Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Имя этого полководца известно всей Европе. Память о нем чтили и чтят на протяжении двух веков

Рубрика: История
10:00, 22 Ноября 2020

Имя этого полководца известно всей Европе. Память о нем чтили и чтят на протяжении двух веков все, кому когда-либо выпадала честь называться защитником Родины.

Имя этого полководца известно всей Европе. Память о нем чтили и чтят на протяжении двух веков все, кому когда-либо выпадала честь называться защитником Родины.

Наука побеждать

Большим авторитетом для молодого Суворова был царь Петр I. Суворов знал уставы Петра Великого, который обобщил огромный опыт русской армии начала XVII века.

Имея титулы и награды, Александр Васильевич не тяготился солдатской жизнью. Тягостно ему было другое - жизнь при дворе, балы и светская одежда.

Острый ум, тонкое чувство юмора, решительность, храбрость, любознательность и чудаковатость – основные качества Суворова. Историки описывают случай, когда Александр Васильевич стал скакать через стулья, демонстрируя, скольких боевых коллег он «обскакал» в своей военной карьере, получая чин за чином. Он запросто мог скорчить смешную физиономию в ходе серьезного разговора. Никогда не чурался учиться. Уходя в очередной поход, он изучал там языки и обычаи, военную историю врага. Призывал к обучению своих офицеров и солдат. Среди лучших учеников Суворова можно выделить Кутузова, Каминского, Багратиона, Барклая-де-Толли, Раевского, Платова, Милорадовича, которые не раз проявили свои умения при защите России.

Солдаты обожали своего командира, офицеры – заслуженно уважали. Командование Суздальским полком, который он сделал образцовым, позволило ему написать «Полковое учреждение», легшее в основу знаменитой книги «Наука побеждать».

Успехи, авторитет и безграничная любовь солдат и народа принесли Александру Васильевичу не только признание, но и зависть соперников.

 Екатерина II была благосклонна к полководцу, а Павел, взошедший на престол после смерти императрицы, болезненно завидовал славе Суворова. Отправив его практически под арест и лишив права ношения фельдмаршальского мундира, молодой император показывал, что обойдется и без любимца армии. Но после обращения к нему союзников из Австрии с просьбой о помощи в военной кампании вынужден был вновь призвать Суворова на службу. Русские солдаты под предводительством непревзойденного фельдмаршала показывали всему миру образцы невиданного мужества, стойкости и воли к победе в Итальянском и Швейцарском походах. И Павлу ничего не оставалось делать, как присвоить Суворову наивысшее воинское звание генералиссимуса, признав при этом, что такой награды «мало».

Не только огнем и мечом

Суворова всегда посылали на самые трудные участки, туда, где были нужны особые качества руководителя и способность решать неординарные задачи. В этих проблемных вопросах требовались не только авторитет полководца и его умение бить врага, но и дипломатический талант. Далеко не все победы Александра Васильевича достигались «огнем и мечом». Так, например, служба на Кубани и в Крыму, где отношения Российской империи с ногайцами, закубанскими горцами и крымскими народами были осложнены турецким протекторатом, требовала от Суворова совершенно новых качеств администратора, политика, посла и миротворца.

Сам Александр Васильевич так описал в своей автобиографии эти события:

Высочайшим императорским соизволением в 1776 году был я определен к полкам московской дивизии, в Крым, где около Карасу-Базара собравшиеся противные Шагин-Гирей хану партии я рассеял одним движением, и по прибытии его из Тамани объявил его в сем достоинстве, и по продолжающейся болезни отъезжал в Полтаву для излечения.

В следующем году командовал я корпусом Кубанским… Учредил линию крепостей от Черного моря до Ставрополя. Того же года обращен я в Крым и командовал корпусами крымским, кубанским на Днепре и иными войсками, вывел христиан из Крыма в Россию без остатка, вытеснил турецкую флотилию из Ахтиярской гавани, великого адмирала Гассан-пашу и Али-бея анатолийского со всем оттоманским флотом и транспортными с войском судами… от крымских берегов обратил назад к Константинополю.

За эту операцию был награжден золотой табакеркой с высочайшим Ее императорского величества портретом, украшенной бриллиантами».

В 1774 году, после завершения Первой турецкой войны, Россия и Оттоманская империя (Турция) заключили мирный договор, по которому на «вечные времена» признана независимость Крымского ханства и невмешательство в его дела как России, так и Турции, а также переход во владение Российской империи города Керчи. Границы Крымского ханства включали и часть кубанских земель. Турецкие султаны не желали прощаться с этими землями и выходом в Черное море, а Россия намеревалась включить их в состав Империи. Ситуация осложнялась и тем, что на Кубани и в Крыму проживали представители различных народов и племен, имевших разную культуру и вероисповедание. Бесчисленное количество переговоров, дружеских визитов, политических посланий и решений, удовлетворявших всех участников процесса выхода территории из-под влияния султаната, подготовил Суворов лично. Тут пригодились и склонности к изучению иностранных языков, и знания культуры и обычаев других народов. За годы пребывания Суворова в этих местах не было развязано вооруженных столкновений, повлекших за собой очередную войну. А строительство Кубанской кордонной линии подарило Российской империи возможность основать впоследствии казачьи станицы и хутора в Кубанской Новороссии.

По суворовским местам

Похвастаться пребыванием великого полководца на своей земле могут многие районы Краснодарского края, где под его руководством возводились крепости и временные укрепления – фельдшанцы и редуты. Усть-Лабинский район – особенная в этом отношении земля, ведь Суворов бывал тут не единожды. Особое внимание Александр Васильевич уделил территории в устье реки Лабы, что доказывает строительство здесь крепости, а не фельдшанца, каковой был построен на месте будущего Екатеринодара.

В феврале-марте 1778 года началось возведение крепости Усть-Лаба, которую после вести о рождении цесаревича, будущего императора Александра I, переименовали в Александровскую. Как утверждал в своем труде «Суворов на Кубани» Виктор Соловьев, на вооружении крепости стояло всего три пушки, пушечных платформ и амбразур не было. С уверенностью сказать, где же находилась эта крепость, затрудняются даже именитые историки. Одни поддерживают версию В.А. Соловьева о том, что она была частично срыта и перестроена И.В. Гудовичем в 1793 году. Некоторые усть-лабинские краеведы предполагают, что находилась она ближе к станице Усть-Лабинской у спуска к водокачке. Третья версия была обнаружена в 2019 году кандидатом исторических наук экспертом государственной историко-культурной экспертизы Виталием Бондарем. При включении Александровской крепости в реестр культурного наследия на территории Краснодарского края в 1970-е годы местом ее нахождения обозначили район форштадта. Однозначно только одно – крепость была построена в черте современного Усть-Лабинска, и Суворов лично выбрал для нее место строительства.

В 1779 году Александр Васильевич проезжал по Кубанской крепостной линии с целью проверки порядка в войсках и изучения расстановки сил врага. Побывал он и в устье Лабы.

Третий визит полководца в эти места был связан с усмирением мятежных ногайцев, которые расположились в районе современной станицы Некрасовской. Свой Закубанский поход Суворов начал ночью 1 октября 1783 года, переправив войска через реку Кубань вброд в районе современной станицы Воронежской и поселка Двубратского. Застав неприятеля врасплох, русские войска дали четырехчасовой бой, в ходе которого разбили врага и подавили мятежные настроения. Существует легенда о том, что побывал великий полководец на реке Третья Кочеты. Сам Суворов не раз говорил: «Я пел петухом, пробуждая сонливых, угомоняя буйных врагов Отечества», но вот воспоминаний о том, что пел он петухом, подавая сигналы своим солдатам при переходе трех рек Кочеты, нет. Тем временем народная молва превратила легенду в быль, и одноименный реке хутор в 1962 году был переименован в село Суворовское.

В память о полководце

В современном Усть-Лабинске в память о пребывании здесь великого полководца установлено несколько памятников. Это бронзовый бюст генералиссимуса, что находится напротив здания администрации, бюст полководца на территории первой общеобразовательной школы, который появился в момент присвоения школе имени Суворова, и стела суворовским солдатам по улице Демьяна Бедного. Эта скульптурная композиция установлена в городе к 200-летию пребывания полководца в наших краях.

В 1978 году идея увековечивания этой даты в установке монументального объекта пришла Сергею Ивановичу Карпенко, завучу школы N 1. Он как бывший партийный работник подал заявку в райисполком, им руководил в те годы Николай Иванович Шепилов. Осуществить идею поручили художнику Виктору Михайловичу Боритько. Мастер за период майских праздников подготовил эскизы и выполнил гипсовые макеты. По требованию Шепилова стелу должны были закончить и установить в ноябре, ко дню рождения полководца. Виктор Боритько обратился за помощью к своему коллеге и приятелю Виктору Ивановичу Сметанину, который стал соавтором монумента. Глину искали по всему Краснодарскому краю, но подходящую нашли в Усть-Лабинске. На территории сахарного завода были запасы огнеупорной глины для печей предприятия, она оказалась хорошего качества, с малыми долями примесей. Художники сделали формовку и изготовили скульптуры суворовских солдат. По задумке их должны были поместить в готовую раму стелы и закрепить. Бетонную раму изготовили на усть-лабинском железо-бетонном комбинате. В монтаже стелы приняли участие солдаты-срочники из городской части.

Сегодня стелу украшает цветной портрет Александра Васильевича, хотя первоначально была медная чеканка с его изображением. Ее Виктор Боритько копировал со скульптуры Вучетича. О том, как пропал этот медный диск в лихие 1990-е, мы уже не узнаем. Восполнить утрату решили цветным изображением полководца, выполненным при помощи современных технологий уже в наши дни. Но возможно, найдется художник, который сможет восстановить эту часть памятника в первоначальном виде.

Александр Суворов (1730-1800 гг.) – граф Рымникский, князь Италийский, российский полководец, генералиссимус. Начал службу капралом в 1748 году. Участник Семилетней войны. Одержал победы во время русско-турецких войн (1768-1774 гг. и 1787-1791 гг.), штурмом овладел крепостью Измаил. Из 60 сражений не проиграл ни одного.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Совсем скоро в районном музее подведут итоги конкурса, объявленного в муниципалитете к 290-летию великого полководца. Об итогах интеллектуального состязания «СН» расскажет в ближайших номерах.

 

Александр Быль
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика