Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Александр Черников из Кирпильской провел на БАМе одиннадцать лет

Рубрика: Люди
15:01, 24 Декабря 2024

На строительство Байкало-Амурской магистрали Александр Григорьевич отправился с супругой Галиной. О том, как шла стройка века и о жизни во временных поселках в тайге, он рассказал корреспондентам «СН».  

 

Начало стройки

 

В 1974 году БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Кроме железнодорожников в прокладке магистрали участвовала рабочая молодежь и комсомольцы. Супруги Черниковы приехали на БАМ в феврале 1975 года. 

До этого трудились на стройке железной дороги «Тюмень – Сургут». Там и познакомились. Александр – уроженец Урала, Галина – родом из Краснодарского края. Приехала в Сибирь по комсомольской путевке. Она сразу покорила своим боевым характером уральца.

На БАМе Александр Григорьевич начинал прорабом. На участке за ним закрепили трассу от Нижнего Ангарска (ныне – город Северо-Байкальск) до перевала Даван, что на границе Бурятии и Иркутской области. 

– Рубили просеку для железных дорог, строили малые мосты и металлические водопропускные трубы. Параллельно возводили поселок, в котором на время работ нам предстояло жить, – говорит Александр Черников. – Помню, как пробивали зимник. Первый проложили на японском тракторе  (на строительстве Байкало-Амурской магистрали были задействованы и иностранные машины). Тогда впервые увидел зарубежную технику, которая, конечно, меня поразила. В Тюмени работал на бульдозере Т-500 – одном из мощнейших тракторов Советского Союза, но «японец» впечатлил. Как только дорога была открыта, по ней повезли грузы. 

В 1977 году Черниковы переехали из Сибири в Якутию (на станцию Беркатит). Александра повысили, он стал заместителем начальника по производству. Там бамовцы занимались укладкой железнодорожного пути.

Через два года еще переезд – коллектив перебрался на станцию Хани, где рубили лес, строили малые мосты.

– Прилетели туда на вертолете Ми-8. Взяли с собой только необходимое – печки-буржуйки, палатки и пилы. Продукты нам доставили отдельно, – рассказал станичник. – Сначала возвели небольшие домики, где можно было жить первое время. Некоторые прибыли на БАМ сразу с женами, к другим супруги переезжали позже. Были и те, кто женился на стройке. Как и положено, накрывали столы, а невесты надевали белые платья и фату. Где они их брали в тайге – ума не приложу.

Постепенно поселок развивался – появились столовые, пекарни, построили детские сады и школы. Даже соорудили небольшой детский бассейн, где в теплое время года малыши могли поплавать.

 

Вспоминая БАМ

 

Вскоре организовали новый строительно-монтажный поезд на трассе БАМа в поселке Сюльбан (примерно в 200 километрах от станции Хани). Черникова назначили руководителем, и работа снова закипела.

– Из деревьев, которые рубили, не сразу собирали шпалы. Сначала отправляли их поездом на сушку, там обрабатывали специальным раствором, а затем доставляли нам уже готовыми к укладке. Так получали и рельсы, и специальные конструкции – костыли, чтобы прокладывать железнодорожные пути, – объяснил Александр Григорьевич.

Вспомнил Черников и то, как чуть не утонул в горной реке. Нужно было перебраться на другой берег, но незадолго до этого прошел сильный дождь, вода поднялась – не проехать.

– Увидел, что через реку натянут трос, стал перебираться с его помощью. Когда был на середине реки, руки устали. Думаю, прыгну в воду, быстро нащупаю дно и пойду. Прыгнул. Сапоги и телогрейку унесло течением сразу же, до дна не доставал – начал грести. Но вода – стихия мощная, понимал, что нужно искать дно, чтобы встать на ноги. Наконец-то удача мне улыбнулась, и я вышел на берег. Дошел до метеостанции, где работали геологи. Разговорился с одним из них, а он и сказал, что мне сильно повезло, что не утонул, и подарил мне кусочек горного хрусталя. До сих пор его храню, – рассказал Александр Григорьевич. – Привез на Кубань в качестве сувенира и другой поделочный камень. Перевозили геологам грузы, а они в благодарность дали нам чароит. У меня их несколько. Самый большой «кусочек» весит около 70 килограммов.

Бамовец объяснил, что уникален этот поделочный камень тем, что его можно найти только в одном месте – на границе Якутии и Иркутской области, в долине реки Чара. 

 

«Золотое звено»

 

В октября 1984 года на станции Куанда в Читинской области (ныне Забайкальский край) было уложено «золотое звено», которое соединило западную и восточную части железной дороги. В этот день встретились бригады, которые прокладывали рельсы с запада и востока страны, чуть позже открылось сквозное движение поездов по всей магистрали. В  1996-м управление Байкало-Амурской железной дороги было расформировано. Тогда и закончилась работа Александра Григорьевича на БАМе и ради БАМа. 

– С руководящей должности ушел раньше – в 1986 году. Снова стал прорабом, строили в Краснодарском крае для бамовцев жилье. Один пятиэтажный и 10 двухэтажных домов возвели в Славянске-на-Кубани, – рассказал Александр. – На Кубани супруги обосновались на малой родине Галины – в станице Кирпильской.

 

Особое поощрение

 

Работа на БАМе была непростой, но, как отметил Александр Черников, воспоминания остались только светлые. Порадовала стройка века ее участников и возможностью приобрести новенький советский автомобиль, как говорится, с конвейера.

– Всем необходимым для жизни нас снабжали, а зарплату в тайге особо не потратишь, поэтому нам предложили откладывать определенный процент на покупку новой машины. Марку тоже выбирали самостоятельно – «Жигули», «Москвич». В те годы так просто автомобиль было не купить,  – поделился бамовец. – Приобрел ГАЗ-24. Когда приехал в Усть-Лабинский район ставить машину на учет, начальник Госавтоинспекции сильно удивился. Такая это была роскошь – новый автомобиль. Все понимали, что так Родина поощряла тех, кто самоотверженно трудился на одной из самых масштабных строек века. 

 

Из истории

Идея создания железной дороги, проходящей по северной оконечности озера Байкал с выходом к Тихоокеанскому побережью, возникла еще во второй половине XIX века. Название «Байкало-Амурская железная дорога» будущая магистраль получила в 1930 году. Позже началось строительство, прерванное в годы Великой Отечественной войны. Масштабная реализация проекта стартовала в 1974 году, когда на XVII съезде ВЛКСМ БАМ объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

 

Анжелика Анисимова
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее

Яндекс.Метрика