Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Недетская судьба

Рубрика: Люди
13:41, 29 Октября 2020

Памяти Марии Григорьевны Зоренко

Не стало председателя первичной организации малолетних узников фашистских концлагерей Усть-Лабинского района Марии Зоренко.

Жизнь этой удивительно открытой, доброй, болеющей за свое дело женщины оборвалась трагически. Но в нашей памяти она жива.

Маша Зоренко, в девичестве Савченко, родилась 18 февраля 1936 года в небольшом хуторе Воронежской области с красивым названием Красная Дача. В те годы шло активное заселение хутора. Молодые семьи устраивали свой быт на новом месте, растили ребятишек, вели хозяйство, обрабатывали по 50 соток земли... Страшное известие о начале войны застало в самый разгар полевых работ.

– Отца вызвали в военкомат и без промедлений отправили на фронт, – вспоминает Мария Григорьевна. – С войны он так и не вернулся, погиб в апреле 1945-го. Нас у мамы осталось двое, да родители отца и тетя.

В июле 1942 года в Красной Даче обосновались немцы. Всем объявили, что надо покинуть хутор на два-три дня – немецкая часть пройдет, и мы сможем вернуться. Всех от мала до велика построили в колонну и погнали неизвестно куда. У нас была маленькая тачка, на нее поставили корыто, в котором по очереди везли нас с братом. Вооруженные немцы на лошадях охраняли колонну. Тех, кто пытался выйти, нещадно били. Нам, детям, было очень страшно, пугала непонятная речь, хотелось кушать...

Через неделю такого похода мы пришли к месту назначения. Это была бывшая свиноферма «Пробуждение», охраняемая автоматчиками с собаками и огороженная двумя рядами колючей проволоки.

Взрослых на весь световой день забирали на работу: тетя готовила немцам, мама стирала, бабушка чинила что-то из одежды. В лагере оставались немощные старики и дети. Солома на промерзшем полу служила нам постелью.

Голод был страшный. Один раз в сутки нам приносили немного отходов с немецкой кухни, которые бросали через проволоку, как свиньям. Но и это доставалось не всем. С наступлением холодов в лагере начались массовые болезни: от сырости все тело покрывали чирьи, мы пухли от голода. Больше всех страдали дети.

В этом страшном аду на родной земле мы прожили девять месяцев. В конце февраля 1943-го пошел слух: наши наступают. Но радоваться пришлось недолго. Выставив нас живым щитом, немцы погнали колонну в сторону Курска. Там пленных расселили по школам, садикам и фермам. Взрослых гоняли на рытье окопов, дети и старики жили без охраны. Так продолжалось до прихода советских войск.

Больных и изголодавшихся нас поместили в зерновом складе. Дали по килограмму проросшей пшеницы. Это было настоящим счастьем.

Путь домой был длиной в год. Добирались кто как мог: пешком в дождь и холод, голодные по разрушенным немцами безлюдным деревням. По дороге просили милостыню. Кто делился последним, а кто и не давал. Истощенные люди умирали целыми семьями. Не дожила и наша бабушка – умерла по дороге.

Весной 1944 года мы вернулись в родное село. От красавца-хутора осталось 27 разоренных домов. В нашем доме был немецкий штаб, в нем фашисты устроили наблюдательный пункт, и во всех стенах вырезали квадраты. Но мы все равно были счастливы, что выжили и пришли домой.

Немало горя еще пришлось испытать семье Марии. В апреле 1945-го мать получила похоронку на отца, в тот же год от разорвавшейся гранаты погиб младший брат. В голодном 1946-м не стало дедушки. Они с матерью остались одни. Выживали благодаря корове. Каким-то чудом она еще теленком досталась семье.

После войны Маша окончила школу и техникум. Путь в институт для нее был закрыт. К бывшим узникам относились настороженно и даже называли предателями. В 1951 году уехала в город Кострому на ткацкую фабрику, проработала там 5 лет ткачихой, заочно окончила техникум.

Сорок лет Мария Григорьевна проработала бухгалтером. В 1968 году с семьей переехала в Усть-Лабинск. С тех пор город стал для нее родным. Здесь она нашла товарищей по страшному лагерному детству и создала районную организацию малолетних узников фашистских концлагерей. История жизни каждого – ее боль и гордость, заветная мечта – издать книгу об узниках.

С 2008 года – председатель организации. Награждена медалями: «Юбилейная» к 60-65-70-летию ВОВ; «Непокоренные», «Ветеран труда». 10 лет участвовала в выборах, за что получила медаль за подписью В. Е. Чурова 16.04.2015 г.

По материалам книги «Недетская судьба»

 

Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика