Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Как педагоги тенгинской школы закладывают фундамент знаний для младших школьников

Рубрика: Образование
15:50, 15 Июля 2023

Учителей начальных классов принято считать проводниками в мир знаний, психологами, преподавателями и воспитателями в одном лице. Ольга Тютькина и Ирина Колесникова яркое тому подтверждение. Обе посвятили профессии по 30 лет. Школа № 14 стала для них первым и единственным местом работы.

По совету мамы

Ольга Тютькина работает учителем с 1989-го. Ее трудовой стаж – 34 года, но со школой связана почти вся жизнь. В первый класс родной СОШ № 14 она пришла в 1977-м и больше не покидала стен образовательного учреждения. С отличием окончила восьмилетку и в 1985 году поступила в Усть-Лабинское педагогическое училище по совету мамы, которая хотела быть учителем географии, но стала медиком. Затем девушка успешно окончила Адыгейский государственный университет, продолжив педагогическую династию. Брат бабушки, Николай Иванович Харченко, ветеран Великой Отечественной войны, работал директором школы в Мостовском районе, преподавал историю. Жена двоюродного брата, учитель русского языка, возглавляла одну из школ в Красноармейском районе. Есть в семье преподаватель музыки, воспитатель детского сада. В 19 лет Ольга набрала свой первый класс – 25 мальчишек и девчонок.

– До сих пор помню каждого из них: спокойных и хулиганов, отличников и слабоуспевающих. Но, как показала жизнь, это не главное, важно то, что они стали хорошими людьми, – говорит Ольга Викторовна. – Однажды мальчик упорно отпрашивался с занятий в группе продленного дня. Причину называл вескую: «Будем с бабушкой печь пироги». Отпустила его, но с условием принести немного выпечки на пробу. На следующий день огромный сладкий пирог был у нас в классе. С каким удовольствием ели его дети, а как счастлив был Саша – сегодня Александр Викторович Литвин, тренер моей внучки Ксении в футбольном клубе «Краснодар».

Высшая оценка

Сколько выпустила учеников за десятилетия работы, педагог не подсчитывала – много, и за всех несла ответственность, переживала, радовалась успехам. Труд учителей начальных классов жительница Тенгинской считает ответственным, но интересным.

– Каждый ученик – это чистый лист бумаги. Если напишешь с ошибкой, исправить будет трудно, – рассуждает Ольга Тютькина. – Моя первая учительница – Анна Федоровна Куцеволова – была профессионалом своего дела. Всегда с благодарностью и теплом вспоминаю своих преподавателей – Ольгу Ивановну Мутасову, Марину Георгиевну Строганову, Римму Александровну Силаеву, Людмилу Ивановну Чурилову. Они заложили прочный фундамент моих знаний.

Быть сельским учителем – значит постоянно находиться на глазах у станичников. Меня в свое время учили делать добрые дела и не кричать об этом, этими жизненными правилами руководствуюсь по сей день, учу детей быть трудолюбивыми, добрыми, чуткими и скромными. Высоких педагогических наград не имею, но когда бывшие ученики, состоявшиеся в жизни люди, при встрече говорят слова благодарности, это и есть высшая оценка труда учителя.

Быть примером

33 года в родной тенгинской школе преподает и Ирина Колесникова. За это время она отправила во взрослую жизнь восемь выпусков ребят. Родилась Ирина в Усть-Лабинске, затем недолго жила в станице Ладожской. В Тенгинскую переехала с семьей в 1976 году. В новом учебном году ее четвероклассники, а их 16 человек, будут самыми старшими в начальной школе.

– Конечно, это ответственно быть примером и образцом для младших ребят. Они все разные, у каждого свои интересы, хобби, но объединяет их любознательность. Узнав что-то новое, сразу стремятся поделиться этим с другими, – говорит Ирина Валерьевна.

К решению стать педагогом она пришла к моменту выпуска из школы. Мама, Мария Николаевна Леушина, работала учителем начальных классов.

– Было интересно, когда папа-столяр помогал маме с заготовками для поделок из дерева для уроков труда, когда вместе с сестрой учились плести корзиночки из кукурузных початков, а потом мама с ребятами в школе делали такие же, – вспоминает Ирина Колесникова. – Мне нравилось играть на музыкальных инструментах, которые делала сама из подручных материалов. Родители заметили это стремление. Окончила музыкальную школу по классу «Фортепиано». Моим преподавателем была Людмила Михайловна Агошкова. Об этом времени можно рассказать много: о нашем большом хоре, концертах, выступлениях на различных конкурсах, победах, путешествиях по городам страны. 

В 1990 году Ирина окончила Усть-Лабинское педучилище и устроилась в школу № 14. Чуть позже получила высшее образование в Армавирском государственном педагогическом институте. Признается, мысль о смене профессии возникла лишь однажды, когда в стране были трудности.

– Из школы ушла на полгода, больше не выдержала. Этот период и показал, что для меня важнее всего, – поделилась Ирина Валерьевна. 

С железной выдержкой

Ирина Колесникова уверена, что учитель начальных классов должен быть универсальным специалистом: убедить, рассказать, выслушать, утешить, объяснить, пошутить, спеть, станцевать, а порой и первую медицинскую помощь оказать. И при всем этом многообразии действий дать знания. Всегда ли удается соответствовать этим параметрам? Конечно, это непросто.

По словам педагога, современные школьники быстро осваивают технологии. Это большой плюс, но и значительный минус в плане развития психики.

– Когда дети читают книгу, у них работают все виды восприятия: память, мышление, воображение, логика. А в Интернете и мессенджерах имеется уже готовая информация, думать не нужно. Ребенку легче идти простым путем. Радует, что не все дети следуют этому методу. Прежде всего, стараюсь научить их осознанности и ответственности за свои слова и поступки. Важно быть доброй и чуткой, дети остро реагируют на несправедливость. За годы работы выработалось железное терпение – порой приходится по 10 раз повторять, объяснять, показывать.

А сколько было забавных случаев, когда тоже пришлось проявить выдержку. Например, однажды в сентябре один из первоклашек посреди урока встал и начал собирать вещи с парты в портфель. На вопрос «Ты куда собираешься?» ответил: «Я устал! Пойду домой».

– Конечно, грустно расставаться с каждым выпуском. Всех учеников помню и стараюсь следить за их успехами. Меня мои выпускники тоже не забывают, всегда поздравляют с профессиональным праздником, – говорит педагог. – Сейчас летние каникулы – время отдыха. Ребятам хочу пожелать интересных событий, путешествий и незабываемых впечатлений.

 
Чтобы идти в ногу со временем, надо много работать над собой, самосовершенствоваться, уметь признавать свои ошибки.

 Ольга Тютькина

Мальчишки и девчонки учат меня радоваться мелочам – первому снегу, цветущей ветке сирени, хорошему ответу у доски. А еще дети не боятся мечтать, и я вместе с ними.
Ирина Колесникова

 

Наталья Попова
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика