Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Учитель математики городской школы № 6 Светлана Филенко рассказала о своем педагогическом пути

Рубрика: Образование
12:20, 21 Апреля 2023

По образованию Светлана Филенко инженер-системотехник. Окончив Московский государственный технический университет в 1990 году, вернулась в Краснодарский край по распределению. Проработав два года на заводе радиоизмерительных приборов, переехала в родной Усть-Лабинск. Здесь и началась ее карьера учителя.

Наперекор судьбе

Учитель рассказала, в школьные годы, бывало, нарушала дисциплину, проказничала, в дневнике часто появлялись замечания от педагогов.

– И родителей в школу вызывали, но только за плохое поведение, потому что училась хорошо. Никогда не прогуливала уроки и не списывала домашние задания – это были два моих принципа. Любимым школьным предметом была математика, поэтому, окончив восемь классов, поступила на оператора ЭВМ в Краснодарский техникум электронного приборостроения, – рассказала Светлана Филенко. – Помню, как учитель математики настаивал на том, чтобы окончила 10 классов и подала документы в педагогический вуз. Но  учителем себя не представляла. Считала, что педагог – это человек, который со школьной скамьи отличается не только отличными оценками, но и прилежным поведением, у которого все расставлено «по полочкам», а я росла бунтарем, жаждущим свободы и самостоятельной жизни. Но человек предполагает, а Бог располагает. Окончив в 1984 году техникум с красным дипломом, поступила в Московский государственный технический университет. В то время выпускники средне-специальных учебных заведений, получившие диплом с отличием, могли вне конкурса поступить по тем же специальностям в университет. Так я оказалась в МГТУ. По распределению попала в Краснодарский край. Помню, как декан тогда сказал, что это моя судьба, так как за годы его работы в университете еще ни разу студентов не распределяли на Кубань.

Педагогический путь

Два года устьлабинка работала на Краснодарском заводе радиоизмерительных приборов. Когда распался Советский Союз, закрыли и завод. Не найдя работы в краевой столице, Светлана вернулась в Усть-Лабинск. Подала резюме в несколько городских организаций, но предложений о работе не получила. 

– Инженеры и операторы ЭВМ не требовались, но нужны были учителя математики. Меня пригласили в городскую школу № 36. Приняла предложение, как временную меру, а в итоге осталась в педагогике, – поделилась Светлана. – Проработав в школе № 36 два месяца, перевелась в учебное заведение в Аргатове, там более полугода была вакансия математика. Так как у меня не было педагогического образования, посещала открытые уроки в других школах, курсы и семинары. Живя в Усть-Лабинске, каждый день добираться до Аргатова было сложно, поэтому спустя два года перевелась в первую городскую школу, которую когда-то окончила.

Там педагог проработала 15 лет, затем в 2010 году перевелась в школу № 6. Учитель рассказала, что остаться в профессии помогли мудрые наставники – Валентина Тихоновна Забазнова и Валентина Захаровна Рябошапко.

– В то время они были завучами городской школы № 1 и посещали уроки начинающих педагогов, чтобы оценить работу. За ошибки не упрекали, а объясняли, почему не следует вести урок в той или иной манере, давали советы, как сделать так, чтобы дети лучше усваивали школьный предмет. Бывало, и по собственной инициативе просила совета у старших наставников, – рассказала педагог. – Помню, как вела уроки в трех параллелях пятого класса, в двух из которых они проходили успешно, а в третьем – ребята совсем не понимали моей подачи материала. При этом со всеми работала по одному плану. Попросила Валентину Тихоновну побывать на уроке. Она-то и подсказала, что мой темп работы не совпадает с темпом работы ребят. Ученики не поспевали за мной, от этого снизилась успеваемость по предмету. Завуч посоветовала «сбросить скорость» для комфорта ребят, и увеличивать ее постепенно. Так и поступила, и учебный процесс наладился.

За годы работы Светлана Александровна ввела несколько новшеств на своих уроках. Так, с появлением современных технологий она стала просматривать обучающие видеоролики по математике, лучшими из которых делится с учениками. Если ребенок из-за болезни или другим причинам пропустил урок алгебры или геометрии, по ним может «догнать» программу самостоятельно.

– Помню, как с одним из учеников по 40 минут в день решали задачи на одну формулу, потому что он никак не мог ее запомнить. На уроке успешно справлялся с заданиями, но к следующему их забывал. В качестве задания на лето дала ему несколько видеоуроков по математике. В сентябре следующего учебного года начали повторять изученное раньше. Спросила, кто сможет назвать формулу квадратного уравнения, и он один из первых поднял руку. Каково же было мое удивление, когда парень перечислил все математические формулы, изученные классом в прошлом учебном году. Оказалось, он все лето ежедневно смотрел видеоролики, которые ему посоветовала. Так и выучил все формулы. Это была наша общая победа, – говорит Светлана Александровна. – По таким историям и оцениваю свою работу. Если у ребенка проблемы с запоминанием материала, благодаря моим советам он упорно трудится и достигает успехов. Ребята с гуманитарным складом ума выбирают алгебру и геометрию на экзаменах, значит смогла заинтересовать предметом, и быть учителем все-таки мое призвание.

Последний урок

Ввела Светлана Филенко и некоторые традиции среди своих учеников. Ежегодно на последнем уроке перед выпускными экзаменами учитель просит одиннадцатиклассников заполнить анкету, причем сделать это откровенно и даже не подписывая свою фамилию.

– Вопросов много, но есть несколько основных. Например, «Что было учить легче – алгебру или геометрию? Почему?», «Как считаете, справедливо ли вам поставлены оценки?», «Справедливо ли оценки выставлены другим ученикам?», «Сколько в процентном соотношении из всех домашних работ вы делали сами, а сколько списывали?», «Что запомнилось из всех методов и видов работы на уроке? Что из них советуете оставить, а что убрать?» и другие. Мне важно получить оценку своей работы и понять, какие методы помогли ребятам лучше усвоить материал, а какие оказались неэффективными, – рассказала Светлана Александровна. – Запомнился ответ одного из учеников по  проверочным работам на оценку, которые длятся по семь минут. Ученик написал: «Самое сложное, что было на ваших уроках – это проверочные работы по семь минут. Мало того, что из головы все «вылетало», так еще и ваши – один, два, два с половиной, три – и работы должны были быть на столе. Но, пожалуйста, не отменяйте их, пусть и другим будет непросто работать так же». Поняла иронию, проверочные работы по семь минут, конечно, не отменила – ребята должны уметь собраться и решить все за ограниченное время. Это поможет сконцентрироваться на сдаче Единого государственного экзамена и точно будет полезно в студенчестве.

 

Анжелика Анисимова
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика