, на базе которой  мы договорились с Андреем Александровичем о встрече, попали на занятие средней группы. Все встали парами, зазвучала музыка. Кто-то старался лучше, кто-то чуть отставал от ритма, но привлекла внимание одна девчушка. Она была маленького роста и выводила фигуры вальса одна, ее партнер заболел. Сероштанов преподаватель строгий, как нам сказали,  все равно заставляет выходить и отрабатывать движения, как в паре. А эту маленькую принцессу не надо было заставлять. Она так грациозно порхала, держала осанку и лицо, что казалось, работает за себя и того парня.

– Артист всегда должен быть готов выступать в любой ситуации, – объяснил нам педагог. – Возможно, перед нами будущая настоящая актриса.

Все начинается с семьи

У Галины Дубовиковой стаж педагогической работы – 44 года. Опытный преподаватель все эти годы посвятила ученикам начальной школы. Стать педагогом решила под влиянием первого учителя Георгия Васильевича Сальникова и директора школы, участника Великой Отечественной войны Василия Фроловича Долженко.

– Директор напутствовал меня перед поступлением в педагогическое училище и сказал, что верит в меня, – вспоминает Галина Алексеевна. – Думаю, что не подвела своих учителей-наставников.

В Усть-Лабинске семья живет два года. Сидеть без дела активная женщина не смогла, не в ее это характере.

– Когда в прошлом году предложили вести в «Созвездии» объединения «Волшебное слово» и «Моя Кубань», согласилась и работаю с удовольствием, – говорит устьлабинка. – Здоровый и крепкий коллектив подобрался, все профессионалы и мастера своего дела. А дети везде замечательные. Необходимо только их слышать и понимать. В учреждениях дополнительного образования  до этого не работала. Но большой опыт и любовь к воспитанникам помогают.

У Дубовиковой две группы первоклашек. Программа обучения составляет год.

– На занятиях литературного объединения учимся работать со словом, пересказываем и пробуем анализировать текст, развиваем устную и письменную речь, пишем сочинения на тему, ведем наблюдения за живой природой и описываем увиденное, рифмуем, читаем стихи, – поясняет Галина Алексеевна. – Узнавать историю родного края и города через исторические события и судьбы прославленных земляков – героев труда и войны, запоминать даты и важные вехи помогаю детям на занятиях кубановедения.

У педагога всегда налажена связь с родителями воспитанников. Она убеждена, что только в тандеме можно рассчитывать на результат.

– Гуманитарное творческое направление помогает выполнить эту задачу через непосредственный речевой контакт, живое общение, совместную деятельность и возможность маленькому человеку  видеть свой рост и чувствовать себя увереннее. Ребенок по возможности максимально должен быть в зоне родительского внимания, – уверена педагог. – Речь не идет о постоянном контроле, но важные моменты становления личности не должны пройти мимо родных. Только так можно подметить качества или задатки, которые требуют развития или, наоборот, могут нести негатив.

Сразу после оформления в штат Дубовикова окунулась в работу над конкурсным заданием. Тут помогли родители ребят. Вместе с творческой семьей  Аиши Акимовой подготовили видеоролик, который занял первое место на всероссийском конкурсе по краеведению. Материал по истории Атамани и ее достопримечательностям получился познавательным и интересным. А за сочинение-эссе о малой родине Анастасия Шелашская была удостоена диплома III степени.

Пусть музыка звучит и песня льется

В центр творчества Галина Сенина пришла в 1997 году. У  нее уже был опыт работы в детском саду и Доме пионеров.

– После окончания усть-лабинского педучилища поступила в Армавирский пединститут и пришла  музыкальным руководителем в только что открывшийся детский сад № 2, – говорит Галина Владимировна. – Опыт получила хороший, к нему еще добавились годы работы в Доме пионеров на Севере, там к баяну и фортепиано добавила третий инструмент,  освоила аккордеон. А любовь к преподаванию и музыке у меня с детства, от родителей, да и потом педагоги были достойные. Училась в музыкальной школе. Раньше праздники отмечали  в большом семейном кругу, с застольями, и тут я с баяном была душой компании. Хором громко пели песни на несколько партий. Танцевали под баян. Даже пришлось играть как-то  на свадьбе. Помню своего музыкального наставника – преподавателя Алексея Ивановича Харченко, он не уставал повторять, что музыка – мой хлеб. И как замечательно, что дело моей жизни не только дает работу, но и приносит радость. В годы учебы в педагогическом училище пела и играла в оркестре, которым руководил Валерий Кандауров. Дочери Ольга и Татьяна тоже имеют хороший музыкальный слух. В школьном возрасте пели в вокальной группе «Сказка».

За четверть века работы в «Созвездии» Галина Владимировна выпустила более двух тысяч мальчишек и девчонок. Она преподает музыку в каждой из шести групп студии «Малышок», занимается вокалом с ребятами шести-семи лет в «Веселых нотках» и с детьми до девяти лет – в «Звездочке», а ребята с 10 до 15 лет посещают объединение «АРТ-Микс». Многие ученики пошли по ее стопам. Диана Мясоедова руководит коллективом в городском Доме культуры.  Влада Богданова ведет вокальную группу в Суворовском КДЦ.

– Музыке обучаем всех, – продолжает педагог. – Голос малышам ставлю с помощью специальных звукоподражательных упражнений. Поем на распев голосами разных животных, так и вытягиваем нужный звук, потом закрепляем. Многие родители удивляются, когда слышат на выступлении, что ребенок запел. Старшим рекомендую петь арии из опер. На занятиях дети не только поют, слушают и двигаются, не просто начинают разбираться в понятиях «ритм», «темп», «жанр», а учатся жить в гармонии с собой, видеть прекрасное.

Преподаватель работает по собственной методике, основанной на современных педагогических достижениях, глубоком знании предмета, личном опыте и большой любви к детям. Эти качества она передала и старшей дочери Ольге, которая трудится в «Созвездии».

– Детский музыкальный руководитель учится всю жизнь, ему некогда стареть, он всегда на позитиве, – делится Галина Владимировна преимуществами профессии. – Мои дети не устают удивлять и поражать меня своим восприятием мира, открытостью и позитивом. Как бы ни уставала, домой еду счастливой. Эту работу ни на какую другую не променяю.

 

Валентина Битюкова
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика