Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Принципиальность помогла Павлу Кретову снискать уважение земляков

Рубрика: Люди
11:32, 21 Марта 2021

Треть века Павел Кретов был заместителем председателя колхоза хутора Братского. Но увидеть его сидящим за столом  в кабинете было практически невозможно. Как сказали бы сегодня, он был дальновидным управленцем, прекрасным психологом и стратегом. Но во времена Советского Союза все эти эпитеты легко умещались в одном твердом, как воля людей, прошедших страшную войну, слове: хозяин.

Без отца

Павел Петрович родился в 1916 году в многодетной семье. У него было два брата и три сестры. Родители Павла – уроженцы Орловской губернии. Переселились на Кубань во время Столыпинской аграрной реформы 1906-1913 годов. Они были из числа зажиточных крестьян, что позволило обосноваться и обзавестись крепким хозяйством в хуторе Кадухине. Отец Петр Филиппович одним из первых построил паровую мельницу, осуществлял помол зерна и занимался земледелием.

В годы Гражданской войны он горячо поддержал и стал активным участником красного движения, за что был убит белогвардейцами. Старожилы рассказывали, что активистов, принявших власть рабочих и крестьян из близлежащих хуторов, вывезли на берег Кубани и порубили шашками.

Павел Петрович остался без отца еще младенцем. Его воспитывали мать, сестра и старший брат Федор. Во многом благодаря брату Павел смог окончить восьмилетнюю школу в хуторе Болгове. Видя, как тяжело приходится матери, вслед за старшим братом Паша очень рано, в неполных восемь лет, начал работать в колхозе. Впрочем,  так поступали многие дети того времени.

Израненный, но живой

В 1936 году Павла призвали в ряды Красной армии. К концу службы он принял решение связать судьбу с защитой Родины и поступил в военно-политическое училище в Ростове-на-Дону. Окончив его, в сентябре 1940 года Павел Петрович приступил к службе в звании младшего политрука. На третий день войны он попал на фронт. Воевал в 627-м стрелковом полку в составе 162-й стрелковой дивизии. В 1942 году дивизия участвовала в Харьковской операции.

Вторая битва за Харьков или Харьковская катастрофа – крупное сражение Великой Отечественной войны. 14 мая во время минометного обстрела Павел Петрович был тяжело ранен. Вначале его приняли за мертвого. Когда сносили убитых для захоронения, он застонал, и это спасло ему жизнь. Молодого человека успели вывезти в госпиталь до полного окружения. С мая до октября 1942 года Павел Петрович лечился в Саратове.  Он лишился левого глаза, было ампутировано левое предплечье. В этом госпитале и нашла его сестра. Но вернуться домой в хутор Болгов он смог только после освобождения Кубани от фашистской оккупации в начале 1943 года.

В ожидании брата

Вернулся изувеченный офицер с фронта. Почет и уважение ему! И, казалось бы, заслужил пожизненную пенсию и отдых: нет глаза, нет руки – отдыхай, солдат. Но не тут-то было, ведь он коммунист, политрук. Вместо глаза стеклянный протез, вместо руки неподвижный гуттаперчевый протез с черной перчаткой на кисти – и на работу в родной колхоз «Имени Кирова» на должность бригадира.

Продолжалась война. В хутор то и дело приходили похоронки. Пришла похоронка и на близкого школьного товарища Павла. Услышав об этом, он пошел навестить мать друга и встретил там Машеньку, повзрослевшую младшую сестренку погибшего воина. С первого взгляда вспыхнуло чувство, в котором не было ни тени сомнения. Но жениться Павел решил только тогда, когда придет с войны старший брат Федор. Настолько сильна была связь между братьями. Федор вернулся в 1946 году и стал работать бригадиром тракторной бригады. В том же году поженились Павел Петрович и Мария Варфоломеевна.

Видел всех насквозь

С 1952 по 1955 год Павел учился заочно в Краснодарской сельскохозяйственной школе по специальности «Агрономия». В 1954-м его назначили заместителем председателя колхоза «Имени Кирова», переименованного в 1962 году в «Восток». Проработал в должности 29 лет до 1983 года.

С раннего утра он был в гараже, решал сколько машин куда направить, объезжал бригады и фермы сначала на линейке, запряженной парой лошадей, а в последние годы на колхозной «Волге». Везде успевал, решал множество организационных вопросов. Знал поименно и посемейно всех колхозников, многим помогал, кое-кого наставлял на правильный путь. Вспоминают интересный случай. Сталинские законы послевоенного времени были строги. За ведро украденного зерна можно было угодить за решетку на несколько лет. Но у председателя Дьяченко и заместителя Кретова было правило: своих не выдаем. Однажды один механизатор решил взять домой пару мешков пшеницы. Днем прикрыл их копной соломы, чтобы перенести ночью. Неизвестно, как Кретов об этом узнал.

– Не знаю, что там у тебя под копной, но чтобы к утру все было на току, – сказал он подчиненному. – Если утром найду хоть зернышко – берегись!

Люди удивлялись, как Павел Петрович все замечал. Ходили легенды, что его единственный глаз приобрел необыкновенную остроту. Он видел и распознавал каждого человека на другом конце поля. Однажды Павел Петрович с женой рано утром поехал на рынок. Вдруг он остановил машину и, несмотря на протесты жены, зашагал к стаду телят, которых слишком рано выгоняли на траву, когда еще не сошла роса. Он не мог допустить, чтобы по вине нерадивых пастухов у колхозных теляток разболелись животы. Хозяин!

Мечта о комфорте

Так случилось, что у Кретовых не было своих детей. Это было большим несчастьем для Павла Петровича. Детей он любил. Носил в кармане конфеты. Не упускал случая погладить по голове и угостить чужих ребятишек. Иногда приходил в колхозный детский сад, садился с малышами на низенькую скамеечку, задавал вопросы, что-то рассказывал.

Павел Кретов никогда не сидел в кабинете, с раннего утра до поздней ночи был в гуще народа. Хуторяне удивлялись: когда же он отдыхал?

С женой Марией Варфоломеевной они прожили 54 года в мире и согласии. Двери их дома всегда были открыты для людей.

Большой мечтой Павла Петровича была газификация хуторов колхоза «Восток». И он много для этого сделал. Сколько пришлось поездить, чтобы получить разрешение, большое количество согласований. К сожалению, потом все надолго остановилось. Как же он был рад, когда в 1999 году газ пришел в хутор Болгов.  Всего два месяца Кретов не дожил до того дня, когда голубой огонек зажегся и в его доме. Его не стало 6 сентября 2000 года.

За свои боевые и трудовые заслуги Павел Петрович награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом  Трудового Красного Знамени, медалью «Ветеран труда».

Его нет два десятилетия, но нет сомнений в том, что доблестный воин, самоотверженный труженик, заботливый семьянин и верный патриот своей Родины жив в памяти односельчан.

Спас от тюрьмы

Сталинские законы послевоенного времени были строги. За ведро украденного зерна можно было угодить за решетку на несколько лет. Но у председателя Дьяченко и заместителя Кретова было правило: своих не выдаем. Однажды механизатор решил взять домой пару мешков пшеницы. Днем прикрыл их копной соломы, чтобы ночью перенести. Неизвестно, как Кретов об этом узнал.

– Не знаю, что там у тебя под копной, но чтобы к утру все было на току, – сказал он подчиненному. – Если утром найду хоть зернышко – берегись!

 

Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика