Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Чрезмерное увлечение дошкольников гаджетами может ухудшить речь

Рубрика: Образование
15:16, 14 Декабря 2021

Сегодня даже трехлетний ребенок без труда может включить смартфон, а малыши постарше легко серфят в Интернете в поисках любимого мультфильма. Многие родители умиляются: вот какое чудо-чадо. Но педагоги эти эмоции не разделяют.

Логопеды уверены, многие проблемы с речью у дошкольников появляются потому, что ребята перестали играть друг с другом. Ни один умный телефон не заменит живого общения. Корреспонденты «СН» встретились с логопедами одного из крупнейших детских садов района – Центра развития ребенка № 2 – и узнали, как исправляют нарушения речи дошкольников и когда ребенку необходимы занятия с логопедом. 

После заключения комиссии

В  1987 году в Усть-Лабинске открылся детский сад № 2, в котором появились первые логопедические группы для детей с общим недоразвитием речи. Сейчас их называют группами компенсирующей направленности. Посещать их могут дети с четырех до семи лет. 

Сегодня в  дошкольном учреждении работают четыре группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Занятия в них ведут учителя-логопеды. Во втором городском детском саду их четыре. У каждого  из них  занимаются по 10-12 детей. Учителя-логопеды  проводят речевое обследование всех воспитанников, выявляют детей с тяжелыми нарушениями речи и направляют на психолого-медико-педагогическую комиссию. Специалисты ПМПК дают заключение,  и с ребенком  начинают заниматься логопеды.

Ольга Высочина и Светлана Харламова работают в детском саду с момента его открытия,  по 34 года каждая.  Педагоги стояли у истоков формирования логопедической стационарной службы для детей с общим недоразвитием речи.

- Только любовью открываются детские сердца. Мы со Светланой Владимировной ни разу не пожалели о своем выборе. Для нас большая гордость, когда воспитанники  выходят подготовленными к учебе в школах, успешно идут по жизни, - делится Ольга Высочина. – Ребята приходят с многочисленными речевыми нарушениями, но в итоге коррекционной работы более 90 процентов из них выпускаются с речевой нормой, а остальные со значительным улучшением речи. 

По словам Светланы Харламовой, авторскими разработками усть-лабинские педагоги делятся со всеми коллегами. Публикации логопедов второго детского сада можно встретить во многих специализированных журналах.

Коррекция в игре

С детьми группы компенсирующей направленности в саду занимаются воспитатель и учитель-логопед.

- От 15 до 20 минут уделяем индивидуальной работе. Воспитанников делим на две подгруппы по пять-шесть человек, если они имеют одинаковые нарушения речи, - добавляет Ольга Ляхимец, стаж которой 14 лет. - Работаем с использованием элементов биоэнергопластики, нейрогимнастики,  песочной терапии, проводим игры для развития сенсорики, с которой тесно связана речь.

Ежегодно количество детей с нарушениями речи растет, констатируют специалисты. Современный ребенок легко и быстро осваивает гаджеты, а вот общаться с окружающими, как правило, не умеет. Это приводит к различным патологиям речи, нарушениям усвоения грамматических норм языка, бедности словарного запаса.

 - Такой малыш часто замыкается при общении со сверстниками, у которых нет речевых проблем. Если не начать занятия с логопедом, возможна и общая задержка развития. В группе компенсирующей направленности коррекция идет быстрее. В старшей группе ребенка обучаем чтению и письму, развивая и мелкую моторику рук, - поясняет Альвина Сердюкова, педагог с 23-летним стажем.

- Совместными усилиями воспитателей и учителей-логопедов быстрее совершенствуются психические процессы восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления детей, - говорит заведующая образовательным учреждением Ирина Вертепа. -Хороший результат в коррекционной работе с ребенком дает и тесная взаимосвязь учителей-логопедов с родителями. Проводим индивидуальные консультации, используем дистанционные технологии. Ежегодно обновляем оснащение логопедических кабинетов  необходимым современным оборудованием и дидактическим материалом. Работаем с ребенком и ради ребенка.

Когда необходима консультация логопеда:

Если в возрасте одного года ребенок не лепечет, не гулит и не произносит повторяющиеся слоги (мама, баба и т.д.). В этом случае необходимо проведение комплексного обследования. Для исключения глухоты нужно обратиться к детскому отоларингологу, затем к невропатологу и после этого, если никаких нарушений развития не выявлено, нужно отвести ребенка к логопеду.

Для ребенка 2 лет. В этом случае нужно обратиться к специалисту, если ребенок произносит менее 10 слов или молчит, даже если кажется, что он «все понимает».

Для ребенка 3 лет. В этом возрасте консультация логопеда обязательна. Кроме того, обращение к специалисту необходимо, если ребенок не говорит фразами, заменяет один звук другим (к примеру, «т» на «к»), разговаривает на непонятном для окружающих языке. Если в этом возрасте ребенок вообще не произносит никаких слов, то у него могут быть диагностированы даже грубые нарушения общего развития.

Для ребенка 4 лет. Обычно дети старше четырех лет уже должны разговаривать правильно, поэтому помощь специалиста необходима, если малыш произносит не все звуки родного языка, его речь невнятная и нечеткая, у него есть проблемы с ответами на простые вопросы.

Для ребенка 5 лет. Обращение к логопеду необходимо в случае, если есть шепелявость, гнусавость, бедный словарный запас. Помощь специалиста также необходима, если у малыша слишком мягкое произношение звуков. К примеру, «щапка», «тяйник», «лямпотька».

Для ребенка 6 лет. Помощь нужна, если ребенок не может пересказать даже небольшой текст, «перекручивает» слова, не может запомнить стихотворение, отвечает на вопросы односложно, а также не может составить простой рассказ по картинке.     Обратите внимание, что у 6-летнего дошкольника нельзя игнорировать даже незначительные, на первый взгляд, отклонения от нормы. Впереди его ждет школа, поэтому его речь должна быть правильной – это залог успешного обучения и нормальной коммуникации со своими сверстниками. Если речь будет невнятной, нечеткой, с какими-либо дефектами, то велика вероятность насмешек со стороны одноклассников.

ЦИФРЫ

В районе 31 дошкольное образовательное учреждение. В этих детских садах открыты 56 групп компенсирующей направленности: 53 - для детей с нарушениями речи, 2 - для детей с задержкой психического развития, 1 - для детей со сложными дефектами.

ВАЖНО

Обратите внимание на речевые трудности, если:

Ребенок не говорит совсем. Отсутствие речи в три года – не просто запаздывание. Это сигнал о грубом речевом нарушении! Необходимо срочно обратиться к логопеду.

Задержка на стадии называния. Ребенок вместо речи использует жесты, движения, требовательные возгласы.

Говорит как маленький.

Невнятная речь.

Не хочет говорить.

В речи появились запинки.

 

Алина Александрова
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее

Яндекс.Метрика