Встреча состоялась под руководством искусствоведа Алексея Угольникова в рамках проекта ГК «Прогресс Агро» «Агрокультурная столица». Место для мероприятия выбрали неслучайно – цеха одного из крупнейших предприятий Кубани украшены уникальными панно советского периода.
В экскурсии приняли участие жители города и сотрудники сахарного завода. Путешествие по мозаичному искусству началось на первом этаже предприятия, где расположено одно из панно. Исполненная в ярких тонах с преобладанием красного цвета масштабная работа напоминает полотна Анри Матисса. Тематика сюжетов связана с традиционным русским чаепитием. Здесь есть крестьяне, пьющие чай, чайники, сладости, фрукты, пшеничные колосья и, конечно, сахарная свекла и сахар.
Гостей и коллег приветствовали главный инженер «Свободы» Анатолий Мосьпан и председатель Рабочего совета Марина Подорожная. Они рассказали об этапах истории предприятия и специфике производства.
– На других сахарных заводах Кубани подобные мозаики тоже присутствуют. Они разные по качеству и технике исполнения. Скорее всего, это связано с разными периодами строительства. Оно началось с 1956 года, как и нашего завода. Считаю, что это были очень сжатые сроки для возведения таких огромных предприятий, – отметил Анатолий Мосьпан. – Сахарная промышленность на тот период переживала определенные трудности – это связано с послевоенным периодом, когда надо было все восстанавливать и возрождать. Правительство распорядилось построить несколько заводов именно на Кубани. Хотя территория для выращивания сахарной свеклы и концентрация предприятий по ее переработке, с современной точки зрения, нецелесообразна по сравнению с центральными регионами страны.
Первый сахар на «Свободе» получили в 1960 году. Именно в это время завод посетил первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Становление предприятия складывалось в разрезе условий Советского Союза – как развивались техника и наука, так развивались и сахарные заводы.
– В 1960 году производительность завода составляла около 2,5 тысячи тонн переработанной свеклы в сутки. В конце 1960-х – начале 1970-х уже провели первые реконструкции. В 1970 – 1980-е годы заменили оборудование, и предприятие вышло на новый уровень. В 1980 – 1990-е эта работа продолжалась, увеличивалась мощность, росла культура производства. Традиции, заложенные ветеранами завода, до сих пор поддерживаются. Последняя реконструкция была в 2014 году – замена сокоочистительного и жомосушильного отделений. Сейчас производственная мощность достигает семи тысяч тонн свеклы в сутки, – рассказал Анатолий Анатольевич.
Панно из цветного непрозрачного стекла на стенах завода «Свобода» появились в 1970 – 1980-е годы. Автора полотен на первом этаже точно установить пока не удалось. Исследователь в области мозаичного искусства Алексей Угольников предполагает, что это ученики известного художника-монументалиста Валентина Папко.
– История мозаики очень древняя техника – ей более пяти тысяч лет. Период Советского Союза - это уникальная история, потому что за это время было создано огромное количество мозаики, какого нет ни в какой другой стране. Причем концентрировались они не только в таких мегаполисах, как Москва или Санкт-Петербург, но и во множестве отдаленных городов. Важно, что сейчас люди понимают и начинают ценить красоту этих вещей. Радует, что в «Прогресс Агро» стремятся сохранить это наследие и передать его потомкам, – подчеркнул Алексей. – Если посмотреть на панно первого этажа, то здесь есть сценки, которые никак не связаны с производством. Но если задуматься, то каждый для себя проведет какую-то аналогию. Большинство иллюстраций представляют русские чаепития, сюжеты, которые можем видеть на картинах многих художников, но в стилизованной форме, напоминающей иллюстрации в книгах и лубковой живописи. В Советском Союзе часто применялась такая техника, когда за основу брались народные промыслы, и им придавалось современное видение. Яркий контраст красного фона и фигур на нем одновременно напоминает работы фовистов. Наверняка сотрудники завода, глядя на панно, чувствуют воодушевление и внутреннюю радость.
Монументальное панно «Мечта. Свобода. Чиновники» на втором этаже было создано Валентином Папко с 1982 по 1983 год. Это одна из крупнейших работ художника. Аналогичная по масштабу композиция из мозаики – размером около 440 квадратных метров – под названием «Я вызову любое из столетий» находится в Краснодаре на Доме книги.
– Здесь, как и во многих работах автора, представлена очень сложная сюжетная канва, множество персонажей и геометрических элементов. Художнику нравилось создавать такие ребусы, которые требуют сосредоточенного мышления и вдумчивого созерцания, – пояснил Алексей Угольников.
Сюжет панно условно делится на три части. В правой композиция начинается с рождения ребенка. Мать ведет малыша за руку на дорогу жизни, навстречу солнцу. По словам эксперта, изображен радостный момент входа юного человека в жизнь, ожидания и надежды. В центральной части сосредоточены различные персонажи, показывающие, что человек находится в своеобразном творческом полете, ищет способы самовыражения. Третья часть наиболее сложная и отчасти даже провокационная.
– Дело в том, что Валентин Папко планировал создать в Краснодаре мозаику с изображением Владимира Высоцкого, но художественный совет запретил ему это сделать. И здесь он выражает отношение к чиновникам, которые не понимают порыва творческого человека. Мы видим сидящих за столом чиновников с завязанными глазами. То есть они слепы к искусству, не понимают замысла Творца и низвергают его. Творец с крыльями, как Икар, поверженный падает с Олимпа. Так художник обозначил свое отношение к бюрократическому аппарату, – рассказал исследователь. – В нижней части панно представлены образы, которые могут быть связаны с детскими воспоминаниями – например, мать, достающая хлеб из печи. Валентин Федорович родился в станице Новоминской и, соответственно, с ранних лет впитал в себя деревенский уклад. Простая жизнь ему была близка. После того как отучился в Москве, он вернулся и продолжал творить, в том числе воплощал образы, сохранившиеся в памяти с детства.
Мозаика выполнена из смальты – достаточно дорогого материала. Панно, созданные из него, являются по сути вечными, отметил эксперт. Смальта не выцветает, не подвергается воздействию влаги. Если за панно ухаживать, то оно может существовать тысячелетиями. Подтверждение тому – многие мозаики, дошедшие до современности из эпохи античности.
Более подробно погрузиться в тему мозаичного искусства участники мероприятия смогли на лекции Алексея Угольникова «Краткая история мозаики с древнейших времен до наших дней». Спикер рассказал о стадиях в процессе создания мозаики и самых распространенных техниках. Также присутствующие узнали, какие сюжеты и образы были характерны для панно разных эпох и историю создания наиболее известных и интересных мозаичных композиций, украшающих здания Краснодара.
Семь мифов о сезонных инфекциях
09:15 29.06.25