Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

О посвящении в матросы, радиоперехватах, морской дружбе и страхе первого погружения

Рубрика: Люди
08:15, 19 Марта 2023

19 марта - День моряка-подводника

Устьлабинцы Виктор Гидзевский и Василий Карпенко проходили срочную службу на подводных лодках разных флотов военно-морских сил СССР в начале 1970-х годов. С корреспондентами «СН» накануне Дня моряка-подводника они поделились воспоминаниями о том периоде жизни, командирах и товарищах.

Английский язык в школе и на службе

Виктор Гидзевский в этом году отмечает 70-летний юбилей. Военную службу телеграфист подразделения особого назначения (ОСНАЗ) проходил на Тихоокеанском флоте.

Школу Виктор окончил с неплохими результатами, но при поступлении в вуз завалил английский. Выбор для него был очевиден – служба в армии. Парень знал, что на его личном деле в военкомате стоит отметка «ВМФ». 

– Была возможность попроситься в сухопутные войска, но я даже обрадовался, что так судьба распорядилась, ответственно и почетно считалось в наше время служить на флоте, и третий год никто лишним не считал, – рассказывает Гидзевский. – А вот о том, что попаду на подводную лодку, понял только  в Севастополе. После  прохождения медкомиссии у меня уточнили, какой язык изучал. Затем попросили писать, пока не остановят, слово «радиотелеграфист». Это и была моя будущая военная специальность, а проверяли так на скоропись. Экзамен сдал успешно, и меня отправили в 316-й учебный отряд особого назначения Главного разведывательного управления ВМФ в Киев, где кроме основной военной специальности давали хорошие знания английского. Это был единственный учебный отряд на все четыре флота Советского Союза, тут готовили кадры для радиоэлектронной разведки. Сейчас в здании находится служба безопасности Украины. Поразил своими видами древний город. Цвели каштаны, улыбались приветливые люди, впереди все казалось таким  безоблачным и прекрасным.

Сегодня у Виктора Сергеевича две внучки. Он, находясь на заслуженном отдыхе, помогает детям в их воспитании и занимается, в том числе, и английским. А навсегда запомнить основы языка международного общения помогла мужчине служба на флоте.

Что такое ОСНАЗ

ОСНАЗ – это элита флота. Через шесть месяцев учебки матрос – телеграфист отряда особого назначения Виктор Гидзевский – был направлен на Тихоокеанский флот. 

– Называлось такое распределение  «малый дембель», – говорит матрос. – Приняла нас Камчатка, бухта Крашенинникова в поселке Рыбачий. Дислоцировалась там 15-я эскадра атомных подводных лодок. «Осиное гнездо» называли американцы нашу базу и тревожить не рисковали. Попал я на 675-й проект, это атомная подлодка первого поколения. Чем отличался наш проект от остальных судов того времени – была на нем баня с парилкой. Хотя, конечно, мы все понимаем, что не только этим,  улыбается мужчина.

Посвящение молодых матросов проходит на лодке, как и везде на флоте: им надо выпить плафон заборной чистой воды и поцеловать кувалду. Кувалда висит и медленно раскачивается, лучше с ней встретиться, когда она отходит. А Виктор по незнанию поцеловал ее на подходе и долго ходил потом с распухшими губами.

– На судне мы занимались поиском, радиоперехватом и пеленгованием радиотелефонных передач, – продолжает он. – Были у нас радиосети американских баз. Прежде чем всплыть, выбрасывается буй, мы и акустики прослушиваем частоты судов США.  Если рядом нет американского берегового патрульного самолета «Орион», который доставлял много неприятностей субмаринам, можно всплывать.

Экипаж срочной службы обычно не знает, где находится лодка, и это правильно: каждый занимается выполнением своей задачи. Только офицеры владеют информацией.

– Мы, телеграфисты, конечно, понимали, где судно в настоящее время, – признается командир боевого поста Гидзевский. – Если прослушивали Перл-Харбор, переводится название места как  «Жемчужная гавань», значит мы у острова Оаху на Гавайях. Большая часть гавани и прилегающих территорий была и остается занятой центральной базой Тихоокеанского флота Военно-морских сил США. Слушали Сиэтл, Ванкувер, Аляску.

О морской дружбе и командире

– Служил я вместе с земляком Володей из Ростовской области, ближе географически никого не было, – уточняет устьлабинец. – У нас считалось, кто из Европы, тот и земляк. Мы переписываемся и встречаемся до сих пор, дружба флотская оказалась верной и крепкой.

Наш командир капитан второго ранга Николай Тарасович Иванов был личностью на флоте легендарной. Еще в начале службы он бесшумно провел под брюхом американского авианосца субмарину, а называли наш 675-й проект – «ревущая корова», далеко было ее слышно. Николай Тарасович сумел «поднырнуть» и подстроиться под шумы винтов корабля ВМФ США. А ведь с авианосцем следует обычно целая группа кораблей, но никто не вычислил советскую подлодку. Нашего капитана хотели представить к званию Героя Советского Союза, но высшее руководство страны решило, что офицер слишком молод, и получил он тогда три бинокля: от командования разного уровня по одному. А значимость успешно проведенной операции трудно переоценить.  Благодаря высокому мастерству и военной хитрости Иванова удалось обеспечить присутствие наших сил в зоне назревающего международного конфликта и предотвратить его развитие.

В отпуск Виктор был командирован после автономного похода и провел дома целых два месяца: заработал 15 суток поощрительных, 18 полагались за службу на атомной лодке, а 24 – сэкономил на дороге. Складывался этот срок из расчета проезда поездом туда и обратно по 12 суток, а он за один рубль 7 копеек, столько стоил перелет с Камчатки на Кубань, купил билет на самолет в один конец и так же прилетел обратно.

В рубку к радистам имел право заходить только командир группы и капитан.

– Во время первого погружения, конечно, испытываешь страх, – признается старшина второй статьи. – Вода шумит в цистернах. По каштанам идет связь с капитаном, который каждые 5-10 метров сообщает о глубине и дает команду: осмотреться в отсеках. Надо следить, чтобы нигде не было протечки или других неполадок. На следующее погружение уже страх побеждаешь. А потом и думать некогда о своих чувствах, на автоматизме работает отточенное сознание во время боевой или учебной тревоги. Вахты, сон, политзанятия, кино или книга в редкие свободные часы – таков распорядок дня матроса.

О питании подводников не зря ходили легенды. Атомный паек представлял собой гастрономическое изобилие. Икра, мед, масло, шоколад, сгущенное молоко – всего достаточно. Во время похода на каждого матроса полагалось по 80 граммов красного вина в день.

Самый сплоченный личный состав – на подлодке. Истинность этого выражения  понимаешь, находясь там. Соблюдается равенство перед лицом смерти, где все побеждают или все погибают. Отсюда и популярная фраза: куда ты денешься с подводной лодки.

Уточняем, правда ли, что на флоте дедовщины и неуставных отношений нет.

– Там нет возможности им развиваться, – утверждает командир рубки Виктор Гидзевский. – Все понимают, как зависят друг от друга. Выполнение команд старших и требований Устава – беспрекословная обязанность и основа общей безопасности на судне.

Флот меня выбрал

Службу на подводной лодке, а как говорят моряки – на проекте,  Василий Карпенко проходил с 1973 по 1976 год. Хорошая физическая подготовка в школьные годы позволила ему по результатам медкомиссии попасть в ВМФ.

– На флоте во все времена его существования служить было почетно, – говорит Карпенко. – Не жалею, что мне выпала такая возможность – защищать северные морские рубежи Родины. Парни, рожденные в СССР, искренне гордились тем, что прошли  школу настоящих мужчин. С товарищем мы  хотели попасть как раз в ВМФ. Так сложилось, что я один прошел отбор. Меня призывали с другого района Кубани, где родился и вырос, уже после службы приехал в Усть-Лабинск и остался тут жить. В отпуск приезжал сюда, в гости к сестре Раисе, она была студенткой педагогического училища. В родной станице девушка меня не дождалась.  Город мне понравился, стал родным,  и работу нашел быстро. Всю жизнь трудился шофером. Сегодня – ветеран труда.

В Севастополе на Черноморском флоте прошел Василий шесть месяцев стажировки в учебном отряде, в котором призывников готовили для службы на субмарине. Молодой человек понял это сразу. Изучали устройство подводной лодки, упражнения борьбы за живучесть в различных нештатных ситуациях, осваивали поведение в барокамере. Был на базе специальный учебный отсек, соответствующий оборудованию морского подводного судна. Отрабатывали до автоматизма выход в море. Надевали акваланги и методом шлюзования через торпедный аппарат по три человека выходили в открытое море.

– Открывается передний люк, и начинает поступать вода, – рассказывает  устьлабинец. – Первый раз, конечно, страшновато, но ты не один, рядом товарищи, вспоминаешь теорию и – вперед по инструкции.

Северный торпедоносец

По окончании учебы моряк  был направлен на Кольский полуостров в поселок Видяево Мурманской области. Торпедист Карпенко приступил к службе в первом отсеке дизельной подводной лодки 733-го Северного флота Советского Союза.

Он вспоминает, как украинец, старшина первой статьи Кузнецов, во время сопровождения молодых моряков из Североморска на подводную лодку, зачерпнул воды из-за борта. По морской традиции из плафона выпил каждый.

– Ходили  мы в нейтральные воды Баренцева и Белого морей в дальние походы, – поясняет  Василий Борисович. – Провели  первые учения и стрельбы, мне присвоили звание: старший матрос. После очередного похода получил старшину второй статьи. Знаками «Отличник ВМФ» и «За дальний поход» и званием «Старшина первой статьи» отметили по результатам следующих учений. Подводя итоги, капитан сказал, что у моряков-надводников, находящихся в это время на палубе, шапки от воздушного потока с голов слетели, а торпеды  прошли  четко и легли точно по цели. Закончил службу главным старшиной.

Два раза был командирован кубанец в отпуск за успехи в боевой и политической подготовке. За это время успел  изучить Усть-Лабинск и принял решение остаться тут после службы.

Налаженный быт и хорошее продовольственное снабжение на подводных лодках компенсировали недостаток солнечного света и пространства. Питание было отличным. Карпенко добавляет, что скучал по родному кубанскому борщу, хотя готовые блюда на судне были отменные, кок старался. Во время похода получал каждый моряк положенные 80 граммов вина, шоколадку и таранку.

О службе и дружбе

Друзья по службе остались у командира боевого поста Карпенко в Москве и Днепропетровске. С украинскими ребятами, правда, прекратилось общение  по их инициативе еще в начале двухтысячных.

Василий Карпенко, как и его боевой товарищ с Тихоокеанского флота Виктор Гидзевский, на вопросы, имелись ли на службе у них  случаи неуставных отношений, отвечают одинаково отрицательно.

Молодой моряк четко знает свои обязанности на боевом посту и в свободное время. Этому учат старшие товарищи. Драк, выяснений отношений и причин, к ним приводящим, на флоте не допускают. От каждого в прямом смысле зависит определенный участок службы со всеми вытекающими последствиями, и, значит, жизнь всего экипажа и судна. Это непреложное правило  принимают  и исполняют все от матроса до капитана.

– Первое погружение помнится каждому моряку, – продолжает  мужчина. – Центральный постоянно запрашивает данные и контролирует давление в отсеках. Переборка трещит, а при погружении на глубину более 100 метров особенно. Все торпедисты, кроме боевой части, можно сказать, живут на посту, спят в своих отсеках: люльки, так называют спальные места, расположены за рядами снарядов. 

Дизельные лодки того времени  заряжали аккумуляторные батареи только в надводном положении, поэтому периодически всплывать надо было обязательно. Как только появлялся американский самолет «Орион», первый враг подлодок, команда приступала к срочному погружению.

Заканчивал службу Василий  на берегу шофером. У парня было водительское удостоверение, он подвозил и загружал продовольствие на корабли.

Моряки никогда не променяют флот на службу в других родах войск. У них свои трудности и «привилегии»: особые условия несения службы, дальние походы, суровый климат, недостаток общения и передвижения. Только, пожалуй, на суше могут моряки щегольнуть перед девчонками – красивая черная форма, брюки-клеш, бескозырка, тельняшка очень нравятся девушкам.

– Сухопутная форма по красоте и стилю с нашей не сравнится, – уверен  главный старшина. – Долго хранил свою после дембеля. Последней ушла бескозырка, ее подарил племянникам.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

30 октября 2022 года у мемориала «Вечный огонь» в Усть-Лабинске   открыли памятный знак военным морякам всех поколений.  Идея установить в городе монумент принадлежит активистам Морского собрания. Камень приобрел на свои средства и привез из Карачаево-Черкесии наш моряк Ральф Фалкас Дреерис, он родом из Прибалтики, а сейчас живет и работает на Кубани. Доставку камня, как в дальнейшем и другие затраты, оплатили члены организации, собирая необходимую сумму среди моряков запаса. 

Памятник появился ко дню рождения российского флота благодаря участию многих земляков: предпринимателей, руководителей, жителей района, активистов районного Морского собрания. Мы благодарим за помощь и поддержку депутата ЗСК Владимира Зюзина, президента фонда «Вольное Дело-Юг» Тамару Румянцеву, главу города Станислава Гайнюченко, руководителей МКУ «Чистый город» Дмитрия Смирнова, компании «Центр Капитал» Виктора Иващенко, других земляков.

Сергей Сергиенко, председатель Усть-Лабинского районного отделения Российского Морского собрания

ФАКТ

В районном Морском собрании кроме наших героев еще семь моряков-подводников:

Сергей Выскубов, капитан второго ранга запаса, Балтийский флот;

Александр Котляров, старшина первой статьи запаса, Черноморский флот;

Виктор Мамро, старший мичман запаса, Тихоокеанский флот;

Анатолий Мустафин, старшина первой статьи запаса, Северный флот;

Сергей Сергиенко, старший мичман запаса, Тихоокеанский флот;

Александр Сопрыкин, мичман запаса, Северный флот;

Ахмед Хашагульгов, лейтенант запаса, Черноморский флот.

 

Валентина Битюкова
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика