Как советский опыт помогает в рыночной экономике
В сфере бытового обслуживания населения предприниматель Евгений Сергеев работает с начала 1970-х. В 1990-х он ушел в свободное плавание, организовав свою фирму по ремонту бытовой техники. Бизнесмен уверен, опыт советского периода помогает ему не только оставаться на плаву, но и развиваться.
О том, что зарабатывать на жизнь он будет, ремонтируя бытовую технику, Евгений никогда не думал. После армии за компанию с товарищем поступил в Краснодарский технологический техникум «на холодильщика».
– Поначалу душа особо не лежала к этому делу, – вспоминает предприниматель. – На лекциях все записывал исправно, но теория казалась скучной. Хотелось из душной аудитории на завод – попрактиковаться.
Когда его курс отправили на полугодовую практику на краснодарский пищекомбинат, парень удивился – как много надо было знать, чтобы обслуживать огромные холодильные установки на производстве.
– С первых дней практики понял – без теории на заводе делать нечего. Однажды был случай, когда ребята, пропустившие занятия, где разбирали узлы агрегатов, долго ломали головы над тем, как отремонтировать сломавшийся узел, а мне пары минут хватило, чтобы вспомнить тему семинара и устранить поломку.
Тогда работники комбината стажера зауважали. А Евгений наконец-то понял, что без этой самой сухой теории далеко не уедешь.
– Это как в единоборствах. Пока тренер не объяснит механику броска и ты ее не освоишь, на татами выходить рано, – поясняет предприниматель.
Парень, в студенчестве увлекавшийся вольной борьбой и выполнивший норматив перворазрядника, быстро сообразил, что этот принцип работает в любой сфере жизни.
Много раз это понимание помогало ему в работе: и когда пришел слесарем на Усть-Лабинский комбинат бытового обслуживания, и когда стал там мастером. Говорит, бойцовский характер и четкое следование выработанным алгоритмам работы помогли ему состояться в деле.
Когда в 1980-х на КБО началась реорганизация и подразделение, в котором работал Сергеев, отделилось и получило статус завода по ремонту бытовых машин и приборов, он понял, что процесс распада предприятия продолжится. Так и случилось. В 1992 году, после развала Союза, Евгений вместе почти со всем коллективом ушел в свободное плавание. Так появилось предприятие «Бытэлектроприбор», которое он возглавляет и по сей день.
Стартовал малый бизнес со скромным капиталом в 28 тысяч рублей, одним бортовым грузовиком и недостроенной базой в центре Усть-Лабинска.
– Помог ли нам этот советский багаж? Конечно. Но главное – мы сохранили коллектив, – убежден владелец «Бытэлектроприбора». – В бизнесе, особенно малом, люди ценнее, чем ресурсы. С каждым из 20 человек, проработав с ними много лет, знаком был лично. Знал их уровень профессионализма, потенциал, характеры. Даже в самые сложные постперестроечные годы, когда не то что запчастей на холодильник или стиральную машину, инструментов нельзя было купить, мы проявляли чудеса изобретательности, модернизируя существующие. Использовали и многолетние связи с коллегами из «Сельхозтехники», которые по нашей просьбе помогали инструментами и деталями.
Сегодня коллектив фирмы сократили до четырех человек. Но это вынужденная мера – бытовая техника сейчас более совершенная, и ремонтируют ее универсальные специалисты.
Если в советские времена альтернативы ремонтникам из комбината бытового обслуживания не было, то сегодня, делающих на этом бизнес, пруд пруди. И не всегда это профессионалы. Но Евгений Сергеев привык к недобросовестной конкуренции.
– Монополизм в бизнесе не нужен, но «играть» надо по-честному, – уверен предприниматель. – Качество современной техники часто бывает низким, поэтому надо быть откровенным с клиентами. Если вещь «одноразовая», раскручивать их на дорогой ремонт, а потом признать, что техника не подлежит восстановлению – обман. И такого заказчика ты потеряешь навсегда.
Но клиент клиенту рознь. Если раньше люди прислушивались к мастеру, принимали его аргументы, то сегодня владельцы холодильника, СВЧ-печи или стиральной машины, проштудировав Интернет, сами дают советы ремонтнику.
– Несмотря на золотое правило «Клиент всегда прав», специалист сможет убедить его в том, что нет универсальных советов для ремонта техники. Каждая поломка – индивидуальна. Это психология общения. Ежедневно к нам приходят до 10-15 человек. Чтобы в случае неисправности другой техники, они снова выбрали нас, надо быть и профессиональным, и честным.
Развиваться бизнесу в сфере бытового обслуживания помогает нестандартный подход к работе. Когда бытовой прибор починить, казалось бы, невозможно, сотрудники «Бытэлектроприбора» становятся рационализаторами.
– Привезли нам с виду новенький холодильник, но, разобрав его, обнаружили, что трубки алюминиевого испарителя сгнили, и агрегат больше не вырабатывает холод, – рассказывает Евгений Сергеев. – Мы разработали свое ноу-хау и установили внешний испаритель в холодильной камере, тем самым спасая технику от списания на свалку.
Еще одна «фишка» – выездное обслуживание жителей отдаленных населенных пунктов района.
– Не знаю конкурентов, которые поедут за 30-40 километров, чтобы починить бабушке утюг или стиральную машину, – говорит Сергеев. – Овчинка выделки не стоит. Ремонт может быть не сложным и не затратным, но кто оправдает дорогу? Включать транспортные расходы в стоимость ремонта бессмысленно – сумма будет неподъемной для селян. Здесь выигрываешь не рублем, а репутацией. Для малого бизнеса это важнее чистой прибыли.
Несмотря на то, что, по словам директора фирмы, прибыльным бизнес на бытовом обслуживании населения он не считает, по итогам 2018-го годовая выработка его фирмы составила 500 тысяч рублей.
– Этих средств, конечно, не хватает на многое, к примеру, на ремонт офиса. Можно сделать красивый евроремонт, но по мне это вторично. Сейчас мы вкладываем в развитие и поддерживаем репутацию бизнеса. Это важнее внешней атрибутики.
Учащиеся 10-13 лет приобщаются к комплексу ГТО
11:56 17.04.24
Что предпочитают сажать на приусадебных участках устьлабинцы
10:38 17.04.24