В 1971 году на правом высоком берегу Кубани в Усть-Лабинске появился величественный монумент. Установили его на месте братской могилы 370 жителей станицы Усть-Лабинской, расстрелянных фашистами во время оккупации населенного пункта. Среди них был маленький скрипач Муся Пинкензон, чье имя после войны стало синонимом мужества. Автором проекта памятника стал усть-лабинский художник Виктор Сметанин. «СН» рассказывает, кем был этот человек и почему взялся за создание памятника.
Виктор Сметанин родился в Усть-Лабинске в 1937 году. В детстве ему нравилось рисовать, как и многим другим детям, но никто тогда не придал этому особого значения. Виктор рано начал работать. После седьмого класса стал учеником токаря на Усть-Лабинском механическом заводе, но продолжал обучение в вечерней школе. В 18 лет пошел в армию и остался служить сверхсрочно еще на пять лет. Там и раскрылся его художественный талант, который впоследствии стал делом его жизни.
После службы Виктор Иванович вернулся на свою малую родину. Работал в станице Некрасовской, а потом устроился художником-оформителем в усть-лабинский Дом культуры.
Сметанину всегда нравилось рисовать, и это у него получалось. На своем рабочем месте он не переставал совершенствовать навыки, регулярно проходил курсы повышения квалификации, в том числе в главном художественном вузе страны – Строгановском училище в Москве.
Как художник-оформитель, он рисовал афиши для бывшего кинотеатра им. Кирова, который стоял на центральной площади напротив городской и районной администраций.
Но больше всего его интересовала работа с материалами. Виктор Иванович получал заказы на изготовление скульптур для благоустройства Усть-Лабинска. Он участвовал в создании композиции на улице Демьяна Бедного в районном центре, посвященной Александру Суворову, делал скульптуры для установки на площадях города и территории предприятий. При необходимости ремонтировал возведенные ранее, в том числе памятники В.И. Ленину.
Городские памятники и скульптуры создавались тогда как достояние всех жителей города – для народа, самим народом. Фамилия скульптора обычно не подписывалась, а фигурировала только в отчетных документах. Было одно исключение.
К работе над главным проектом своей жизни – памятником Мусе Пинкензону – Сметанин приступил в начале 1970-х. Вскоре после окончания войны, когда вся страна узнала о подвиге храброго скрипача, на месте расстрела установили обелиск. По прошествии многих лет безликий памятник требовал замены. Виктору Ивановичу как художнику-оформителю городского ДК поручили сделать новый памятник пионеру-герою.
Распад Советского Союза поставил в сложную ситуацию большинство жителей нашей страны. Виктор Сметанин тоже оказался на распутье. На новые скульптуры у города не было средств, да и атмосфера неопределенности, царившая в те годы, заставила искать новое место в жизни.
По воспоминаниям знакомых и домочадцев, Виктор Иванович был увлекающимся человеком, который не боялся учиться, браться за незнакомые дела, приобретать новые умения и навыки. Его многое интересовало и вызывало желание глубоко погрузиться в тему и тщательно разобраться. Так, например, наблюдая за поражениями нашей сборной по футболу, он не сводил свое огорчение к простой ругани на кухне, а приступал к делу. Углубившись в теорию, Сметанин исписал целую тетрадь с рекомендациями по подготовке команды-чемпиона и отправил ее в Москву. Что было в той тетрадочке и какова ее дальнейшая судьба, остается только догадываться. Важно то, что Виктор Иванович умел доводить свой интерес до наивысшей точки деятельности и творчества. Так случилось и со скрипичным делом.
В 1990-х бывший художник-оформитель начал делать скрипки. К этой работе его подтолкнула родная дочь Ирина, которая выбрала игру на этом инструменте своей профессией. Отец с радостью поддержал решение дочери и, как увлекающаяся натура, стал всерьез интересоваться тем, как из обычного куска дерева можно сделать инструмент, извлекающий по-настоящему волшебную музыку. О влиянии этих звуков на людей он хорошо знал. Однажды ему уже довелось увековечить в памятнике крепость духа маленького ребенка и силу воздействия музыки, извлекаемой из-под смычка.
Незадолго до выхода на пенсию в 1995 году Виктора Ивановича пригласили работать в Краснодар на фабрику по производству пианино «Кубань». Ему выделили отдельную мастерскую в надежде, что новый мастер вдохнет жизнь в умирающее предприятие. Агонию остановить не удалось, фабрика вскоре распалась. Но для Виктора Ивановича это была великолепная возможность освоить новое ремесло, целиком отдать себя новому интересному делу, которое стало отдушиной последних лет его жизни. Он работал над материалом и звуком, читал и пробовал, стремился найти идеальное сочетание формы, красоты и звучания в инструменте. Прислушивался к дочери, которая стала главным критиком мастера.
В 2001 году его не стало. Табличку с фамилией Сметанина на памятнике Мусе Пинкензону вы уже не найдете, сняли. Но личные почести – не самое важное. Главное то, что останется после тебя.
Устьлабинцы рассказали, где побывали этим летом
13:59 12.09.24
В «Прогресс Агро» начался сев озимых культур
11:51 12.09.24