Сергей Николаевич – художник-самоучка. Большую часть своей сознательной жизни он занимался декоративно-прикладным искусством: профессионально и для души. На чердаке его дома оборудована небольшая мастерская, необычайно светлая и чистая. На стене – резные изящные композиции, выжженные по дереву панно, чеканные картины, замысловатые фигурки из корней и веток.
Говоря об истоках увлечения, устьлабинец вспоминает юность.
– Отец был военнослужащим, и детство мое прошло в военных городках, – рассказал Сергей Николаевич. – Как-то раз в гостях у одного офицера обратил внимание на небольшую корягу. Обычный кусок корня какого-то дерева, а красиво. Долго находился под впечатлением увиденного, а потом стал замечать красоту в каждой веточке, корешке и листочке. Наблюдение за природой доставляло радость.
У Сергея рано проявился интерес к рисованию и черчению. В школе, а потом и в армии занимался выпуском стенгазеты. Это в большой степени определило его дальнейшую профессиональную жизнь.
После армии Сергей Занкевич вернулся к родителям. Отец вышел в отставку и обосновался вместе с женой в Усть-Лабинске.
– По приезде устроился художником-оформителем в ПТУ, – пояснил мастер. – Успел поработать в разных местах: в автоколонне, на сахарном заводе. Занимался оформлением кабинетов, помещений и территории предприятия.
Был у Занкевича и педагогический опыт. На базе шестой городской школы он вел для пионеров кружок декоративно-прикладного творчества. Дети с интересом осваивали резьбу по дереву, чеканку по металлу, выжигание и другие техники. Увлеченный созерцанием окружающего мира, педагог побуждал детей черпать вдохновение в природе. Сергей Николаевич выводил воспитанников на улицу, предлагая рассмотреть растения и насекомых. Учил умению разглядеть красоту в изгибах деревьев и очертания будущих изделий.
С наступлением сложных 1990-х работы для художника не стало, и он ушел в предприниматели.
– На рынке была палатка, в которой чеканил и продавал картины из металла, – вспоминает Занкевич. – Мастерская размещалась там же. Заказов поступало много, чеканку поставили на поток. Но такое производство было необходимостью, а не творчеством. Когда делаешь несколько одинаковых работ, невольно становится скучно, интерес пропадает.
В постперестроечные годы художник занимался и внутренней отделкой помещений. Вспомнились черчение и навыки декоратора.
– Работы в то время было много, – признается устьлабинец. – На творчество сил почти не оставалось. Хотя если делаешь что-то своими руками – это тоже творчество, созидание.
Сейчас устьлабинец на пенсии. Свободного времени достаточно, и все оно отдано декоративно-прикладному искусству.
– Сложно сказать, какая техника нравится больше, – говорит мужчина. – Увлечение идет волнами. Сейчас в основном занимаюсь резьбой по дереву. Узор подсказывает природа. Пойду на прогулку, насобираю листочков: прикладываю к стволу и обвожу несколько раз. Получается орнамент. Веточки и коряги собираю. В природе все прекрасно. Главное – это увидеть, суметь разглядеть в обычной ветви дерева красивого лебедя или танцующую пару.
Дискомфорта из-за ограничений по коронавирусу Сергей Занкевич не ощущает. По его словам, времени на творчество стало только больше. Самоизоляция в собственной мастерской на чердаке проходит незаметно и плодотворно.
– За время пандемии многое успел смастерить. Дома работы уже не помещаются, отдаю детям, – говорит устьлабинец.
Часть поделок он выставляет на своем сайте, но монетизировать увлечение не планирует. Опыт палатки с чеканными картинами показал, что там, где начинается работа на продажу, творчество заканчивается.
Музей боевой славы в Новолабинской отметил 40-летие
16:41 16.06.25
Сергей Гольштейн: о профессии, которая возвращает к жизни
08:00 15.06.25
«Не включай слабака и прорвёшься»
12:15 11.06.25
Акцент на районы
12:09 11.06.25