Николай Халюков пришел в 105-ю городскую пожарную часть в 1986 году. Тогда мужчина и не предполагал, что работа станет частью жизни, а вверенный ему ЗИЛ – другом и помощником на долгие годы. 27 марта водитель отметил трудовой юбилей. По этому случаю он поделился с корреспондентами «СН» профессиональными секретами и вспомнил истории, связанные с выездами.
– Почему выбрали эту профессию?
– С молодых лет был окружен пожарными и водителями, работающими в части. Атмосфера, что витала вокруг них, сыграла решающую роль в самоопределении.
– Сразу стали пожарным?
– Нет, это мое второе место работы. Горжусь этим и призываю молодое поколение так же ответственно относиться к работе.
– Вы получили специальное образование?
– Образование у меня среднетехническое. В пожарную часть пришел на должность бригадира. Работал каждый день по восемь часов, но спустя пять лет стал водителем. Теперь график сменный – сутки работаю, трое дома.
– Что входит в ваши обязанности?
– Выезд с личным составом на закрепленном за мной автомобиле на аварийно-спасательные работы, тушение пожаров.
– На вызов отправляетесь только на своей машине?
– К другим тоже имею допуск. Водители знают устройство работы всей имеющейся в части техники.
– Как ласково называете автомобиль?
– Раньше ездил на ЗИЛе, которому дал прозвище «кормилица». Всегда с особым вниманием следил за его техническим состоянием. Сейчас работаю чаще на других машинах, так как коллектив водителей начал меняться. Чтобы обучить вновь прибывших сотрудников, задействуют все автомобили.
– Помните ли первый выезд?
– Сильно переживал тогда, даже ноги тряслись. В станице Воронежской произошло небольшое возгорание. Взорвался газовый баллон на улице, и пламя начало распространяться по сухой траве. Ликвидировали пожар быстро, все обошлось без пострадавших. Когда волнение отступило, понял, что работа приносит большое удовлетворение, когда выполняешь ее четко и слаженно.
– Какими качествами должен обладать водитель пожарного автомобиля?
– Профессионально управлять машиной, знать техническое устройство автомобиля и средств аварийно-спасательного оборудования. Важно не суетиться и подходить ко всему с холодным разумом. У нас часто говорят: «Делай не спеша, но быстро».
– Что самое главное в вашей работе?
– Не опоздать. На мне лежит ответственность за своевременное прибытие пожарных к месту вызова. Также от водителя зависит жизнь пострадавших и сохранность имущества. Несмотря на это, не могу позволить себе «лететь» по дороге, нарушая правила движения. Крайне важно помнить, что везешь личный состав, и их необходимо доставить целыми и невредимыми.
– Бывают ли ситуации, когда приходится превышать допустимую скорость?
– Да. Случаются такие моменты, когда на счету водителя каждая минута. Тогда включаем световые и звуковые сигналы, чтобы нам уступили дорогу, и направляемся к месту без пробок, но с большой осторожностью.
- По каким причинам машина может задержаться в пути?
– Нельзя исключать закрытие железнодорожного переезда, наличие пробок на дороге и другие естественные причины. Но даже в таких случаях всегда продумываем, как сократить время: дождаться, пока проедет поезд, или объезжать этот участок другим путем. Кроме того, автомобиль может сломаться в дороге. Такие ситуации у нас были. Поэтому следом всегда едет вторая пожарная машина.
– Приходилось ли слышать от погорельцев обидные слова?
– Бывало. Удаленность объекта возгорания от города может составлять пять километров, а может – и все 40. Пока едем на вызов, хозяева наблюдают, как горит их имущество. В такие моменты секунда кажется им вечностью, да и зевак собирается немало. От них-то и доносятся чаще упреки, что приехали поздно и без воды, что работаем медленно. Но это пустые обвинения, сказанные в состоянии стресса. Следует понимать, что машина тяжелая, и добраться на ней молниеносно возможности нет. Огнеборцы не волшебники, но стараются сделать все, что в их силах.
– Какое значение имеет расположение машины у места возгорания?
– Из личного опыта могу сказать, что водителю необходимо учитывать такие факторы, как быстрый выезд машины для дозаправки водой и удобное размещение вновь прибывшего автомобиля. Существуют правила выезда, которые мы соблюдаем. Внести в них коррективы имеет право лишь руководитель тушения пожара.
– Что делать, если к месту ЧП не подъехать?
– На этот случай у нас есть запас пожарных рукавов. С их помощью удлиняем линию. В городе неудобным для подъезда пожарной машины является район Черемушки. Там поставили шлагбаумы, проезжая территория между домами узкая и заставленная автомобилями владельцев квартир. Приходится искать подходящее место, чтобы и мне выехать было проще, и коллегам не пришлось тянуть длинные рукава.
– В ликвидации чрезвычайных ситуаций принимали участие?
– Оказывали помощь пострадавшим в Ейске, Крымске, Лермонтово, Хадыженске и других местах. Как правило, приезжали на несколько суток и работали на износ.
– Есть отличия между работой в начале вашего пути и сейчас?
– Разве что в статусе. Раньше эта профессия считалась более престижной. Много водителей в части являлись участниками боевых действий. Проезд в общественном транспорте для нас был бесплатным. Сейчас, к сожалению, этого нет. Но работу люблю по-прежнему.
– А как изменилась форма?
– Она стала качественней. Сейчас специальной экипировке уделяется большое внимание. Строго проверяется наличие всех эмблем и нашивок. В случае непригодности их заменяют на новые.
– Чем грозит утеря спецодежды?
– Начнется служебное расследование, которое может закончиться увольнением. Отношение к форме должно быть ответственное, поскольку работаем по уставу. Можно сказать, все, как у военных. И несоблюдение элементарных правил ухода за одеждой строго наказывается.
– Что посоветуете тем, кто собирается стать водителем в пожарной части?
– Работу нужно увидеть своими глазами. Двери части открыты для желающих. В моей практике были ребята, которые приходили понаблюдать за работой водителей и пожарных, чтобы увидеть реальную картину происходящего. Всегда рады молодежи, мечтающей в будущем пойти по нашим стопам. Поэтому охотно показываем быт водителей и рассказываем, из каких слагаемых он состоит.
– Работа повлияла на выбор профессии ваших детей?
– Дочь была начальником отдела государственного пожарного надзора Южного федерального округа, а сейчас продолжает служить в Ростовской области. Сын профессиональный военный, окончил Московский военный институт.
– Довольны ли выбором профессии?
– Конечно. Возвращаясь домой, всегда рассказываю родным, какую помощь удалось оказать людям за прошедший день. Это самое большое удовлетворение, которое получаешь от своей деятельности.
День открытых дверей на предприятиях «Прогресс Агро»
12:15 22.04.24
Награды для самых юных, выполнивших нормативы ГТО
09:28 22.04.24
Как защитить себя от аллергии в самое прекрасное время года
14:05 18.04.24