Стаж учителя физической культуры Светланы Богма – 25 лет. Все эти годы педагог работает в школе № 7. Пять лет назад в коллективе появился еще один физрук. Семейную династию продолжила дочь Светланы Виолетта Ивашинова. Накануне Дня учителя корреспонденты «СН» поговорили с преподавателями физкультуры о профессиональном становлении.
В спорт Светлану привела мама, записав на тренировки по легкой атлетике. В школе станицы Варениковской, где тогда жила семья, Света стала членом сборной края, а затем и сборной Советского Союза.
– В детстве хотела быть милиционером или врачом. Но после того как начала заниматься легкой атлетикой, постепенно влюбилась в спорт и уже не представляла себя в другой деятельности, – признается Светлана Богма. – В девятом классе тренер давал мне группы учеников, а мне нравилось проводить с ними уроки.
После школы поступила в институт. Мечтала быть тренером. Но получилось так, что учительская волна захлестнула больше, а тренировки – для души.
Выйдя замуж, Светлана переехала в станицу Воронежскую, где устроилась учителем физкультуры в местную школу. Сложностей у молодого специалиста не было, несмотря на то, что за ней закрепили первый и одиннадцатый классы.
– Такая разница в возрасте учеников не испугала. Взаимоотношению с детьми не учишься, это чувство либо есть, либо нет, – уверена педагог. – Ребят из своих первых классов до сих пор помню, как и первые уроки. Конечно, по работе бывают такие минуты, что и поплачешь. Но все-таки чаще происходят приятные моменты, которые перечеркивают весь негатив, который был раньше.
По словам преподавателя, трудных детей нет. Есть те, у кого нет особых способностей к спорту.
– Дело не в характере школьника, а в том, что в какой-то возрастной период у него недостаточно развивали определенные физические качества. Поэтому ребенку трудно выполнить школьный норматив, пробежать, прыгнуть. А если кто-то шалит, то работаем над этим, – объясняет физрук. – В крае проходит множество спартакиад, таких как «Спортивные надежды Кубани», Президентские состязания, зарницы. Через такие соревнования привлекаем подростков к массовым спортивным мероприятиям. У них есть возможность больше узнать о конкретном виде спорта и именно в нем принимать непосредственное участие.
Светлана Богма уверена, физкультуру в седьмой школе любят все из ее более чем 500 учеников. Пример этому – прошедшая олимпиада, в которой пожелали участвовать 140 ребят. Еще 100 человек сдали нормы ГТО.
– Выделять физическую культуру как главный школьный предмет я бы не стала – это некорректно. Каждая дисциплина одинаково важна, но врачом, ученым или полицейским ты не станешь, если нет здоровья, – считает педагог. – И одних уроков физкультуры здесь недостаточно. Поэтому много мероприятий проводим во внеурочной деятельности.
Кроме того, учителя физической культуры в силу специфики своей работы знают о внешкольной деятельности детей больше остальных предметников. Так как уроки проходят в основном на улице, невольно обращаем внимание на некоторых ребят, которые после школы идут не домой или в секцию, а гуляют без дела. В таком случае помогаем обратить на них внимание классным руководителям и соцпедагогам.
По мнению Светланы Станиславовны, главное качество, которым должен обладать учитель, – это терпение, ведь дети разные, и подход к ним практически всегда индивидуален.
Пять лет назад династию учителей физкультуры продолжила и дочь Светланы Богма Виолетта. Сегодня у 27-летнего педагога занимаются несколько параллелей классов – в общей сложности около 300 человек. А после школьных уроков девушка тренирует ребят в секции легкой атлетики в спорткомплексе «Факел», где ее мама также работает тренером и является заведующей.
– Вначале была против того, чтобы дочь пошла по моим стопам. Потому что труд педагога не всегда благодарный. Бывает обидно, когда отдаешь работе все силы, вкладываешь душу, а ответной реакции не получаешь, – говорит Светлана Станиславовна. – Но Виолетта проявила упорство и влилась в профессию незаметно.
По словам юного учителя, последовать примеру мамы она решила после того, как в старших классах стала помогать ей на уроках с учениками начальной школы. И уже после окончания одиннадцатилетки полгода преподавала физкультуру в школе хутора Железного. Затем окончила Майкопский госуниверситет, получив специальность педагога-психолога, и институт физической культуры, спорта и туризма в Краснодаре. Пять лет назад Виолетта Ивашинова вернулась в родное образовательное учреждение в Воронежской дипломированным специалистом.
– Общий язык с ребятами нашла сразу. Приятно осознавать, что дети любят предмет. Это стимулирует на дальнейшие достижения, – делится она. – В этом году у нас есть большой повод для гордости. Команда седьмой школы впервые вошла в десятку лучших на всероссийских Президентских состязаниях в «Орленке», проходивших с 7 по 27 сентября. На соревнования ездили шесть учащихся восьмого класса. Наша команда заняла десятое место среди 80 команд со всей страны и четвертое место – в творческом конкурсе. Все это благодаря упорным тренировкам в течение всего лета. Разве не лучший подарок ко Дню учителя?