21 декабря в России отмечается день специалистов, занимающихся подбором и продажей недвижимости. В преддверии праздника корреспонденты «СН» пообщалась с Анной Сотниковой, которая 13 лет назад открыла в Усть-Лабинске агентство недвижимости.
– Анна, Вы начинали свою карьеру в педагогике?
– Да. Выросла и окончила школу в Ставропольском крае. Бабушка у меня заслуженный учитель России. Именно от нее когда-то услышала фразу «Знания в голову – деньги в карман». И по ее примеру решила стать педагогом. Поступила в Ставропольский педагогический колледж на дошкольное отделение. Несколько месяцев работала няней, потом – подменным воспитателем. Переехав в Светлоград, устроилась в детский сад. Получила два высших образования – практический психолог в системе образования, юриспруденция и преподаватель психологии и педагогики. Пять лет была психологом в реабилитационном центре, а в 2007-м по семейным обстоятельствам с мужем и сыном переехали в Усть-Лабинск. Здесь тоже год трудилась психологом в реабилитационном центре. А с 2008 по 2011 год преподавала в социально-педагогическом колледже управленческую, социальную и общую психологию, мораль и этику. Возглавляла заочное отделение, где участвовала в открытии двух новых направлений – «Гостиничный сервис» и «Садово-парковый и ландшафтный дизайн».
– Почему решили сменить профессию?
– Работу свою любила, чувствовала в себе потенциал. Но не секрет, что зарплата была скромной при работе с восьми утра до восьми вечера, а порой и в выходные. Побывав на бизнес-форуме, впервые задумалась о том, чтобы открыть собственное дело. Взвешивала, какие сильные стороны у меня есть, чем нравится заниматься больше всего. Самостоятельно оформила наследство дяде, кумовьям – куплю-продажу, помогла переоформить пенсию отцу, себе взяла дом в ипотеку. Все это натолкнуло на мысль попробовать себя в риелторстве. Тогда жила на съемной квартире и понимала, что восемь тысяч рублей за аренду и еще 10 тысяч за ипотеку мне не потянуть, несмотря на дополнительные часы в педколледже. К тому же надо было в одиночку воспитывать сына, так как на тот момент уже была в разводе.
– Сложно было на старте?
– Чтобы наработать клиентов, пришлось потратить немало времени и сил. Развешивала буклеты, раскладывала в магазинах визитки, знакомилась с людьми, рассказывала об услугах. Первый офис – помещение площадью всего восемь квадратных метров. Помещался шкаф для документов, стол с ноутбуком и три стула – зато с минимальными затратами. Изучала все законы, положения и требования, нарабатывала образцы договоров купли-продажи. Первое время даже не думала о доходе, хотя было тяжело. Для меня было важнее помочь человеку и заработать доброе имя.
– Помните свою первую сделку?
– Конечно. Первый объект продала спустя восемь месяцев – четырехкомнатную квартиру без ремонта по улице Ленина. Была просто счастлива.
– Какими качествами должен обладать риелтор?
– Главные – коммуникабельность, ответственность и порядочность. Нужно быть одновременно юристом, оценщиком, психологом и рекламным агентом. Для меня ключевыми стали три момента – сервис, качество и скорость. Не последнюю роль в мобильности сыграла работа на удаленке во время пандемии. В 70 процентов случаев дистанционный обмен документами оказался удобнее и быстрее.
– В чем чаще всего приходится убеждать клиентов?
– Самое главное – приведите документы в порядок. Не покупайте лишние вещи и деликатесы – это мышление бедного. Не оставляйте детям и внукам старую документацию. Очень часто приходится сталкиваться с ошибками в фамилиях и адресах в свидетельствах на землю, когда была приватизация земельных участков в 1990-х. Если при жизни такую ошибку можно исправить, то после смерти владельца недвижимости наследникам придется решать вопрос через суд. Это лишнее время и финансовые затраты.
Что касается покупки-продажи жилья, то есть фраза «Хорошего времени никогда не будет». Поэтому если решили, делаем все сегодня. Спустя время люди даже благодарят, что подтолкнула их к этому шагу, и они смогли взять семейную ипотеку под более низкие проценты.
– Можно ли обойтись без риелтора?
– Да, и многие люди сами пытаются оформить сделку. Но, как показывает опыт, в случае самостоятельной купли-продажи возникает масса вопросов: количество прописанных людей, задолженности по коммунальным услугам, зарегистрированные пристройки, налоги. Все нужно тщательно перепроверять по базам, чем и занимается риелтор. Кто-то красит волосы сам, кто-то идет к парикмахеру. Мое мнение – обратиться к профессионалу. Ведь если вы не умеете собирать мебель или ремонтировать машину, то едете к специалисту.
Кроме того, у риелтора все под контролем. Он приводит именно потенциальных покупателей, а не людей «просто посмотреть». Нередко такие случайные визиты могут сопровождаться воровством или мошенничеством, особенно если это одиноко проживающий пенсионер.
При показе объекта недвижимости стараешься продемонстрировать нюансы – плюсы и минусы дома. Даже знакомим с соседями. Если это квартира, то стучимся: «Подскажите, как у вас с водой, отоплением, парковками» и так далее.
– Какое самое дорогое жилье было Вами продано или сдано?
– Пять лет назад сдала в аренду дом за 35 тысяч рублей. Самое дорогое жилье продала за 8,5 миллиона рублей. Недавно была сделка по продаже дома в станице Воронежской за 7,5 миллиона рублей.
– Когда лучше заниматься продажей-покупкой недвижимости?
– Сегодня. Не нужно ждать лучших времен. Важно, чтобы при покупке была четкая картинка будущего жилья – район, планировка, количество комнат. Второе – что будете покупать взамен. Это нужно делать параллельно. Самое главное – принять решение и отдавать жилье новым владельцам с легким сердцем.
– Какие случаи из практики запомнились?
– Недавно помогла оформить сделку купли-продажи участка в районе озера Копытце. Самое забавное в том, что молодой человек купил недвижимость по расписке, без документов. Причем он стал уже пятым хозяином по расписке. Спрашиваю, как будете продавать: тоже по расписке. Так получилось, что два предыдущих собственника уже умерли. Их сын и дочь между собой не общаются. Дочь уже пенсионерка, живет в Геленджике. А сын местный, он и оформил парню доверенность. А после этого нам пришлось ехать в Геленджик. Ни адреса, ни телефона женщины мы не знали. Соответственно, она нас не ждала. Известно было лишь, что работает на рынке. Через администрацию рынка выяснили место ее проживания, встретились и сделали доверенность. На следующий день оформили через нотариуса наследство, а еще через три дня – сделку купли-продажи.
– Удается ли соблюсти баланс между работой и отдыхом?
– Первые несколько лет это было сложно. И только недавно начала планировать свой день так, чтобы в графике оставалось место на личную жизнь – посещение спортзала, выезды на море и обучающие семинары. Чтобы быть успешным, нужно постоянно развиваться и владеть новой информацией.
Виды на урожай
15:17 19.06.25
Полив – дело тонкое, Петруха!
15:08 19.06.25
В Усть-Лабинске появился новый мурал с изображением казака
12:01 19.06.25
Музей боевой славы в Новолабинской отметил 40-летие
16:41 16.06.25
Сергей Гольштейн: о профессии, которая возвращает к жизни
08:00 15.06.25