Сегодня даже трехлетний ребенок без труда может включить смартфон, а малыши постарше легко серфят в Интернете в поисках любимого мультфильма. Многие родители умиляются: вот какое чудо-чадо. Но педагоги эти эмоции не разделяют.
Логопеды уверены, многие проблемы с речью у дошкольников появляются потому, что ребята перестали играть друг с другом. Ни один умный телефон не заменит живого общения. Корреспонденты «СН» встретились с логопедами одного из крупнейших детских садов района – Центра развития ребенка № 2 – и узнали, как исправляют нарушения речи дошкольников и когда ребенку необходимы занятия с логопедом.
В 1987 году в Усть-Лабинске открылся детский сад № 2, в котором появились первые логопедические группы для детей с общим недоразвитием речи. Сейчас их называют группами компенсирующей направленности. Посещать их могут дети с четырех до семи лет.
Сегодня в дошкольном учреждении работают четыре группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Занятия в них ведут учителя-логопеды. Во втором городском детском саду их четыре. У каждого из них занимаются по 10-12 детей. Учителя-логопеды проводят речевое обследование всех воспитанников, выявляют детей с тяжелыми нарушениями речи и направляют на психолого-медико-педагогическую комиссию. Специалисты ПМПК дают заключение, и с ребенком начинают заниматься логопеды.
Ольга Высочина и Светлана Харламова работают в детском саду с момента его открытия, по 34 года каждая. Педагоги стояли у истоков формирования логопедической стационарной службы для детей с общим недоразвитием речи.
- Только любовью открываются детские сердца. Мы со Светланой Владимировной ни разу не пожалели о своем выборе. Для нас большая гордость, когда воспитанники выходят подготовленными к учебе в школах, успешно идут по жизни, - делится Ольга Высочина. – Ребята приходят с многочисленными речевыми нарушениями, но в итоге коррекционной работы более 90 процентов из них выпускаются с речевой нормой, а остальные со значительным улучшением речи.
По словам Светланы Харламовой, авторскими разработками усть-лабинские педагоги делятся со всеми коллегами. Публикации логопедов второго детского сада можно встретить во многих специализированных журналах.
С детьми группы компенсирующей направленности в саду занимаются воспитатель и учитель-логопед.
- От 15 до 20 минут уделяем индивидуальной работе. Воспитанников делим на две подгруппы по пять-шесть человек, если они имеют одинаковые нарушения речи, - добавляет Ольга Ляхимец, стаж которой 14 лет. - Работаем с использованием элементов биоэнергопластики, нейрогимнастики, песочной терапии, проводим игры для развития сенсорики, с которой тесно связана речь.
Ежегодно количество детей с нарушениями речи растет, констатируют специалисты. Современный ребенок легко и быстро осваивает гаджеты, а вот общаться с окружающими, как правило, не умеет. Это приводит к различным патологиям речи, нарушениям усвоения грамматических норм языка, бедности словарного запаса.
- Такой малыш часто замыкается при общении со сверстниками, у которых нет речевых проблем. Если не начать занятия с логопедом, возможна и общая задержка развития. В группе компенсирующей направленности коррекция идет быстрее. В старшей группе ребенка обучаем чтению и письму, развивая и мелкую моторику рук, - поясняет Альвина Сердюкова, педагог с 23-летним стажем.
- Совместными усилиями воспитателей и учителей-логопедов быстрее совершенствуются психические процессы восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления детей, - говорит заведующая образовательным учреждением Ирина Вертепа. -Хороший результат в коррекционной работе с ребенком дает и тесная взаимосвязь учителей-логопедов с родителями. Проводим индивидуальные консультации, используем дистанционные технологии. Ежегодно обновляем оснащение логопедических кабинетов необходимым современным оборудованием и дидактическим материалом. Работаем с ребенком и ради ребенка.
Если в возрасте одного года ребенок не лепечет, не гулит и не произносит повторяющиеся слоги (мама, баба и т.д.). В этом случае необходимо проведение комплексного обследования. Для исключения глухоты нужно обратиться к детскому отоларингологу, затем к невропатологу и после этого, если никаких нарушений развития не выявлено, нужно отвести ребенка к логопеду.
Для ребенка 2 лет. В этом случае нужно обратиться к специалисту, если ребенок произносит менее 10 слов или молчит, даже если кажется, что он «все понимает».
Для ребенка 3 лет. В этом возрасте консультация логопеда обязательна. Кроме того, обращение к специалисту необходимо, если ребенок не говорит фразами, заменяет один звук другим (к примеру, «т» на «к»), разговаривает на непонятном для окружающих языке. Если в этом возрасте ребенок вообще не произносит никаких слов, то у него могут быть диагностированы даже грубые нарушения общего развития.
Для ребенка 4 лет. Обычно дети старше четырех лет уже должны разговаривать правильно, поэтому помощь специалиста необходима, если малыш произносит не все звуки родного языка, его речь невнятная и нечеткая, у него есть проблемы с ответами на простые вопросы.
Для ребенка 5 лет. Обращение к логопеду необходимо в случае, если есть шепелявость, гнусавость, бедный словарный запас. Помощь специалиста также необходима, если у малыша слишком мягкое произношение звуков. К примеру, «щапка», «тяйник», «лямпотька».
Для ребенка 6 лет. Помощь нужна, если ребенок не может пересказать даже небольшой текст, «перекручивает» слова, не может запомнить стихотворение, отвечает на вопросы односложно, а также не может составить простой рассказ по картинке. Обратите внимание, что у 6-летнего дошкольника нельзя игнорировать даже незначительные, на первый взгляд, отклонения от нормы. Впереди его ждет школа, поэтому его речь должна быть правильной – это залог успешного обучения и нормальной коммуникации со своими сверстниками. Если речь будет невнятной, нечеткой, с какими-либо дефектами, то велика вероятность насмешек со стороны одноклассников.
В районе 31 дошкольное образовательное учреждение. В этих детских садах открыты 56 групп компенсирующей направленности: 53 - для детей с нарушениями речи, 2 - для детей с задержкой психического развития, 1 - для детей со сложными дефектами.
Обратите внимание на речевые трудности, если:
Ребенок не говорит совсем. Отсутствие речи в три года – не просто запаздывание. Это сигнал о грубом речевом нарушении! Необходимо срочно обратиться к логопеду.
Задержка на стадии называния. Ребенок вместо речи использует жесты, движения, требовательные возгласы.
Говорит как маленький.
Невнятная речь.
Не хочет говорить.
В речи появились запинки.
«Не включай слабака и прорвёшься»
12:15 11.06.25
Акцент на районы
12:09 11.06.25