Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Жителям района показали фрагмент уникального фильма-хроники о некрасовских казаках

Рубрика: История
17:01, 16 Марта 2022

В Усть-Лабинске и станице Некрасовской по инициативе администрации муниципалитета и фонда «Вольное Дело» прошла творческая встреча с известным кубанским режиссером Михаилом Шнурниковым. Его жизнь на протяжении многих лет связана с кинематографом. В 2019 году лента Шнурникова «От земли племения твоего…» получила приз губернатора Краснодарского края на фестивале православных фильмов «Вечевой колокол».

Черно-белая история

На встречу в станичном и районном домах культуры собрались члены казачьего общества, школьники и ученики лицея, представители общественности и местные жители. В гости к устьлабинцам член союза кинематографистов приехал не с пустыми руками. Михаил Иванович привез документальный фильм «Последний исход?», снятый в 1989 году. В 10-минутном черно-белом кино описана история казаков-некрасовцев, вернувшихся после 200 лет жизни на чужбине.

Свой трудовой путь Михаил Шнурников начинал оператором в одной из старейших киностудий мира – ростовской студии кинохроники, занимавшейся съемками документальных фильмов на территории всей Центральной России, в том числе Краснодарского края. За 20 лет он снял множество работ, часть из которых неразрывно связана не только с историей Кубани, но и Усть-Лабинского района. Во время работы на киностудии Шнурников объездил весь край. Как собственный корреспондент в составе съемочной группы снимал партсобрания, тружеников колхозов и совхозов и природу.

– Больше всего любил работать над сюжетами, связанными с культурой и традициями народов, – вспоминает Михаил Иванович. – Аппаратура была очень тяжелая, громоздкая и неудобная. Самая легкая кинокамера весила 5,5 кг, аккумулятор к ней – 7 кг вешался на плечо, штатив – 8-10 кг. Плюс пленка в больших бабинах. Каждая рассчитана на 10 минут фильма. С таким снаряжением ездили по полям, пробирались по воде и даже поднимались в горы Кавказа. Пленку использовали черно-белую, потому что она имеет большую сохранность по сравнению с цветной. А наша задача была именно сохранить для потомков историю страны и Кубани.

– Телевидение в советские годы было развито слабо. Зато выпускалось множество кинофильмов – порядка 150 художественных картин в год. А уж сколько было документальных, научно-популярных и познавательных, сложно сосчитать, – говорит режиссер. – В кинотеатры стояли очереди, часто на всех зрителей не хватало билетов. Перед каждым художественным сеансом показывали черно-белые киножурналы. На Кубани и в Ростовской области в основном демонстрировали мини-фильмы из серии «По Дону и Кубани». Выпускали его четыре раза в месяц длительностью по 10 минут. Во время перестройки киножурналы собирали из нескольких сюжетов. А потом из них начали делать фильмы, каждый посвящался определенной теме. Один из них «Последний исход?».

Сохранили традиции

В картину о возвращении на Родину казаков-старообрядцев, их традициях и быте вошли редкие исторические кадры, снятые в 1962-м, когда в Новороссийск прибыл корабль из Турции. С него сошли представители последних некрасовских казаков, которые общиной проживали на территории Турции.

- Они спускались в своих старинных нарядах начала ХIX века. На основе этого события и был создан фильм. Когда работал на киностудии в 1988 году, то нашел эту хронику. Новые съемки провели уже на территории, где обосновались переселенцы – на Ставрополье, – рассказывает Михаил Шнурников. – Считаю, что мне очень повезло. Ведь на тот момент все эти люди, приплывшие на корабле, были еще живы. Застал даже последнего некрасовского атамана – Василия Порфирьевича Саничева. На кадрах он запечатлен незадолго до смерти. Именно он вел переговоры с советским правительством о том, чтобы вернуться на Родину. Ведь один из заветов Игната Некрасова – донского атамана, активного участника Булавинского восстания, который привел своих людей на Кубань, гласил: «Никогда не возвращаться в Россию при царском режиме». Этот наказ был исполнен. Основная масса старообрядцев поселилась в Ставропольском крае, а на Кубани – в станицах Новонекрасовской и Новопокровской. Советское правительство разрешило им поставить церкви, несмотря на жесткое отношение к вере в те годы.

Конечно, обидно, что сейчас некрасовцы растворились в общей массе населения. Их дети уже в 1980-х стали забывать старинный язык и одеваться по-современному. Но что было всегда заметно – старообрядцы работали по-другому. Выполняли свои обязанности четко и на совесть.

Во время съемок задавал некрасовским казакам вопрос: почему уехали из Турции? Во-первых, надо было выходить за пределы общины, чтобы исключить родственные браки. А жениться и выходить замуж за мусульман было строго запрещено. Во-вторых, они выполняли указ атамана Игната вернуться в Россию «до своего языка», когда не будет царской власти. Кроме того, со стороны Османской империи некрасовцы начали испытывать притеснения.

Экстрим за объективом

Кроме рассказа о создании фильма про некрасовских казаков Михаил Шнурников поделился с устьлабинцами и самыми яркими воспоминаниями об операторской работе, что оказалось не менее интересным. Однажды гляциологи пригласили Шнурникова снять их экспедицию в районе Красной Поляны. В том году уровень снега в горах достиг шести метров, и специалисты отправились изучать его свойства.

– Меня снабдили лыжами, на которые не становился никогда в жизни. Вертолет подлетел к заснеженной площадке среди вершин и завис в воздухе на небольшой высоте. Пришлось прыгать с огромным рюкзаком за спиной и оборудованием. Провалился в снег полностью, – говорит режиссер. – Затем принялись искать ночлег. Ребята сказали, что у склона есть летний домик пастухов. Не поверил – кругом только снег и пихты. Начали копать снег лопатами. Вдруг появилось окошко, потом показалась крыша дома. Мы забрались в лачугу через чердак, кое-как растопили печь и провели в комнатке ночь. А на следующий день ученые прорывали шестиметровые шурфы, вынимали снег, замеряли, смотрели его состав по различным уровням. Наблюдать за их работой было очень интересно.

Экстремальное задание выполнял и в Усть-Лабинском районе в 1988 году во время затопления. Тогда на Кубани сильно поднялись грунтовые воды. В резиновых сапогах с кинокамерой и штативом на плече шел по воде вброд. Где-то проваливался, где-то вообще не мог пройти. Залез на дерево и стал снимать оттуда. Людей на улицах – ни души, вокруг одна вода. Зато испытывал чувство гордости, что именно от меня зависят те исторические кадры, которые сейчас сделаю.

ГОВОРИТ ИСТОРИК

Юлия Аликина, заведующая отделом истории, археологии и этнографии музея-заповедника имени Фелицына:

– Некрасовские казаки переселились на Кубань после подавления Булавинского восстания в 1708 году. Обосновались они на правой стороне реки Кубань. Это современная территория станицы Некрасовской. Впоследствии земля находилась под властью крымского ханства, а затем присоединена к Российской империи. В 1740-1778 годах некрасовцы уходят на территорию Дуная, а часть – в Османскую империю, где основали поселение. Известно, что казаки-некрасовцы проживали по заветам Игната Некрасова, которые насчитывали 170 пунктов. Вся их жизнь строго регулировалась казачьим кругом, во главе которого стоял атаман. Основным видом деятельности была рыбная ловля. Всю рыбу они продавали, а вырученные деньги делили поровну.

Еду называли естой, а приготовление пищи стряповней, хлеб – пирогом, а пирог – кругликом. Строительство домов имело свои особенности – делали специальную решетку, набивали ее песком и глиной, а потом стены обмазывали белой глиной. Так некрасовцы жили до ХХ века. Первые попытки возвращения на Родину они предприняли в 1911 году.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Что меня удивило, так это чистый язык, диалект, который они смогли сохранить в неизменном виде за две сотни лет. Многие обороты речи у некрасовцев были XVIII века. Внешний вид тоже напоминал картинку из старины. Мужчины носили большие бороды, одеты были в белые рубахи, подпоясанные ремешком. Наряды у женщин более колоритные. Когда попросил достать одежду для съемок, они открывали большие деревянные сундуки, наполненные вещами, доставали, показывали и объясняли, для каких случаев что предназначено. Например, женский праздничный головной убор состоял из шести предметов. Даже не поверил, что все их можно надеть одновременно. Но одна из казачек продемонстрировала это, ловко повязав себе платок и остальные элементы.

Михаил Шнурников

 

Наталья Попова
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика