Николаю Овчаренко было 14 лет, когда родители отправились строить БАМ. Он помнит и первую станцию, и первые крупные города, и суровые якутские морозы. Какой была жизнь бамовцев, станичник рассказал корреспондентам «СН».
Полвека назад в СССР в сложных климатических и географических условиях Сибири и Дальнего Востока начали строить крупнейшую железнодорожную магистраль. Она имела стратегическое значение для экономики страны.
В строительстве Байкало-Амурской магистрали приняли участие многие жители нашего района. Их воспоминания – живая история о событиях, которым в учебниках дали название «Всесоюзная ударная комсомольская стройка».
Когда семья Овчаренко отправилась на БАМ, Николай оканчивал восьмой класс, младшая сестра – шестой. Всесоюзная стройка шла второй год, а некоторые города – только начинали образовываться. Высадились Овчаренко на станции Нагорной (Нерюнгринский район Республики Саха), пришел первый состав. Но пробыли там недолго – спустя пару месяцев семья переехала в город Нерюнгри.
– Тогда он был поселком, но активно развивался как часть Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. В 1994 году, когда с семьей покидали БАМ, он уже был крупным городом с населением около 100 000 человек, – заметил Николай.
Отец работал шофером на автобусе (развозил рабочих), мать – во вневедомственной охране. Продовольственное снабжение, как вспоминает станичник, было хорошим, даже мандарины доставляли.
– Жили в общежитии, но потом маме выдали трехкомнатную служебную квартиру – и мы переехали, – рассказал Николай Александрович. – Работа на стройке века, конечно, была не из простых, но не припомню, чтобы кто-то жаловался. Все молодые (примерно до 35 лет), с трудовым настроем. Знали, что строим, и каждый хотел внести свой вклад в историю.
После школы Николай поступил в железнодорожный техникум в Чите. Там же познакомился с будущей супругой Валентиной. По окончании учебы вместе с ней вернулся на стройку. Начинал работать слесарем в железнодорожном депо на станции Беркатит (Нерюнгринский район), но вскоре получил повышение и стал дежурным по депо. Так началась взрослая самостоятельная жизнь Николая Овчаренко на стройке Байкало-Амурской магистрали.
– Позже получил должность помощника тепловоза, но забрали в армию. Служил в железнодорожных войсках, там же и выучился на машиниста. Хотел вернуться на Беркатит, но меня направили на центральную ветку БАМа. Перевозил уголь по уже действующим железнодорожным путям, – поделился станичник. – Работа, дом, дети – так и пролетели 18 лет жизни.
В 1990-х БАМ переживал непростые времена из-за распада СССР, экономических трудностей, но продолжал развиваться. Стройка была позади, и Овчаренко решили перебраться на Кубань.
Николай родом из Ставропольского края, но детство провел в Хадыженском районе Краснодарского края. Когда стал вопрос, где именно на Кубани поселиться, признался, что родной район не рассматривал.
– Почти и не знал там никого к тому времени. Решил поселиться рядом с сестрой – в станице Некрасовской. Место понравилось и супруге, и сыновьям, – признался бамовец.
Шесть лет назад Николай с супругой все же вернулись в Республику Саха, чтобы взглянуть, как за эти годы изменились города, которые они помнят еще маленькими поселками, как выглядит дом, в котором жили, место, где трудились.
– Родительский дом находился в аварийном состоянии, а всего через год, как мы там побывали, его снесли. Постепенно ликвидируют и брусчатые дома, которые тоже строились еще на моей памяти. Республика развивается, мне нравится ее нынешний облик, но в глубине души тоскую по видам, которые запомнились с молодости, – добавил Николай Овчаренко.
Непростая стройка, длиною в полвека, осталась не только в воспоминаниях станичника, но и на черно-белых снимках. Мужчина вспоминает, купил фотоаппарат, как только появилась такая возможность, а снимал все, чтобы запечатлеть и стройку, и то, как развивалась инфраструктура. Фотографии бережно хранятся в семейном альбоме – история, которую смогут не только услышать, но и увидеть потомки.