В рубрике «Человек и его профессия» корреспонденты «СН» поговорили с заместителем главы района по социальным вопросам Мариной Бондаренко и выяснили, чем она руководствуется при принятии важных кадровых решений и почему в работе важен неординарный подход.
– Марина Викторовна, работа управленца была Вашей мечтой? Знаем, что Вы начинали с должности председателя профсоюзного комитета Усть-Лабинского педагогического училища, затем возглавляли управление образованием администрации района.
– Стать управленцем никогда не планировала, да и с профессией определилась не в один момент. В детстве мечты, как и у многих, часто менялись. Кумиры вдохновляли то на спорт, то на актерскую деятельность. Дом пионеров был моим третьим родным домом, занималась в разных кружках и студиях. Увлекалась и спортом. Осознание профессионального интереса появилось в классе седьмом-восьмом. В этом меня поддержала мама.
Предпосылки к управлению, думаю, были еще в школе. Училась отлично, с пятого класса была председателем совета пионерской дружины, в восьмом – избрали секретарем комсомольской организации, все годы обучения в педучилище исполняла ответственную миссию старосты группы. Всегда была лидером, пользовалась доверием сверстников.
– Вы кандидат социологических наук. Как помогает в работе опыт подготовки и защиты диссертации?
– Любая работа, в том числе научная, это опыт. Из разрозненных материалов начинаешь выстраивать систему, и получается некий интегрированный взгляд на проблему. Активная фаза моего научного поиска пришлась на 1990-е. Из матриц образовательных систем бесследно исчезали детские сады, учреждения дополнительного и профессионального образования. Старейшее в крае педагогическое училище, где работала председателем профкома и преподавала педагогические дисциплины, оказалось также в критическом положении. Ясно было одно: готовить кадры для Усть-Лабинского района, Краснодарского края и отдельных регионов России, как это было прежде, уже не получится. Изменились условия. Контрольные цифры наборов на педагогические профессии снизились. Специалисты были не востребованы. Все эти проблемы легли в основу научной деятельности молодых ученых-педагогов. «Роль средних специальных учебных заведений в социокультурной среде региона» – так звучит тема моей диссертации. Руководство колледжа – в этот период руководила им Юлия Анатольевна Лось – направило все ресурсы на поиск новых подходов к деятельности учебного заведения. Вскоре педучилище было преобразовано в социально-педагогический колледж, а перечень специальностей с каждым годом прирастал. За этим стоял колоссальный труд всего педагогического коллектива. Моей лептой было научное обоснование возможной социокультурной миссии учреждений среднего профобразования и выявление условий, при которых они смогут не только выжить, но и успешно развиваться.
Работа над диссертацией – это отдельный жизненный смысл, отдельная задача. Ты уверен, что подготовил важный материал и выносишь его на суд ученых, а оказывается, что мало новизны, причина и следствие не коррелируют, и выборка не репрезентативна. Главное, не опускать руки. Работа над диссертацией во многом закалила характер.
– Очень часто молодые руководители выстраивают свою работу так, как это делали их более опытные наставники. На чей пример опирались в начале карьеры?
– Начну с того, что мне очень повезло с учителями. Основные вехи моей карьеры – это педагогическое училище, московская школа № 2086 и администрация Усть-Лабинского района. Мои руководители очень разные, но все они профессионалы с большой буквы и мастера своего дела. Всегда работала и продолжаю работать в команде успешных и амбициозных лидеров, которые стремятся во всем быть первыми. Опыт всегда индивидуален. Не боюсь учиться и сейчас – использую каждую новую возможность. Считаю, что учиться нужно всегда – сначала на примере классиков, а потом – на лучших образцах из того, что преподносит тебе жизнь. А там как повезет.
– Социальная сфера требует постоянного внимания. Как строится Ваш рабочий день?
– То, что он не всегда строится по плану, теперь принимаю как данность. В первые годы управленческой практики немного идеализировала подходы к планированию и переживала от того, что не все удается выполнить. Сейчас выработала свой подход, где примерно половина задач регламентные, а половина – это работа по текущим проблемам жизнеобеспечения курируемых отраслей, встречи, выезды в поселения, на объекты образования, спорта и культуры. Не жалею времени на общение с населением, стараюсь уделить время каждому, кто обратился.
Приоритетными являются мероприятия с участием главы, а также совещания, проводимые руководителями краевого уровня.
Обычно мой рабочий день имеет довольно высокую плотность. Социальная сфера и спорт, которые курирую, всегда в поле особого внимания наших граждан. Порою приходится вникать в решение задач, находящихся за пределами компетенции муниципалитета, но весьма важных для жителей.
– Как определяете приоритеты, какое учреждение требует первоочередного ремонта? Насколько сложным было это лето в плане подготовки к новому учебному году?
– Большинство учреждений размещаются в старых зданиях, и почти все они требуют ремонта. Приоритет отдаем тем, кто находится в худшем состоянии. За последние 2,5 года привлечено и выделено средств районного бюджета достаточно много, и это позволило значительно улучшить состояние зданий, коммуникаций и частично благоустроить отдельные детские сады, школы, учреждения культуры. В этом году ремонтируем два спортивных зала в седьмой школе станицы Воронежской, пищеблок в третьей городской школе. За счет средств, выделенных из местного бюджета, делаем ремонт в двух детских садах: № 50 в станице Некрасовской и № 26 в Новолабинской. По мнению главы района Сергея Запорожского, проводить работы нужно не частями, а комплексно. Считаю такой подход очень правильным. Сейчас на повестке дня городская гимназия и школа № 10 села Суворовского. В целом на ремонт только учреждений образования в этом году выделено из местного бюджета около 160 миллионов рублей.
Также в этом году впервые были учреждены гранты главы на общую сумму 3 миллиона 600 тысяч рублей. Наконец-то выполнены все основные предписания контролирующих органов, которые копились с 2013-го.
В плане подготовки к началу учебного года лето было сложным за счет объемов работы, которую нужно было выполнить качественно и в срок.
– Как принимаете кадровые решения? Строгий ли Вы руководитель?
– Сегодня наш муниципалитет по отдельным позициям находится в числе лидеров. Руководство района и Совет депутатов нацелены на серьезную работу, результаты которой в скором времени ощутит на себе каждый житель Усть-Лабинского района. Задача смелая и сложная. Отдельная цель – это привлечение средств федерального и краевого бюджетов, а также средств от грантовых конкурсов. Без этого далеко не уйти. Работать сегодня нужно много и качественно.
Кадровые решения с плеча не принимаю – только взвешенно. Причем это одинаково касается и приема, и увольнения. В специалистах в первую очередь ценю профессионализм и преданность делу. В основе принятия решения лежат здравый смысл и справедливость. Практикую нелинейный подход при принятии того или иного кадрового решения, считаю, что в работе с персоналом важен неординарный подход. К примеру, самый молодой директор в Краснодарском крае – это директор школы станицы Воронежской, в управлении образованием самому молодому специалисту 23 года.
Строгий ли я руководитель? Скорее, требовательный. Заместителем начальника управления образованием стала в 33 года, а в 34 – начальником. На тот момент в районе было много директоров школ, имеющих 30-40 лет стажа. И это были сильные руководители с партшколой за плечами. Всегда переживала, чтобы им соответствовать. Много работала и продолжаю работать над собой. Требовательным руководителем, думаю, должна быть по определению, так как мы работаем с людьми и для людей.