Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Отслуживший 31 год в УФСИН устьлабинец считает эту систему школой жизни

Рубрика: Люди
09:10, 21 Ноября 2022

Ко Дню ветерана уголовно-исполнительной системы России корреспонденты «СН» встретились с бывшим сотрудником исправительной колонии № 3 поселка Двубратского Сергеем Чикиным. За годы работы он прошел путь от инженера-конструктора в ИК № 2 до заместителя начальника по производству в ИК № 3. Шесть лет назад полковник ушел в отставку, но по-прежнему остался в служебном строю.

Сменил небо на станки

По словам Сергей Чикина, он никогда не думал, что свяжет свою жизнь с УФСИН. У парня была другая мечта – небо. Сергей родом из Сибири. Там окончил школу и Иркутское авиационное училище по специальности «Эксплуатация летательных аппаратов». В задачу лейтенанта входила проверка самолета на исправность, его подготовка к вылету и встреча. Проработав шесть лет в аэропорту города Томска, молодой человек женился и переехал на родину супруги в Усть-Лабинск.

– Переводом устроился в сельхозавиацию в Майкоп, за 1,5 года облетел весь край. Наверное, нет на Кубани ни одной станицы, где бы ни побывал, – вспоминает он. – Из-за постоянных командировок с семьей практически не виделся, а дома маленький сын, жена. Заработав на жилье, начал искать новую работу, несмотря на любовь к авиации. Конечно, на первом месте стоял материальный вопрос. На городских предприятиях в 1986-м зарплата была небольшая. А в исправительной колонии в то время платили раза в полтора больше. В ИК № 2 как раз требовался инженер-конструктор в энергомеханический отдел.

Первые впечатления от работы оказались положительными. В колонии модернизировали производство, обновляли оборудование, запускали новые виды продукции.

– У нас было девять цехов. «Ростсельмаш» как раз начал выпускать модели комбайна «Дон-1500». Головному предприятию завода требовались рабочая сила и свободные производственные площади. На «двойке» организовали производство комплектующих: кресло, решето, глушители и так далее, – рассказывает Сергей Викторович. – Эти задания выполняли три цеха. Компания-заказчик начала помогать и вкладывать средства в оборудование. Закупили импортные станки, в том числе с числовым программным управлением.

За полтора года молодой специалист успел проявить себя и уже в 26 лет получил повышение, став начальником энергетического отдела. Так как кроме головного предприятия - ИК № 2 – в него входили также ЛТП, третья и восьмая колонии, то обязанностей у главного механика прибавилось в несколько раз.

– Рабочая неделя начиналась с объезда всех четырех колоний. Главное – чтобы все «крутилось» и ни одного дня простоя. Так что скучно не было, – уверяет специалист. – На каждое предприятие был конкретный план, и ты должен, не взирая ни на что, его выполнить.

С комсомольской закалкой

В 1997-м Сергея Чикина назначили главным инженером в женскую ИК № 3. В этой должности он проработал 11 лет до того, как стал заместителем начальника по производству.

– Когда перешел сюда после мужской колонии, то организация показалась пионерлагерем, – улыбается ветеран УФСИН. – Ведь до этого приходилось работать с контингентом рецидивистов, за плечами которых по пять-семь ходок. Да и производство отличалось. Там металлообработка, а здесь – швейное дело. Но с другой стороны руководить мужчинами было проще: мало разговоров – больше дела.

В подчинении главного инженера трудился огромный коллектив женщин: 126 вольнонаемных и 700 осужденных. Работали в две смены, выполняя впечатляющий по масштабам план. К 2008 году швейная фабрика выпускала 30 тысяч военных костюмов в месяц и 360 тысяч – в год.

– Если брать по нынешним меркам, то обули и одели бы пол-армии, – говорит Чикин. – И план неукоснительно выполняли.

До 1990-го года система УФСИН крепко стояла на ногах в материально-финансовом плане, вспоминает Сергей Викторович. Преимуществ было много: хорошая зарплата, столовые, подвоз сотрудников на работу на автобусах, пионерлагеря для детей, бесплатное жилье в многоквартирных домах, построенных за счет производства. Каждый четвертый рубль в бюджете шел из средств уголовно-исполнительной системы.

– Но даже для такой мощной отрасли настали трудные времена. Были моменты, когда зарплату не давали по шесть-восемь месяцев или заменяли ее продукцией. Но увольняться никто не собирался – так было везде, трудились на энтузиазме, – рассказывает собеседник. – Чтобы нас поддержать, руководство колонии решило раздать каждому работнику по 10 соток земли. Днем трудились на производстве, а вечером шли на участок. Выращивали все: картошку, помидоры, лук – иначе не выживешь.

Кризис сказался даже на заключенных. Одежды установленного образца на всех не хватало, и осужденным разрешали ходить в гражданском. Выглядело это иной раз странно. Заходишь в цех – идут скромно одетый вольнонаемный мастер и осужденный в вещах по последней моде. Не поймешь, кому хуже живется.

Но эту ситуацию выстояли во многом благодаря когорте выходцев из комсомольской и партийной организаций с крепкой закалкой.

Женское государство

Сергей Чикин признается, при работе с осужденными он всегда забывал об их статусе, видел перед собой прежде всего человека труда.

– Для нас, производственников, главным было отношение к делу специалиста – швеи, наладчика, токаря. Чем занималась женщина на воле и что она совершила, отходило на второй план. Основной критерий – отношение к работе. Если оно ответственное – вопросов нет, – объясняет бывший руководитель. – По характеру я строгий. Но требовал всегда за дело, а не ради того чтобы придраться. Заключенные это понимали.

Работа была разнообразная, часто ездил в командировки. Был на многих «вольных» швейных фабриках - в Ростовской области, Краснодаре, Новочеркасске. Заходишь на производство, а директор жалуется, мол, ничего с дисциплиной наладить не получается. Сотрудники опаздывают, не выходят на работу, выпивают. У меня в этом плане было намного проще. И по условиям труда наша фабрика была на высоком уровне. Иногда даже удивлялся, почему осужденный имеет лучшие условия труда, чем люди на воле.

А ведь у нас еще есть и средняя школа, и профессионально-техническое училище, где можно бесплатно получить образование. Одно время предоставляли возможность для заочного обучения в вузе. Целое женское государство, и все профессиональные роли в нем, соответственно, выполняют только женщины. Это и сварщики, и электрики, и грузчики. У одной женщины-строителя было прозвище Колек. Силой эта дама обладала поистине богатырской. К примеру, двое мужчин не могут поднять стальную дверь, она подойдет и с легкостью ее подхватывает. Как-то проводили в цеху реконструкцию, и электрикам понадобилось пробить отверстие в 70-сантиметровой стене. Прикинул, что на работу с зубилом и кувалдой здесь понадобится пара дней. Поставил задачу инженеру, она направила туда Колька. Часа через два попадается мне навстречу эта осужденная. Я уже все закончила, говорит. Не поверил ей. Подхожу, а в стене зияет огромная дыра.

На границе с преступностью

Основной критерий на пути исправления – труд, уверен ветеран УФСИН. Он не только дает некоторым осужденным шанс на условно-досрочное освобождение, но и возможность найти себя в дальнейшей жизни.

– Как правило, женщины, оказавшиеся за колючей проволокой, остаются брошенными. После освобождения у них нет ни мужа, ни детей, родственники отворачиваются. Работодатели неохотно рассматривают их кандидатуры. И если они не трудоустроятся, то опять вернутся в колонию. Поэтому многим бывшим заключенным оказывал помощь. Если видишь, что человек добросовестно работает и в общении коммуникабельный, почему бы не поддержать? Кроме того, они здесь набивали руку и становились неплохими специалистами. Рекомендовал их знакомым директорам швейных фабрик. Они потом даже благодарили за таких сотрудниц. Кстати, ни одна из них больше не вернулась в места заключения.

Проработав восемь лет заместителем начальника по производству, полковник ушел в отставку. Однако долго без дела ему сидеть не пришлось. От московской фабрики поступило предложение о сотрудничестве. Для связи со швейным производством колонии требовался региональный представитель фирмы. В настоящее время задача Сергея Чикина – обеспечить выпуск продукции фирмы требуемого качества и количества.

Что касается отпечатка, который накладывает профессия за долгие годы, Чикин признается, что нисколько не изменился.

– Говорят, что люди, работающие в местах заключения, становятся черствыми. Не согласен. Эту работу тоже надо кому-то делать, и сотрудникам, которые здесь трудятся, следует отдать дань уважения. Они стоят на границе борьбы с преступностью. Это тяжело. Зато пройдя эту школу жизни, специалист нигде не потеряется, – уверен Сергей Викторович.

СПРАВКА

В 2006 году, когда начала образовываться первичная ветеранская организация, в ФКУ ИК № 3 на учете стояло 52 человека. Сегодня – 190 человек, это ветераны которые проработали более 20 лет.

Вольнонаемных – 47 человек, остальные – ветераны уголовно-исполнительной системы. Ветеранов МВД – 32 человека, 11 – участники боевых действий. 34 человека из числа ветеранов до сих пор работают в УФСИН.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Система выдвижения на должности в советское время была жесткой. Помню, как мою кандидатуру на должность главного механика выставили на обсуждение на партийном собрании из 120 человек. Начались прения. «Он же молодой еще. Куда его ставить?» - возмущались одни. «Да мы в его возрасте уже Берлин брали!» - парировали им фронтовики. Конечно, не оправдать доверие этих людей я не мог.

Свою работу люблю. Единственная проблема, что коллектив обновился, ушли опытные технологи. Если нужно запустить новое изделие, приходится сложно. Так, зимний костюм состоит примерно из 150 деталей. На каждую требуется сделать лекало. Чтобы начать выпуск одного изделия, надо изготовить 200-300 килограммов лекал.

Сергей Чикин

ФАКТ

На швейной фабрике исправительной колонии № 3 в подчинении Сергея Чикина трудилось 126 вольнонаемных и 700 осужденных женщин. Работа велась в две смены. Коллектив выполнял грандиозный план. К 2008 году на производстве выпускали 30 тысяч военных костюмов в месяц и 360 тысяч – в год.

Производство на фабрике ИК № 3 поточное. Каждый работник выполняет закрепленные за ним функции.

 

Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика