Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

17 пар носков связали устьлабинки для бойцов, участвующих в специальной военной операции

Рубрика: Социальное
12:24, 14 Ноября 2022

Пряжу для носков приобрела руководитель районного Совета ветеранов Юлия Лось. Ветеранская организация уже не первый раз собирает посылки гуманитарной помощи для защитников Донбасса. Передавали грузы с автомобилями усть-лабинских активистов Павла Гордеева и Алексея Федотова в составе колонны от партии «Единая Россия».

Письма героям

Ольга Трифонкина в годы Великой Отечественной войны была малолетним узником фашистских концлагерей. Она с дочерью Любовью Панкратовой и правнучкой – первоклассницей одной из школ Краснодара Катей Гаркавенко – связала 17 пар теплых носков для солдат. Катюша написала и вложила в каждую пару «теплые» письма героям. Девочка растет любознательной и трудолюбивой, интересуется историей, слушает рассказы прабабушки о войне, хочет научиться все делать своими руками и помогать людям. Школьница уже берет уроки вязания у старших родственниц.

– Чтобы никогда не повторились ужасы той страшной войны, и фашизм не смог поднять голову, сегодня сражаются наши парни, – говорит Ольга Ивановна. – А мы все вместе будем помогать, чем можем. Так всегда было во времена испытаний на Руси: и стар и млад встают как один.

Ольга Трифонкина родом из Белоруссии. Ее девичья фамилия Левкович. В декабре 1943 года пятилетнюю девочку с мамой, бабушкой и сестрой фашисты погнали в концлагерь. Был еще полугодовалый братик, который умер по дороге. Сестричка и бабушка скончались от тифа в полесской деревне далеко от дома. Оля вернется и спустя много лет поведает страшную историю своего военного детства.

Остаться в живых

Семью поместили в концлагерь «Озаричи», в который пригнали в начале марта 1944-го. Лагерь обосновали вдоль линии фронта на заболоченной местности, на которой не могли размещаться войска вермахта. Германские генералы были уверены, что на этом участке фронта советская армия не развернет боевые действия, чтобы не погубить мирных жителей. Всего в «Озаричах» было депортировано около 200 тысяч стариков, женщин и детей разного возраста более чем из 240 населенных пунктов Белоруссии и России.

– Это был лагерь смертников, – вспоминает женщина. – Содержали нас в нем под открытым небом без воды и еды. Мы стояли по щиколотку в жиже, от солнышка и бесконечного топтания все превращалось в грязь. Передвигаться по территории было запрещено, подходить к ограждению – тоже. При приближении к нему расстреливали без предупреждения. Подступы к концлагерю были заминированы, за проволокой – вышки с вооруженными солдатами, овчарки. Нас не кормили – мы же были смертниками, только с немецкой кухни бросали за проволоку очистки картошки, свеклы, репы. Выживали за счет того, что многие матери, уезжая, насыпали в карманы одежды крупу и зерна и давали детям по щепотке, наказывая «не жевать, а рассасывать». За колючей проволокой был глубокий ров длиной в лагерь, и каждый день там расстреливали очередную партию пленных. Все это было на глазах тех, кто сегодня оставался в живых. Когда фашисты вели туда людей, матери закрывали от нас ров, чтобы мы за подолами не увидели этого ужаса. Но я увидела то, что не забуду никогда. На расстрел повели вместе с другими молодую женщину. За ее руку держался ребенок, а второго, совсем маленького, она прижимала к груди. Потом люди говорили, что земля там, во рву, дышит. Для нас каждый день начинался с ожидания смерти. Кто-то пытался бежать. Но у большинства не было сил.

Путь домой

18 марта началось наступление советских войск. Немцы вывели узников концлагеря, устроив «живой щит». Советские солдаты знали об этом и о том, что подступы к концлагерю заминированы, и действовали крайне осторожно. 19 марта концлагерь смерти «Озаричи» был освобожден частями первого Белорусского фронта под командованием маршала Рокоссовского. За 10 дней в Озаричах погибли около 20 тысяч человек, а концлагерь существовал с 10 по 19 марта 1944 года.

Только в июле 1944-го Ольга Левкович с мамой попала домой в родную деревню. Обе переболели тифом, но выжили. Весь путь шли пешком. Дом уцелел, но был разграблен. Бывшая узница не теряла оптимизма. Она много работала, выучилась на бухгалтера, вышла замуж за уроженца Кубани и переехала в наш район. Девять лет трудилась на Колыме, потом вернулась в Усть-Лабинск. Сегодня Ольга Ивановна на заслуженном отдыхе. Общественница встречается с молодежью и активно участвует в военно-патриотическом воспитании подростков в школах города. Ее трудовой стаж - 48 лет. На заслуженный отдых ушла с должности главного бухгалтера Магаданского завода стеновых материалов. Трифонкина является почетным донором СССР, 42 раза она делилась кровью и оставила донорство только по достижении предельного возраста. Ветеран труда награждена юбилейными медалями, нагрудным знаком «Узник нацизма. Белоруссия».

 

Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика