Крестьянско-фермерское хозяйство Александра Петровича расположено в хуторе Аргатове. Туда корреспонденты «СН» и отправились понаблюдать за сбором урожая в яблоневом саду, который сейчас в самом разгаре.
Раскрыть всю экономику бизнеса глава хозяйства не готов. Но говорит, что показатели достойные. Не скрывает, есть и проблемы. Они типичные для садоводов региона и касаются нехватки рабочих рук. Отражается это в первую очередь на цене – на яблоки она ощутимо снизилась.
– Сезон сбора в этом году начался на 10 дней раньше, чем обычно. Например, черешню собирали уже с пятого июня, а яблоки - с 15-го (в прошлом году – в конце месяца), – рассказывает Александр Евтушенко. – Острых моментов с погодными условиями не возникало. Бывало, конечно, град «прихватывал» какой-то участок. Но больших потерь не наблюдалось. В прошлом году были заморозки. Плодов получилось меньше, но за счет того, что они были намного крупнее, валовой сбор оказался в норме. В этом году урожая больше, но яблоки немного мельче. Цена на летние сорта в нынешнем сезоне была выше обычной. Сейчас она упала. Все из-за дефицита рабочей силы. Потому что не можем убрать быстро и качественно, как хотелось бы. В результате порядка 1 300 тонн урожая пришлось просто выбросить.
По словам фермера, проблема возникла из-за запрета на работу иностранных граждан по патентам в регионе. С 22 сентября ограничения ужесточили.
– Трудовые соглашения с большей частью сотрудников пришлось расторгнуть. В результате из 25 трактористов осталось пять. Техника стоит. Если со сборщиками ситуация чуть лучше, то найти новых механизаторов на освободившиеся места тяжело, – сетует руководитель. – Думаю, что процентов на 30-40 в этом году упадем по доходам. Так как темпы работы снижены, спрогнозировать сроки конца уборки сложно. Постараемся завершить ее в первой декаде декабря.
Родился и вырос Александр Евтушенко в Усть-Лабинске. После школы окончил ветеринарный техникум. В 1990-х, когда колхозы стали давать землю пайщикам, тоже взял надел площадью 2,9 гектара. Через год у начинающего фермера было уже 29 гектаров – арендовал землю у соседних пайщиков. Сначала занимался зерновыми культурами, потом начал выращивать еще овощи и ягоды. Все агрономические тонкости Александр осваивал самостоятельно, читал специализированную литературу и журналы, посещал обучающие семинары и курсы.
– Работа увлекла, хотелось развиваться и видеть плоды своего труда, – говорит собеседник. – Первый сад разбил тоже в 1990-х, когда многие плодовые хозяйства стояли заброшенными, был дефицит яблок. Решил посадить небольшой участок для внуков. Купил саженцы в Краснодаре, в то время даже названий сортов не знал. Посадил восемь рядов. Сейчас этим деревьям уже по 25 лет и до сих пор плодоносят.
Постепенно сад разрастался. Сегодня в хозяйстве Евтушенко 850 гектаров земли, из которых 250 засевается пшеницей, ячменем, кукурузой и соей. 170 гектаров отведено под фруктовый сад. В нем выращиваются не только многочисленные летние и зимние сорта яблок, а также слива и черешня. В этом году глава КФХ планирует добавить еще 20 гектаров нового сада, на следующий – 60 гектаров. Большая часть урожая реализуется оптом в крупные торговые сети.
– Урожайность в 2023-м была хорошая и цена достойная. В холодильниках сохранили свежие фрукты и продавали до следующего сезона. Новый урожай уже пошел, а мы заканчивали реализовывать предыдущий, – рассказывает фермер. – Выращивание яблок довольно рентабельно. Чтобы быть на плаву, стараемся участвовать во всех краевых программах. Первые шесть гектаров шпалерного сада получили за счет господдержки в шесть миллионов рублей. Ежегодно нам субсидируют часть затрат на покупку столбов, проволоки, капельного орошения, саженцев и другие расходы.
Вместе с Александром Евтушенко совершаем небольшую экскурсию по его фруктовым владениям. Хозяин увлеченно рассказывает о деревьях, делится секретами ухода. Например, в июне прошлого года посадил несколько гектаров черной черешни по новой технологии.
– Особенность метода в том, что дерево располагаем вдоль земли – ствол лежит на шпалере параллельно почве. Тянуться вверх будут только однолетние ветки. Отплодоносили – их срезают, и на этом месте вырастают другие. Так и с уборкой легче, и урожайность выше. В следующем году здесь будет целая плодовая стена, – объясняет Александр Петрович.
Попутно фермер показывает еще одну технологию – установленные рядом с садом два года назад солнечные батареи. Электричества здесь нет, поэтому такие накопители энергии выручают, и экономический эффект высокий. До этого электричество давала генераторная подстанция, работавшая на дизельном топливе. Влагой сад обеспечивается из сливного канала, в который до самой весны закачивается подземная вода.
Урожай на яблонях действительно богатый. От обилия плодов ветви похожи на гроздья винограда с гигантскими зелеными ягодами. Это сорт «Симиренко». Между рядами густая мягкая трава, она сохраняет влагу, плюс созревшие плоды при падении не портятся. Сбор осуществляется только вручную.
– Сегодня устроили выходной, так как не набрали нужное количество людей на сбор, – говорит глава КФХ. – Иностранных граждан больше не привлекаем, а местные к нам идут неохотно. Влияет близость к Краснодару, люди едут работать туда. Даже крупные сады не справляются с сегодняшней ситуацией. Что говорить о нас? Есть вариант приглашать студентов. Но трудиться они могут только с сентября, а уборка начинается с июня, в период каникул. Кроме того, у них четырехчасовой рабочий день ,плюс нужно обеспечить питанием и необходимыми условиями для труда и отдыха. Нам это не под силу. Стараемся собирать урожай каждый день и сдавать что сможем. На данный момент у многих садоводов нет места хранения, холодильников, и они продают яблоки «на корню». Поэтому и цены падают. В этом году мы заложили свой холодильник на 1,5 тысячи тонн. Но этого мало. Начинаем строительство второго холодильника – также на 1,5 тысячи тонн. Непоместившийся урожай продать не можем – супермаркеты закупают яблоки по 40-50 рублей за килограмм, а торгуют по 120-150 рублей. Сдавать на переработку невыгодно. В Усть-Лабинске у нас есть три торговые точки, где продаем яблоки почти по себестоимости. Но это дополнительные расходы на доставку, аренду и зарплату продавцам.
Перерабатывающий цех Александр Евтушенко строить не планирует. Каждый должен заниматься своим делом, считает он. В будущее смотрит с оптимизмом.
– Будем продолжать развиваться, чтобы оценить плоды нашего труда могло как можно большее количество людей, – отмечает фермер.
Почему в церкви берут деньги
12:22 02.11.24