Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Какие мосты и переправы через Кубань были и есть в Усть-Лабинске

Рубрика: История
09:34, 16 Августа 2020

Русские города со времен Киевской Руси традиционно строились на высоком берегу реки. Это было обусловлено как хозяйственными нуждами, так и безопасностью. Кроме того, реки на Восточноевропейской равнине долгое время образовывали сеть транспортных артерий, которые связывали в единое целое самые дальние уголки России. Со временем города разрастались, иногда перебазировались на противоположный берег. Так постепенно живописные набережные рек превращались в одну из главных улиц населенных пунктов. 

Водная граница

В Усть-Лабинске была совсем другая история. Река Кубань с самого начала заселения этого региона была границей, отнюдь не безопасной. С момента заселения Кубани в конце XVIII века и на протяжении первой половины XIX века продолжалась Кавказская война. Она сопровождалась постоянными набегами и грабежами черкесов на казаков и ответными мерами. Исследователь истории Кубанского казачьего войска Федор Щербина, ссылаясь на войскового атамана тех лет Бурсака, перечисляет наиболее удобные места для переправы через Кубань для русского войска. Бурсак называет «брод в 8 верстах выше Курок, у Гудовичевой переправы, близ селения Тимошевки, у кордона Александровского и в 4 верстах от кордона Воронежского».

В 1819 году станица Усть-Лабинская была причислена к Кавказскому полку, который благодаря этому протянулся единой полосой от Устьлабы до Казанской станицы.

Гарнизон Усть-Лабинской крепости и казаки-станичники переправлялись через реку по военной необходимости. Какое-то время для этих целей использовались каюки – небольшие плоскодонные лодки. Однако уже в 1822 году по приказу генерала А.П. Ермолова – главного героя Кавказской войны, в районе Усть-Лабинской крепости была устроена переправа большей пропускной способности. С этой целью было построено пять байдаков, по-другому  барок, грузовых плоскодонных лодок, грузоподъемностью по 70 человек. Два байдака, связанные вместе, могли переправлять на другой берег пушку с двумя зарядными ящиками – самое главное в условиях ведения войны. Пять байдаков, выстроенных в ряд, превращались в понтонный мост, удобный для пешей переправы. 

Продвижение русской армии вглубь Кавказа привело к тому, что в 1824 году станица Усть-Лабинская оказалась в составе Кубанского казачьего войска. Границы Российской империи медленно, но верно отодвигались на юг от Кубани. Успехи русского оружия привели к тому, что в 1840-х годах стала создаваться и активно осваиваться Лабинская оборонительная линия, или Новая линия. Для Усть-Лабинска это было прямым свидетельством безопасности левого берега Кубани. Крепость Усть-Лабинская за ненадобностью пришла в упадок, а вместе с тем началось создание переправ через Кубань гражданского назначения.

Берег левый, берег правый

Постоянная переправа через Кубань мирного назначения в районе Усть-Лабинской крепости упоминается в 1860-х годах. Вероятнее всего, это был паром, который мог останавливать свое движение зимой, если Кубань замерзала. Паром представлял собой плот или лодку на тросе. Вскоре появилась еще одна переправа вверх по течению Кубани, до впадения Лабы. Этот паром открывал дорогу на Лабинск. Примерно на этом месте сейчас располагается мост через Кубань и дорога в станицу Некрасовскую.

Две переправы, которые появились в то время, не просто обеспечивали движение по разным дорогам в двух направлениях. Не стоит забывать, что тогда на территории нашего города параллельно существовало два самостоятельных населенных пункта: Усть-Лабинская крепость (или форштадт) и станица Усть-Лабинская. Получается, что во второй половине XIX века у каждого появилась своя собственная переправа.    

Паромы Усть-Лабинска, судя по всему, активно использовались, в том числе государственным почтовым трактом между Майкопом и станицей Усть-Лабинской. Без переправ соединить эти два населенных пункта просто невозможно.

Мосты общественные и частные

Необходимость строительства мостов через Кубань неизбежно вызревала. Переправы были не стабильными, сильно зависели от сезона и погодных условий. В 1883 году станичным начальством был построен мост на сваях между станицами Усть-Лабинской и Некрасовской на расстоянии 7 верст от первой и 12 верст от последней.

Жительница Усть-Лабинска Татьяна Дмитренко предоставила редакции архивную справку, в которой упоминается еще один мост через Кубань, понтонный. Он был установлен в 1889 году и соединял Усть-Лабинскую крепость с аулом Хатукай. К станице и казакам он уже не имел непосредственного отношения, а находился в частном владении Казимира Главацкого. Использование этого моста, как и любой частной собственности, было платным. Цена проезда через хатукаевский понтон в документах не указана, но известно, что мост приносил своему владельцу 1 500 рублей ежегодно. Первоначально Главацкий вложил в него 10 000 рублей. Несложно посчитать, что мост окупился собственнику примерно через 6,5 лет. Примечательно, что станичный мост через реку в Некрасовскую стоил в два раза больше – 20 000 рублей. Но и качеством он отличался: некрасовский мост был на сваях, а значит и функционировал постоянно, в отличие от любого понтонного моста. Понтоны даже в наше время приходится убирать в зимний период.

Советские мосты

В годы Гражданской войны конфликт между форштадтом и станицей Усть-Лабинской был разрешен их окончательным объединением. С этого времени, с 1921 года,  и мосты с переправами через Кубань стали общими. Правда осталось их немного. Когда белые захватили станицу, красные, уходя, взорвали некрасовский мост. Советская власть вскоре восстановила его, но во время Великой Отечественной войны все усть-лабинские мосты через Кубань были снова взорваны партизанами при вынужденном отступлении. Так, когда на Кубань вернулась война, река снова стала своеобразной границей, разъединяющей, пусть и не буквально, наш мир и вражеский.

Лишь с окончанием войны стало возможным полноценное восстановление необходимой станице инфраструктуры. Постепенно были построены новые мосты, соединяющие станицу Усть-Лабинскую с Хатукаем и Некрасовской. В 1970- х был проведен капитальный ремонт хатукаевского моста, вслед за этим построили новый – красногвардейский - с высокой пропускной способностью. В 1981 году военнослужащие возвели на месте обветшавшего некрасовского моста сборный железный мост, который после испытаний и учений был передан народному хозяйству. Так наш город, как настоящий русский богатырь, получил три моста, три пути, три дороги к южным рубежам.

Печально наблюдать, что сейчас хатукаевский мост, исторически самая первая переправа на тот берег, представляет собой заброшенную, неухоженную груду проржавевшего металла.

 

Ольга Думенко
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика