Как в жизни советского человека отразились основные вехи истории страны
Cовершенно случайно, проезжая по трассе из Краснодара в сторону кирпильского кольца, увидели грузовик на территории торговой точки. Модель, признаюсь, сразу и не определили. Оказалось, эта машина редкий самосвал сталинской эпохи. Полвека за рулем, как сказали бы сегодня ретроавтомобиля, был один водитель – наш земляк Александр Долженко. Вспоминаем ветерана труда из колхоза «Кубань» вместе с его сыном.
Когда Саньку Долженко не взяли в девятый класс, обучение в старших классах после войны было платным, решение идти работать в местный колхоз «Кубань» в семье было принято сразу. А семьей у паренька была бабушка, с которой он жил после развода родителей. Вели большое хозяйство – огород, сад, все как положено и все своими руками. Саша помнил войну, бомбежки, от которых с бабушкой укрывались в землянке. Там его после очередного налета присыпало, это отразилось на здоровье мальчика, в армию служить его не взяли. Саша рано стал самостоятельным, не боялся никакой работы.
– Отец рассказывал, как было обидно, что не достает в семье денег на дальнейшую учебу, – говорит сын Александра Васильевича. – У него была хорошая память, любил и отлично знал математику, играл в шахматы, хотел стать инженером, но помощи ждать было неоткуда. В 16 лет пошел в строительную бригаду учеником. Плотницкое дело привлекало с детства, да и в зрелые годы в свободное время сам мастерил по дереву. А на пенсии мечтал собирать строгальный станок, да не все так вышло.
Уже через два года старательному и толковому парню после окончания шоферских курсов руководство доверило автомобиль ЗиС. С тех пор и не расставался Александр Васильевич со своим железным другом. 51 год из 53 трудового стажа вместе колесили по району. Безотказным в работе был как сам водитель, так и его самосвал.
– Это одна из самых надежных и простых в ремонте машин, а в хороших руках ей и вовсе сносу нет, так отзывался о самосвале отец, – продолжает сын ветерана труда. – Автомобиль служил верой и правдой все годы, потому что делали их тогда на совесть, да и отец следил за техническим состоянием, проводил профилактику, всегда имел комплекты запчастей. Я часто помогал ему в работе. И отец, как товарища, уважал своего «Кашпара», такое имя ему дал, содержал в порядке, по утрам приветствовал. У них сложились доверительные отношения, если можно так сказать. В отличие от современных грузовиков, «Кашпар» ломался крайне редко. С братом на нем постигали азы вождения и ремонтного дела, а это нелегкая школа, шоферы меня поймут. Рад, что мой сын тоже успел получить от деда уроки настоящего профессионала.
Александру Васильевичу не раз предлагали пересесть на другой автомобиль, но он постоянно отказывался. Во всем был человеком верным и обязательным. Уже находясь на пенсии и продолжая работать, он сел все же за руль современного грузовика. Но автомобиль был уже достаточно запущен, как понял опытный специалист, требовал постоянного ремонта. В один из таких ремонтных дней шофер и подорвал спину, поднимая тяжелую запчасть. Водитель Долженко уже больше в гараж на работу не вышел. За рулем своей «шестерки» он ездил еще несколько лет. Обучал вождению, если просили знакомые, а дар учителя у него был – никогда не срывался, терпеливо десятки раз объяснял и показывал, пока не понимал, что ученика можно выпускать на дорогую, давал толковые советы.
– В начале этого года, проезжая по трассе из Краснодара домой, на площадке одного из предприятий ГК «Прогресс Агро» увидел ЗиС, на котором работал отец, – рассказывает Александр. – Знал, что в 2008 году самосвал торжественно установили в колхозном гараже, отец при этом присутствовал. Сначала я даже расстроился, что перенесли труженика, но потом понял, что тут его больше людей увидят, такие авто уже не встретишь, он часть истории. Не каждый современный водитель может сразу определить марку этого советского автомобиля.
Сыновья ветерана труда получили разные профессии. Всю жизнь посвятил геологии старший Александр. Там без профессиональных водительских знаний никуда, объехал весь край и часть нашей необъятной страны. Отцу он благодарен не только за это.
– К людям папа относился всегда с добром, – признается сын. – Многие в городе помнят его за легкий характер. Он не любил подхалимства и двуличия, лени и пустословия, не прощал подлости. Те, кто общался и дружил с папой, ценили в нем качества, которые отличают настоящего труженика, человека с совестью и ответственностью.
Было у молодого водителя, как сейчас говорят, хобби. В футбол он гонял с детства. А в составе «Кубани», известной в районе команды родного колхоза, играл много лет на позиции защитника. Парни после трудового дня спешили на тренировки, ездили на соревнования, защищали честь хозяйства и района. То время молодости, товарищества, простой и ясной жизни вспоминал он всегда с теплом.
Когда передовик женился, колхоз выделил стройматериалы на собственный дом. В начале 1960-х годов Долженко в составе трудового кубанского десанта отправился в город Горький, теперь это Нижний Новгород. Горьковский автогигант постоянно развивался, помогать в решении кадрового голода туда со всего Союза направляли рабочих. Александр Васильевич трудился на участке по сборке грузовиков ГАЗ-53 и ГАЗ-66, видел, как создаются легковые красавицы «Волга» и «Чайка».
К любой работе Долженко относился так, как приучили с детства, чтобы не переделывать и не было стыдно, привык доводить все до конца. С женой Галиной Васильевной они ветераны труда. К многочисленным грамотам супругов, званиям «Ударник пятилетки», «Победитель соцсоревнования» прибавился орден Трудовой Славы III степени, которым отметили заслуги Александра Васильевича в 1986 году.
– Об отце писала и «Сельская новь», и краевые газеты, а в 2004 году приезжали корреспонденты Первого канала, – продолжает Долженко-младший. – В программе «Доброе утро» показали его вместе с «Кашпаром». Об отце можно говорить много. Главное, что он заложил в нас, это отношение к труду и людям. Ведь раньше особо не воспитывали, точнее, не называли так, этот процесс шел вместе с жизнью. Когда говорит отец или кто-то старший, нельзя перебивать. Спорить с отцом можно было, он принимал и уважал чужое мнение, а вот поругаться с ним было сложно. Не любил он склок, если его не понимали, говорил свое веское слово и уходил. И, как правило, оказывался прав. Не помню, чтобы он сквернословил, повышал голос, как дома, так и на работе. Никогда не наказывал нас с братом, нам его взгляда строгого хватало. А занятия с нами математикой стали примером, как надо общаться с детьми и как доносить непонятное и трудное, чтобы стало понятно и легко. Патриотизму нас учили не на словах, да и слов таких тогда не употребляли. Росли и воспитывались мы на воспоминаниях дедов и прадедов, воевавших в Великую Отечественную, на примере жизни родителей, строгость и ответственность были в основе отношений в семье. Хвалили, может быть, маловато, скажут «молодец», и ты доволен. В любой компании отец становился ее душой. Знал множество прибауток, анекдотов, песен и фраз из советских фильмов, читал наизусть стихи школьной программы, цитировал Райкина, Высоцкого, Филатова. «Есть по Чуйскому тракту дорога» – известная шоферская песня его молодости часто звучала в нашем доме. Отец не просто пел, а как будто проживал эту историю. Тепло и с душой принимал гостей, и ему были рады в любом доме, где однажды побывал. Да и животных любил, был у них контакт особый. У нас всегда жили овчарки. А когда отца не стало, пес через месяц умер от тоски по хозяину.
В колхозе Долженко был наставником молодых. Всегда собранный и спокойный, умел доходчиво все рассказать и показать на практике. Отлично знал устройство машины, самостоятельно выполнял ремонтные работы. С таким водителем в любую дорогу было не страшно отправиться.
ЗиС был выпущен в 1953 году. Этот небольшой самосвал грузоподъемностью три с половиной тонны за более чем полувековой срок службы намотал два миллиона километров – расстояние, равное 50 экваторам. Завод имени Сталина после смерти вождя получил имя Лихачева, и грузовик в 1960-е годы поменял решетку: на облицовке радиатора вместо ЗиС повесили ЗиЛ.
ФАКТ
25 октября 2008 года на территории автогаража Агрообъединения «Кубань», правопреемника орденоносного колхоза «Кубань», состоялось открытие монумента заслуженному автомобилю ЗиС. Самый старый на тот момент автомобиль к пьедесталу подъехал самостоятельно. Он «вышел на пенсию» вместе со своим бессменным водителем Александром Долженко. Работники гаража говорили, что на самосвале и сейчас можно в рейс.
В мае этого года по решению руководства ГК «Прогресс Агро» грузовик установили на площадке у флагманского магазина «Моя Станица». Автомобиль-труженик, как символ целой эпохи, теперь могут увидеть все, кто проезжает по трассе «Краснодар – Кропоткин».
Музей боевой славы в Новолабинской отметил 40-летие
16:41 16.06.25
Сергей Гольштейн: о профессии, которая возвращает к жизни
08:00 15.06.25
«Не включай слабака и прорвёшься»
12:15 11.06.25
Акцент на районы
12:09 11.06.25