Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Что объединяет две совершенно разные профессии и людей, им служащих

Рубрика: Люди
10:28, 12 Августа 2020

К 90-летию «СН» родился необычный, как это часто бывает в нашем деле, материал. Хотел поделиться воспоминаниями о почти 10 годах работы в районной журналистике, а получился рассказ о хорошем кино и людях, о которых пока блокбастеров не снимают.

Как в жизни

Несомненным творческим успехом российских кинематографистов за последние годы стал художественный фильм в жанре экшен «Салют-7». Основанный на реальных событиях из истории советской пилотируемой космонавтики 1985 года. Блестящая игра актеров Владимира Вдовиченкова и Павла Деревянко, мастерски поставленные спецэффекты, имитация съемок в условиях невесомости, консультанты-профессионалы – все это сделало работу творческой команды достойным отражением труда реальных прототипов киногероев – командира корабля «Союз Т-13» Владимира Джанибекова и космонавта-исследователя Виктора Савиных.

Если коротко, сюжет космической драмы выглядел так. Примерно с середины февраля 1985 года на станции «Салют-7», находившейся к тому времени в автономном полете, вышли из строя системы электропитания и радиоуправления (основной и резервный передатчики). Махина массой 20 тонн двигалась по орбите Земли совершенно неуправляемо, к тому же вращалась в разных плоскостях.

Никто не мог точно предсказать, когда и где упадет на планету громадный аппарат. Репутация советской космической программы оказалась под угрозой. Вариантов действий у руководства было немного: либо сбить ракетой неуправляемый «Салют», либо попытаться послать туда экипаж космического корабля и выполнить ремонт станции, а при неудаче в ремонте, просто с помощью двигателей «Союза» свести станцию с орбиты и утопить ее в несудоходной зоне Мирового океана. Было еще одно обстоятельство, заставлявшее поторопиться с космической миссией. В то время между СССР и США нарастала космическая гонка, и американцы активно интересовались советскими секретами в этой области.

В общем, принято решение: лететь! И на подготовку к полету – всего три месяца. Значит, лететь должны самые опытные.

Не буду пересказывать весь сюжет фильма. Его просто надо посмотреть!

В фильме есть два момента, на которые хочется обратить внимание читателя.  Во время рыбалки на озере перед полетом на станцию своего ведомого, командир экипажа, к тому времени уже отстраненный от полетов медиками, говорит ему:

– Да ты вообще не космонавт. Ты просто инженер в скафандре. Ты даже в открытом космосе не был.

Уже в завершении совместного полета на станцию «Салют-7», испытав вместе с подчиненным все тяготы и тревоги самого сложного в истории пилотируемого рейса для оживления станции, совместный выход в открытый космос и трудные ремонтные работы за бортом, говорит младшему коллеге:

– Вот теперь ты настоящий космонавт!

Точно по русской пословице, когда вместе «съели пуд соли», тогда и оценка партнера стала объективной.

К чему я это все? Ну, не ради рекламы фильма же. Дело в том, что у «второй древнейшей профессии» с космонавтикой, которой всего полвека, есть прямая аналогия. В чисто психологическом смысле.

Универсальный журналист

И к космонавту, и к журналисту есть ряд общих требований: постоянная готовность к нештатной ситуации, способность переносить огромные психологические перегрузки, стрессоустойчивость, способность работать в команде для достижения общих целей, повышенная ответственность за выполнение поставленной задачи.

В журналистике районного уровня работать во много раз сложнее, чем, скажем, в региональной или федеральной. Во-первых, из-за лимита времени на выполнение того или иного задания. Если журналист общероссийской газеты или краевого интернет-портала может потратить на подготовку какого-то материала месяц, а то и два, то сотрудник районки, как правило, лишен такой роскоши.  У него более жесткие временные рамки. Часто проблема, которую поднимает районный журналист, не терпит отлагательств и требует немедленного решения.

Теперь о психологических перегрузках. Да, здесь бывает очень нелегко. Постараюсь показать это на реальном примере из практики.

Было это довольно давно.  Мне пришлось для районной газеты готовить материал о детском доме краевого подчинения. Он находился на территории Усть-Лабинска, но административно подчинен краевому Минздраву. Это сейчас такие заведения называют хосписами, а тогда он был просто Домом ребенка. Паллиативная помощь – это сейчас. Тогда и терминов таких не было. Трудились там люди с большим сердцем, другие не выдерживали и уходили через месяц. Тогда я впервые увидел детей, судьба которых была предрешена безнадежным врачебным диагнозом: срок жизни – не более десяти лет! Представляете? Вот этот малыш Витя и вот эта веселенькая девчушка Таня, играющие сейчас в комнате для развития моторики, проживут не больше отведенных им десяти лет! Ужас охватывает от осознания того, что в следующий раз я могу их здесь больше не увидеть. Сказано «не более». Это значит, что может завтра, может через пару месяцев... Этого никто не знает. Смертный приговор! Но за что? В чем виноваты эти крохи? Генетика! И ты ничего не сможешь сделать, не сможешь спасти. И никто не сможет. Это неотвратимость.

Потом, в спецблоке, мне покажут невероятно большую голову с трубкой в малюсеньком ротике, лежащую на подушке. И  перед глазами вдруг всплывут кадры из фантастического фильма «Голова профессора Доуэля». «Доуэль» будет существовать до тех пор, пока по силиконовой трубке по установленному графику  течет прозрачная липковатая жидкость для подкормки этой биологической субстанции. Мозг мертв, но голова продолжает существовать. Это не для слабонервных! Здесь много чего еще есть такого, что посторонним лучше не видеть. Но журналист обязан увидеть и это.

Теперь о стрессоустойчивости. Иногда журналист волей судьбы попадает в такие обстоятельства, где в мирное время работают только люди в погонах и медики. И там, уж поверьте, он сталкивается с моментами, от которых стынет в жилах кровь. К счастью, происходит это нечасто. Но тоже бывает. И к этому журналист тоже должен быть готов.

В больших редакционных коллективах обычно есть свои специализированные отделы – политики, экономики, права, науки, социальных проблем и т. д.  В маленьких же (куда относятся практически все районные газеты) такой специализации нет. Это накладывает на журналистов дополнительную обязанность – быть «универсалом». То есть, более-менее сносно разбираться во всем, с чем корреспонденту придется столкнуться в реальной практической работе. Тут на помощь часто приходит умение грамотно выбрать эксперта – человека, хорошо разбирающегося в конкретных вопросах по заданной теме публикации. Это может быть специалист в области, например, сельского хозяйства или медицины, хороший юрист или педагог. Ведь тот же космонавт тоже не может быть абсолютным специалистом во всем, с чем ему приходится работать – выращивание водорослей в условиях невесомости или кристаллов с уникальными свойствами.  В каждом конкретном случае на помощь ему придут соответствующие специалисты на Земле. Но никто не отменяет и личную наблюдательность.  Так в космическом полете был открыт «эффект Джанибекова». Журналист может заметить, например, несоответствие установленных правил реальному конкретному случаю из жизни. Значит, надо менять правила, а не подгонять жизнь под существующие шаблоны.

И чем быстрее, динамичнее происходят изменения в жизни, тем более быстрой должна становиться реакция газетчиков на них. Сейчас это чувствуется, как никогда, остро. Масштабные национальные проекты осуществляются прямо на наших глазах. В привычную жизнь врываются новые технологии. Школьники занимаются робототехникой и проводят свои соревнования «умных» машин. На пороге – системы искусственного интеллекта. Да и в среде масс-медиа нарастает конкуренция. Появляются новые периодические издания, массовым явлением стало блогерство. Нет, пожалуй, уже ни одного события, которое прошло бы без внимания общественности.

В интересное время мы все живем. И каждый выход журналиста по редакционному заданию – это без преувеличения – выход в открытый космос!     

Сергей ПУЗАНОВ, член Союза журналистов России

 

Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика