Бродячие собаки и кошки – острый вопрос не только для нашего района, но и всей страны. Меры бдительные граждане предлагают самые радикальные. При этом забывают, что корень зла не в животных, а в людях, по чьей вине они оказались на улице.
О причинах проблемы и путях ее решения корреспонденты «СН» поговорили с председателем правления и организатором проектов Краснодарской региональной общественной организации помощи бездомным животным «ЗООЗАЩИТНИК» Галиной Перекрестовой.
– Галина Евгеньевна, напомните, чем занимается ваша организация. Как давно существует?
– «ЗООЗАЩИТНИК» зарегистрирован в декабре 2021 года. Нашей целью было объединить отдельно взятых активистов, помогающих животным, в организованное сообщество. Тем самым усилить эффективность работы по сокращению популяции бездомных собак и кошек.
На начальном этапе в Курганинске к нам присоединилось около десятка человек. Это обычные семьи, в которых живут приемные животные, по сути, домашние приюты. Назвали их «Добрый дом». В течение года к нам постепенно добавлялись новые добровольцы, поняв, что в сообществе работать легче. Мы как юридическое лицо выступаем гарантом финансовой открытости. Кроме того, начали активно работать с волонтерами культуры – ребятами из театральной студии ДК, которые решили проводить мероприятия в защиту животных.
Сегодня на территории Курганинского района на сайте «Добро.ру» зарегистрировано более 100 человек, готовых периодически брать животных на передержку. Начинали с пяти. Активистов сообщества – свыше 600 человек, в том числе онлайн-волонтеры, которые занимаются пристройством, публикациями, проведением благотворительных концертов, творческих мастер-классов. А в точечных мероприятиях, с помощью которых изучаем ситуацию в стране, у нас участники из 250 городов.
– Всех ли животных удается пристроить?
– Сейчас в «добрых домах» у нас содержится более 300 «хвостиков», из них 107 собак. Все ищут хозяев, но? к сожалению, часть бездомышей останется у волонтеров навсегда. Как правило, это животные, которые никому не нужны – выброшенные на улицу старые питомцы или инвалиды. Стараемся пристраивать пушистиков по максимуму, но за три года все равно нарастили количество постоянных подопечных. Их ежедневное содержание – это большая нагрузка. Распространенная ситуация: на улице машина сбила собаку. Люди подключаются ее лечить, готовы делать пожертвования. Трагическая ситуация потрясла жителей, и они хотят помочь. Но что потом? О происшествии постепенно забывают, и эти собаки и кошки в итоге заполняют дворы волонтеров.
Например, у меня дома живут четыре особенные кошки. Один кот – с сахарным диабетом, ему нужно каждое утро давать таблетку. Вторая кошка – аутист со сломанной психикой, третья – после онкологии, четвертый кот – инвалид без глаза с травмами головы. Это животные, которых пристроить невозможно. Так же и с собаками. В одном «добром доме» их 16.
– С какими проблемами чаще всего сталкиваетесь?
– С непониманием людей, безответственностью. Не говорю о живодерах – это отдельная история. Я имею в виду обычных, вполне благополучных граждан, которые живут рядом с нами. Они уверены, что если не истязают и не убивают животных, значит они «хорошие». Но при этом человек берет коробку с котятами и вывозит к ферме со словами: «Мышек наловят, молочка попьют». То есть люди в принципе не думают о том, что детенышей здесь с особой жестокостью умертвят. Потому что, во-первых, на ферме нельзя держать животных – это пищевое производство. Во-вторых, начальство даст распоряжение немедленно устранить проблему. И работник пойдет «устранять» ее лопатой. В-третьих, на фермах проводится дератизация от грызунов. И котята умрут в страшных мучениях. Хозяева, сами того не понимая, совершают жестокий поступок.
Выставить коробку в любое другое многолюдное место – тоже плохой вариант. Ведь добрых рук на всех не хватит. Мы провели статистику: более 60 процентов людей в нашем районе имеют на своем содержании от трех до пяти животных, еще 10 процентов – более 10. Кто разберет подкидышей? Появляется геометрическая прогрессия невостребованного потомства. Допустим, к бабушке приблудились две кошки. Она их кормит, заботится, но не догадывается, что ей нужно их стерилизовать. Просить помощи, если нет такой возможности. Потому что спустя несколько месяцев каждая кошка принесет котят.
– С началом работы «ЗООЗАЩИТНИКА» ситуация изменилась в лучшую сторону?
– В нашем районе по сравнению с другими муниципалитетами разницу видно визуально. Всего удалось пристроить почти 1 700 собак и кошек. Работаем по принципу «животное должно жить в семье». Поэтому у нас три приоритета: стерилизация, пристройство и информационная работа, чтобы бороться с причинами. Проводим много просветительских мероприятий, активно сотрудничаем с домами культуры, школами, движением Первых. Сейчас заканчиваем реализацию второго гранта по льготной стерилизации, чтобы сократить невостребованное потомство.
– Как относитесь к самовыгулу питомцев?
– Это большая проблема, которая вызывает боль и возмущение. Когда человек видит на улице свору из семи – десяти собак, он первым делом звонит в администрацию и требует: «Срочно что-нибудь сделайте с бездомными животными». А ведь это не бездомные, а домашние псы, убежавшие со своих дворов во время сезона гула – так называемая «собачья свадьба». Большая часть собак в стае в ошейниках. Они-то и создают впечатление большого количества бездомных. Причина одна – нестерилизованные животные и легкомысленное отношение к выгулу своих питомцев.
Многие считают, что зоозащитники сильно преувеличивают эту проблему. Привлечь владельцев к административной ответственности за самовыгул нельзя, потому что без чипа или адресника на ошейнике не получается доказать, чья это собака. Например, у нас в Курганинске часто на улицу выбегает стаффордширский терьер с зооагрессией. Он кидается не на людей, а на собак. Все, кто идет со своим питомцем на поводке, подвергаются нападению.
– В чем состоит особенность ваших проектов «Милосердный город»?
– Это комплексный подход к решению проблемы бездомных животных. Каждый человек – участник проекта – может помогать нашей организации доступным и удобным для себя способом – информационная работа, пристройство, стерилизация, привлечение новых волонтеров. Одновременно ведем несколько направлений. Сейчас так работаем в Лабинском и Мостовском районах. Предыдущий проект, поддержанный Фондом президентских грантов, так и называется: «Милосердный город. Расширяем горизонты». Полученная финансовая поддержка от государства дает возможность стерилизовать домашних животных у социально уязвимых слоев населения – это пенсионеры, многодетные семьи, семьи участников СВО и волонтеры.
– Как «добрый дом» подбирает хозяина животному? Любому желающему можете отдать понравившуюся кошку или собаку?
– Нет. В первую очередь выясняем, где будет жить животное, каких питомцев держали раньше, чем будут кормить, как будут оказывать ветеринарную помощь, профилактику. Уже на этапе собеседования отпадает некоторое количество претендентов. Подопечных отдаем по договору об ответственном содержании – это еще один фильтр, если человек принял спонтанное решение. Недавно позвонил мужчина, ему был нужен щенок. А когда куратор начал с ним беседовать, выяснилось, что гражданин из другого региона, живет на квартире, потому что на временной работе. К нему регулярно приезжает жена с детьми погостить, а детям хочется щенка. Понимаем, что это большая зона риска.
– Как планируете выстраивать работу «ЗООЗАЩИТНИКА» в Усть-Лабинском районе?
– Уже второй год сотрудничаем с усть-лабинским благотворительным фондом «Аделия». От них поступил запрос о необходимости помощи со стерилизацией и организации просветительских мероприятий. Например, таких как «Лапа дружбы», которое включает в себя концертную программу, творческие мастер-классы, благотворительную ярмарку. Там можно купить сувениры, сделанные собственными руками, а деньги пойдут на корм животным. Школьники-волонтеры проводят выставку-пристройство. Это реально работающие механизмы, которые планируем внедрить и в Усть-Лабинском районе. В первую очередь нужно наладить проектную деятельность, связанную с информированием населения и стерилизацией. Собираемся подать заявку на ближайший конкурс Фонда президентских грантов с совместным проектом, в том числе на территории Усть-Лабинского района. Он начинается с первого сентября, поэтому уже готовимся, ищем партнеров, подбираем команду, создаем контент-план и продумываем формы работы. Предыдущий грант, который «ЗООЗАЩИТНИК» выиграл для трех районов – Курганинского, Лабинского и Мостовского – составлял почти три миллиона рублей.
В конце августа планируем познакомиться с усть-лабинскими школами и отделом молодежи и договориться о совместных мероприятиях. Но основную часть активистов, конечно, составят волонтеры «серебряного» возраста, которые уже и так помогают животным. Просто нужно систематизировать их работу и привлечь финансовую помощь на стерилизацию.
Подробнее ознакомиться с работой волонтерской организации «ЗООЗАЩИТНИК» и пройти небольшой опрос для получения обратной связи по проблеме бездомных животных в регионе можно на сайте: Милосердныйгород. РФ или в соцсетях сообщества.
Ссылка на изучение актуальности проблемы бездомных животных на территории региона: https://forms.gle/Z42FxkHbtnqAcdzv7
«Прогресс Агро» подарил выпускникам незабываемый праздник
10:26 04.07.25
В районе убирают озимые колосовые культуры
09:59 04.07.25
Устьлабинка Елена Скрынникова в двадцатке лучших
13:53 03.07.25