Павел Данилович скончался в результате истязаний фашистскими захватчиками в период оккупации станицы в годы Великой Отечественной войны. Совместно с администрацией Воронежского поселения и местными жителями родные Павла Данильченко смогли установить место его захоронения и повесить памятную доску.
Корреспонденты «СН» связались с внучкой Павла Светланой Астаповой, которая рассказала о судьбе дедушки. Отметила, что некоторые факты из жизни Павла Даниловича передавались в роду из уст в уста, но документальных подтверждений им пока не нашли. Сейчас родственники занимаются восстановлением истории семьи.
Родился и вырос Павел Данильченко в станице Новомышастовской. После школы поступил в Краснодарский педагогический техникум. По окончании полгода проработал групповодом (классным руководителем) в школе первой ступени станицы Пензенской. В Воронежскую переехал в 1931-м. Тогда стал директором школы, вел уроки физики и химии. Возглавлял учебное заведение до оккупации станицы в 1942 году.
– Так вышло, что дедушка вырастил поколение, которое ушло на войну. Его на фронт не взяли по состоянию здоровья. Были проблемы с легкими. Бабушка рассказывала, что, скорее всего, дед заболел, потому что часто попадал под непогоду. Неважно, льет ли на улице дождь, дует ветер или идет снег, один раз в месяц, отложив все дела, он садился на велосипед и ехал в районо в Усть-Лабинск – за зарплатой учителям, – поделилась внучка.
Бабушка Светланы, Мария Сергеевна Данильченко, тоже была педагогом. Родилась в Александровском. Несколько лет работала школьным учителем в родном поселении, а в 1932 году вместе с сыном от первого брака переехала в Воронежскую. Там и познакомилась со вторым мужем.
В станичной школе Мария Сергеевна вела уроки арифметики и естествознания. Когда началась война, занятия прекратились. Павел Данилович был членом Всесоюзной коммунистической партии большевиков. В семье Данильченко говорили, что его оставили для работы в подполье, но, как сообщила внучка, официальных подтверждений этому не нашли.
Во время оккупации Павел Данильченко был арестован. Скорее всего, его держали в станичном храме вместе с другими пленниками. Арестованных планировали повесить, а их семьи расстрелять. В день, когда должна была состояться казнь, солдаты Красной армии освободили Воронежскую.
– Бабушка рассказывала, что немецкие солдаты жестоко истязали дедушку, он был слаб и не мог продолжать работу в школе. На несколько месяцев она возглавила учебное заведение, – вспоминает Светлана.
От полученных в плену травм Павел Данильченко так и не смог оправиться. Спустя четыре месяца он умер, не дожив до своего 34-летия несколько недель.
– Дедушка не был солдатом, но станичники все равно решили его похоронить рядом с братской могилой в парке Победы. Бабушка, дочери и ученики регулярно ухаживали за могилой дедушки. Одна из этих учениц – бывшая соседка Данильченко Нина Голубь. Она и показала нам место, где захоронен Павел Данилович, – поделилась Светлана Астапова.
У Павла и Марии Данильченко трое совместных детей – Галина, Светлана и Мария. В 50-е годы прошлого века семья уехала из станицы, со временем могила Павла Данильченко разрушилась.
За информацией о нем родственники приехали в станицу шестого февраля, в день освобождения Воронежской от немецко-фашистских захватчиков. Мемориальную доску установили девятого мая.
– Считаю, что сохранить память о Павле Данильченко – долг семьи, – добавила внучка. – Благодарна районному архиву за предоставленные официальные сведения о нем, местным жителям, помнившим дедушку и бабушку, сотрудникам сельской администрации, которые помогли установить памятную доску, и школьному музею, где сохранились снимки нашей семьи.
Устьлабинка Наталья Любчук – о путешествии по городам России
08:00 05.07.25
«Прогресс Агро» подарил выпускникам незабываемый праздник
10:26 04.07.25
В районе убирают озимые колосовые культуры
09:59 04.07.25
Устьлабинка Елена Скрынникова в двадцатке лучших
13:53 03.07.25