Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Учитель школы № 24 Надежда Косова – о секретах постижения царицы наук

Рубрика: Люди
12:07, 05 Августа 2024

В новом учебном году свой трудовой юбилей отметит одна из самых опытных педагогов района – преподаватель математики Надежда Косова. Из 47 лет педагогического стажа 45 она трудится в школе хутора Болгова. Пришла сюда в 1979 году в только что открывшуюся новостройку и с тех пор воспитала не одно поколение учеников. 26 лет была в школе завучем.

 

Надя Дмитриевна

 

Родилась и выросла Надежда Косова в Болгове. Окончила восьмилетку, а старшие классы – в первой школе Усть-Лабинска. По словам педагога, будущую профессию девочке словно определил дедушка – Прокон Лазаревич. Когда внучка появилась на свет, уверенно сказал: «Это родилась учительница».

– Сам дед был колхозником, но очень хотел, чтобы я стала педагогом. Учителя на селе тогда были в большом почете. Профессия считалась престижной, – говорит Надежда Дмитриевна. – Его мечта сбылась. Считаю, что так мне было предначертано судьбой. Кстати, младшему брату при рождении дедушка предрек быть инженером. Так и получилось. Не могу сказать, что горела желанием стать только учителем. Просто любила математику и ставила перед собой цель связать с ней свою жизнь. После школы поступила в Кубанский государственный университет на математический факультет. Практику проходила в краснодарской школе и уже тогда поняла, что это мое. Никогда не жалела о своем выборе.

После распределения Надежда пришла математиком в школу № 20 станицы Ладожской, где ей сразу дали два выпускных десятых класса. Однако молодого специалиста это не испугало. Трудностей с первыми уроками, их подготовкой и проведением, дисциплиной тоже не возникло - вуз дал хорошую подготовку.

– У нас в университете был преподаватель по педагогике. Он любил повторять: «Урок накануне проговаривайте перед зеркалом, как артисты». Я так и делала первые два года, – вспоминает учитель. – Так как в первый год работы была всего на четыре года старше своих учеников, некоторые ребята воспринимали меня как ровню и поначалу пытались обращаться, как к подружке. Называли Надей, правда, при этом добавляли Дмитриевна. Но потом привыкли к дистанции и стали относиться, как и к остальным педагогам. Старшая коллега даже удивлялась, что меня слушают.

Через два года Надежда вышла замуж и переехала в Болгов, где устроилась в родную школу № 24. Коллектив оставался прежним, а вот само образовательное учреждение находилось уже в трехэтажной новостройке. Школа на 624 места была торжественно открыта в августе 1979 года. С этого времени и по сей день Надежда Косова непрерывно трудится в ней 45 лет.

– Получилось так, что не пропустила ни одного учебного года даже во время декретных отпусков. Старшей дочери было 3,5 месяца, когда вышла на работу, а сыну – 10 месяцев. Математиков не хватало, поэтому приходилось все успевать и дома с детьми, и в школе, – объясняет женщина. – Муж Владимир относился с пониманием к тому, что постоянно задерживаюсь допоздна. Он сам педагог, преподаватель спортивной школы, знает, что учитель – это круглосуточное занятие.

 

На общем языке

 

Надежда Дмитриевна признается, ученики считают ее строгим учителем. Хотя за собой такого не замечала. Особых секретов у педагога в умении владеть классом нет. Говорит, дисциплина складывается сама собой.

– Как-то пришла перед звонком в класс, чтобы начать урок. Только захожу, ребята сразу поднимаются. И один мальчик говорит: «Удивительно, почему мы все сразу встаем? Одно ваше присутствие так влияет», – рассказывает математик. – Голос повышаю редко. Наверное, все складывается из того, что нужно воспринимать каждого ученика не как объект для закладывания знаний, а как личность. Плюс нужно не только хорошо знать свой предмет, но и интересоваться всем, что происходит вокруг, жить интересами учеников. Тогда будут слушать и уважать. Конечно, шалуны встречались всегда, но до конфликтов не доходило. С нарушителем дисциплины можно найти общий язык, подобрать нужные слова. На самом деле, детей, которые любят математику, очень мало. И в этом нет ничего страшного. Допустим, не даются ребенку точные науки, либо у него склонности к гуманитарным предметам. Не знает здесь – преуспеет в чем-то другом. Ученик не обязан любить математику. Лишь единицам дано ее усваивать. Кто-то наделен математическим складом ума от природы, а кто-то берет упорством. Прежде всего для меня важно, какой передо мной человек, в чем его сильные стороны. Бывает и такое, что неприметные весь период обучения в школе ученики неожиданно в 10-11 классах начинают раскрываться, у них появляется особый интерес к предмету. Это, безусловно, радует.

 

Другим путем

 

Самое сложное в работе учителя математики, когда приходят ребята, ничего не смыслящие в предмете, отмечает педагог. Тогда приходится думать, как и с чего начать, чтобы донести до них нужные правила и аксиомы. Не всегда эту проблему преподавателю удается решить до конца.

– Не секрет, что учеников, способных хорошо изучить математику, достаточно небольшая часть. Все-таки по гуманитарным предметам можно что-то прочитать, найти в Интернете, дополнить собственным мнением. А в математике так не пройдет, – рассуждает Надежда Косова. – Допустим, молодому учителю как вариант предложила бы стараться преподнести ребенку не только материал урока в рамках учебного плана, но и дать какие-то дополнительные логические задачи. Чтобы школьник вначале воспринял задание как сложное, а потом вдруг нашел решение и воодушевился. Интересно бывает, когда при решении трудной задачи держишь в голове свой порядок действий. А кто-то из ребят неожиданно предлагает другой путь. Это говорит о том, что ученик хорошо владеет материалом. В таком случае надо обязательно уделить внимание его способу, рассмотреть и похвалить.

 

Заложить основы

 

Сколько за почти полвека работы обучила ребят, педагог сосчитать затрудняется. Несмотря на математическую память, а учитель долгие годы держит в голове фамилии выпускников, некоторых повзрослевших и вернувшихся в хутор мальчишек и девчонок узнать бывает сложно.

– Лишь при разговоре начинаешь вспоминать, удивляешься и радуешься успехам бывшего ученика, – делится Надежда Дмитриевна. – С выпускниками поддерживаем связь, особенно с теми, у кого была классным руководителем. Приходят проведать меня и в школу, и домой. Иногда встречи могут длиться до позднего вечера. Ребята стали взрослыми, интересно, как сложилась их жизнь. Им всегда есть что рассказать. Конечно, с каждым выпуском дети отличаются. Бывает, даже сами спрашивают, будет ли новый класс таким же, как они. Такого не бывает. Потому что каждое поколение несет свои черты. Даже если сравнить тех учеников, что выпустила лет семь назад, они будут сильно отличаться. Например, нынешние подростки более открытые, свободно поднимают любые острые темы. Когда кто-то негативно отзывается о современных детях, я с этим не согласна. Ведь новое поколение воспитываем мы сами. Каким его вырастим, что заложим, таким оно и будет. Единственное, что мне не нравится в продвинутых современных детях, это их чрезмерная увлеченность гаджетами. Во-первых, долгое сидение за монитором компьютера или телефоном сказывается на здоровье и полноценном физическом развитии. Во-вторых, не всегда ребята получают из Интернета полезную информацию. Но ругать их за это смысла нет. Просто мы, взрослые, должны сделать так, чтобы они сами разбирались, что хорошо или плохо. Особенно важно заложить эти основы в самый трудный возрастной период – 13-14 лет.

В этом году Надежда Косова выпустила очередной 11-й класс. Результатами ЕГЭ она довольна, ребята справились, тем более что особыми знаниями не блистали. В сентябре у математика будет новый набор пятиклассников, а также шестой, 10 и 11-й классы.

– Вот уже 13 лет, как по возрасту должна была уйти на заслуженный отдых. Но сидеть на пенсии пока не собираюсь. Не представляю себя без привычных уроков и школы, – говорит учитель. – А главный результат работы вижу в том, когда бывшие выпускники начинают делиться своими успехами. Ведь в этом есть и часть моей заслуги.

 

 

 

Секрет долголетия и работоспособности вижу в постоянной занятости любимым делом. Недавно прочитала в Интернете про двух сестер. Одной из них 103 года, другой – 106. Запомнила их советы: старайтесь знакомиться с новыми людьми, общайтесь, читайте, а еще чем дольше будете трудиться, тем дольше проживете.

Надежда Косова

 

 

Наталья Попова
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее

Яндекс.Метрика