За дверью ее небольшого, расположенного в глубине коридора кабинета, почти никогда не бывает тишины. Если льется музыка, значит, идет урок или на инструменте музицирует сама педагог. И так уже 44 года. 10 ноября преподаватель фортепиано детской музыкальной школы станицы Ладожской Татьяна Бирюкова отметила 70 лет.
Сколько за весь период деятельности в музыкальной школе юбиляр обучила учеников, она сказать затрудняется. По приблизительным подсчетам их около 400. Учитывая, что занятия музыкой индивидуальные, и в среднем за год педагог выпускает по восемь человек, это немало. Сегодня ее класс посещают 13 ребят в возрасте от восьми до 15 лет. Среди них часто встречается второе, а то и третье поколение – дети и внуки первых воспитанников. Для самой же Татьяны Бирюковой время будто остановилось – более четырех десятков лет практически не изменившийся кабинет и вид из него за окном, а еще пианино тульской фабрики «Кубань». На нем играли и до сих пор обучаются все ученики Бирюковой. Клавиши на старом инструменте пожелтели от времени, некоторые уже не так «бодро» отзываются под пальцами. Но «Кубань» по-прежнему в строю, лишь иногда проходит процесс настройки.
По словам преподавателя, шансов стать представительницей немузыкальной профессии у нее просто не было. Татьяна выросла в Подмосковье в семье музыкантов. Отец профессионально владел баяном, скрипкой и балалайкой. Мама пела оперетту и преподавала хор в школе.
– Поэтому брата и меня тоже отдали в музыкальную школу. За что очень благодарна, так как стоило переступить ее порог в семилетнем возрасте и посетить первые занятия, сразу сказала, что это мое. Ни в какой другой сфере себя больше не представляла, – говорит Татьяна Бирюкова.
После окончания дири-жерско-хорового, а потом отделения фортепиано московского музыкального училища девушка вышла замуж за военного, с которым переехала на Кубань. Вначале муж служил в Апшеронске, а затем был направлен в поселок Двубратский, где супруги и проживают до сих пор. Татьяна устроилась в филиал Усть-Лабинской музыкальной школы в станице Ладожской, открывшийся всего за год до этого – в 1975-м. Занятия у молодого специалиста начали посещать восемь учеников.
– С тех пор остановить процесс уже не получается, – признается музыкант. – Кому-то может показаться, что каждый год система обучения в музыкальной школе строится по накатанной. Одни и те же композиторы и произведения – так, мол, и профессионального выгорания не избежать. На самом деле, по максимуму стараемся разнообразить программу. Конечно, есть классическая база, которую необходимо выполнять. Но сегодня появилось много дополнительной литературы, хороших современных композиций и переработок. Интересных авторов можно найти в Интернете. Хотя лояльной восьмилетнюю предпрофильную программу не назовешь. Дойти до конца могут лишь самые упорные. Репертуар подбираю не только по способностям, но и по темпераменту ученика. Ленивые школьники были всегда, но среди нынешнего поколения встречается больше безответственности. Влияют современные гаджеты, от которых иногда так сложно оторваться.
Самым большим удовольствием в работе Татьяна Бирюкова называет возможность наблюдать за тем, как неумелые новички постепенно превращаются в юных музыкантов, исполняющих сложные сонаты и этюды.
– Есть ребята, которые схватывают все на лету – и практику, и теорию, а есть такие, с которыми приходится идти на всяческие ухищрения, чтобы усвоили нужные навыки. Но все-таки успех зависит не от таланта, а именно от трудолюбия. Когда ученику стыдно прийти на урок неподготовленным, это уже полдела. А если нет желания сесть дома за инструмент, то и сам Моцарт в качестве учителя будет бессилен, - считает Татьяна Михайловна. – Но какие бы школьники ни были, люблю их всех. Чувствую себя при общении на одной волне и «расту» вместе с ними каждый год. Наверное, поэтому и возраста совершенно не ощущаю.
Повышать тон или сердиться не в правилах педагога. Хотя, признается, что иногда приходится и двойки ставить в качестве профилактики. Обычно после этого ученик старается исправиться. Главная установка юбиляра на каждый день – хорошее настроение, а лекарство от любых недугов – «настольные» сборники Баха, Бетховена, Моцарта, Гайдна и Чайковского. Играть или слушать творения любимых композиторов Бирюкова может часами.
Поддерживать себя в неизменной форме Татьяне Бирюковой помогают ежедневная зарядка и дорога на работу. 44 года подряд жительница Двубратского с утра торопится на автобус, чтобы вовремя приехать в Ладожскую. В любую погоду – дождь, ветер или снегопад – 13 километров не помеха для того, чтобы начать занятия вовремя.
- Сейчас хотя бы можно такси вызвать, если автобус задерживается по какой-то причине, а раньше – лет 25-30 назад – такого не было, а маршрутный транспорт ходил с перебоями. Приходилось искать выход из положения, например, добираться на попутных машинах, - вспоминает учитель музыки. – А вечером после уроков или отчетного концерта тем же путем спешишь обратно. Мужу и сыновьям внимания, конечно, не всегда хватало, но они понимали, что иначе не могу. Возможно, это постоянное желание все успеть, не выбиться из ритма и подхлестывает до сих пор. О каких болезнях или возрасте можно думать, зная, что тебя ждут ученики? Пока есть это ощущение, о пенсии говорить рано.
Учащиеся 10-13 лет приобщаются к комплексу ГТО
11:56 17.04.24
Что предпочитают сажать на приусадебных участках устьлабинцы
10:38 17.04.24