Эксперименты Зимы

Рубрика: Люди
11:08, 20 Июня 2019

Как художник усть-лабинского историко-краеведческого музея ищет гармонию жизни в работе и увлечениях

Художник районного историко-краеведческого музея Валерия Зима создала макет меотского городища для экспозиции «По следам раскопок». Фото из архива Валерии Зимы

Для чего работает большинство людей? Чтобы содержать себя и семьи, чтобы развиваться в качестве профессионала, в конце концов, потому что так принято – странно взрослому человеку сидеть без дела. А вот для молодого художника усть-лабинского историко-краеведческого музея Валерии Зимы работа – это прежде всего поиск гармонии, ради которой она не боится ставить перед собой сложные задачи и экспериментировать.

Гобелен для интроверта

В формате эксперимента 28-летняя Валерия живет с детства. Еще тогда она одновременно училась в музыкальной школе играть на скрипке и танцевала в хореографическом ансамбле «Фейерверк».

По характеру я интроверт, мне комфортнее наедине с собой, чем среди людей. Поэтому на концертах приходилось делать усилие, выходя на сцену, – рассказывает девушка. – Тогда намного интереснее было писать натюрморты и пейзажи – для меня внутренняя гармония важнее признания окружающих. Но я не оставляла сцену, хотела убедиться, мое это или нет.

И хотя Лера специально не занималась рисованием, именно это хобби совпадало с ее темпераментом.

Окончив школу, устьлабинка решается поступать на художественный факультет адыгейского республиканского колледжа искусств.

Я оказалась единственной абитуриенткой, которая не училась в «художке», – рассказывает Валерия Зима. – Вступительные испытания на удивление приемной комиссии прошла успешно. Но уже на первом курсе из-за недостатка практики поняла, что учеба легкой не будет. Мне пришлось на ходу осваивать навыки, которыми однокурсники, окончившие художественные школы, овладели давно. Я нарабатывала технику, брала дополнительные уроки. Но чем сложнее на занятиях давали задания, тем учеба больше меня захватывала.

За четыре года Валерия из неподготовленной абитуриентки стала успешной выпускницей. Ее плетенный из шерстяных ниток гобелен стал лучшей дипломной работой на курсе. Педагоги оставили его в колледже, чтобы показывать студентам, как образец кропотливой творческой работы.

Даже не знаю, почему из всех направлений для диплома выбрала именно гобелен, – признается девушка. – На нем я изобразила абстрактное видение четырех стихий – воды, воздуха, огня и земли. Это идеальный вид деятельности для интроверта. Часами я могла думать, фантазировать, а потом рисовала эскизы, по которым плела гобелен.

Визуализация древности

Еще одним жизненным экспериментом девушки стал выбор места работы. По словам Валерии, ей важно было не только писать картины, но и приобрести новые знания. И в октябре прошлого года она устроилась художником в районный музей. Ее основная задача – визуализировать экспозиции. Устьлабинцы, побывавшие на открывшейся в мае постоянной экспозиции археологических находок, отметили профессиональное оформление новой выставки. Рисунок древнего кургана и макет меотского городища выполнены на уровне экспонатов в ведущих региональных музеях.

В усть-лабинский музей Валерия пришла, когда в учреждении начали готовить масштабную экспозицию, в которой выставили более тысячи артефактов, найденных археологами на территории района.

Старинную печь для обжига сотрудники музея изготовили сами, – рассказывает художница. – А вот нарисовать курган с древними захоронениями, сделать макеты меотского городища и сарматской повозки поручили мне.

Макет поселения древних земледельцев – это холм и несколько глиняных строений размером чуть больше спичечного коробка, окруженных частоколом на фоне нарисованного водоэмульсионной краской берега Кубани. «Увидеть», каким поселение было на самом деле, помогли консультации научных сотрудников музея и книжные иллюстрации. Самым важным в создании городища, по мнению Валерии, было найти правильный материал для лепки.

За глиной отправилась на усть-лабинскую крепость, – рассказала девушка. – Неподалеку от дороги на закрытый «хатукаевский» мост на въезде на склон, где высажены сосны, набрала полмешка. Принесла в свою мастерскую, и основательно промыла. Глина оказалась хорошей, почти без примеси песка.

Основанием для городища послужила фанерная доска, на которой Валерия сформировала глиняный холм.

Никто точно не знает, как выглядели жилища меотов, поэтому лепила полые «чашечки» из глины и прорезала в них канцелярским ножом двери и окна. Крышу сделала из «кисточек» камыша, который рос рядом с домом. Городище окружила частоколом из нарезанных и заточенных, как карандаш, веточек разных кустарников диаметром не больше сантиметра. Из-за толстого слоя глины при сушке холм немного потрескался, что придало ему эффект древности. На заднике из ДВП размером один на два метра изобразила крутой берег Кубани.

А вот с изготовлением макета сарматской телеги Лере помог папа. Мастер на все руки, он сделал детали, а Валерия лишь собрала и скрепила их.

Деревянную повозку, поверхность которой получилась идеально гладкой и ровной, как у новенькой игрушки, «состарила», прокрасив коричневой акриловой краской и черной затиркой. Полог сшила из кусочка льняной ткани, а внутрь повозки положила солому.

Чтобы помочь посетителям выставки представить, как выглядели курганы, раскопки которых ведут археологи, Валерия расписала одну из стен экспозиционного зала.

Перенесла эскиз с бумаги на стену с помощью проектора, прорисовала контуры карандашом и раскрасила его, – пояснила технологию создания настенного изображения Лера. – Сложнее всего было нарисовать фигуры человека и лошади. По логике это должны быть скелеты, но для эстетического восприятия зрителей я прорисовала контуры тел.

Как говорит сама молодой художник, она никогда не увлекалась историей, но занявшись оформлением выставок, с интересом стала изучать прошлое родного района.

Ломограф

Есть у Валерии увлечение – ломография. И это для нее еще один творческий эксперимент.

Цель этого направления фотографии – запечатлеть на снимках жизнь такой, какая она есть. Ломографы ищут красоту в огромном количестве заведомо не качественных кадров, снятых с необычных ракурсов.

Устьлабинка, как и ломографы по всему миру, ловит документальные моменты жизни и обменивается уже использованными пленками с коллегами по увлечению, на которые те вновь снимают пейзажи, портреты случайных людей, зарисовки. В итоге из-за наложения одного кадра на другой получается что-то среднее между некачественным фото и произведением искусства.

Для меня ломография стала отражением моего внутреннего мира, – утверждает Валерия Зима. – Экспериментируя с фотопленкой, как в жизни, можно создать шедевр. И пусть окружающие видят в этом лишь «бракованное фото» – вы-то знаете, что это и есть сама жизнь.

 

Виктория Гостева
Услуги "СН"
свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
Общественно-политическая газета Усть-Лабинского района Краснодарского края для читателей 12 лет и старше (12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика