Уроженка станицы Ладожской Дарья Томилина провела исследование о том, какие образовательные учреждения работали на территории населенного пункта в ХIX - начале ХХ веков, и как был организован процесс обучения. Историку удалось установить имена многих станичных педагогов, преподававших в дореволюционных школах.
Датой зарождения образования в линейных станицах можно считать 14 февраля 1845 года, когда при полковых штабах учредили школы. Их было две: для 1-го Кавказского полка – в станице Архангельской, для 2-го – в Ладожской. Историк предполагает, что эта школа располагалась рядом со штабом атаманского правления – на месте здания Ладожского многопрофильного техникума.
– Краевед Федор Дергунов в книге «История станицы Ладожской» называл полковую школу центральной и описывал ее как деревянное здание с тремя классными комнатами. К сожалению, архивных данных на эту тему я не нашла, – говорит исследователь. – Школа была открыта на 50 мест. Учебный год начинался с ноября после окончания полевых работ, длился полгода и заканчивался в апреле, когда наступало время сева. Изначально занятия вели свободные от строевой службы казаки, к преподаванию привлекли и священнослужителей.
В 1853 году на территории 2-го Кавказского полка открылась вторая школа – в станице Усть-Лабинской. Она была рассчитана на 30 мальчиков. Преподавал в учреждении приходской священник Асинкрит Островский. Однако образование в первой бригаде Кавказского линейного казачьего войска, несмотря на продолжительный период существования, шло не совсем успешно.
– Причин тому было несколько. Во-первых, из-за удаленности школы родителям учеников из других станиц приходилось снимать жилье для сыновей, обеспечивать их питанием, что выходило за учебный сезон в крупную сумму, – объясняет Дарья Томилина. - Во-вторых, из-за отсутствия программ и нехватки учителей дети проводили время впустую. Зачастую священнослужители были ограничены в знаниях, и все преподавание сводилось только к изучению Закона Божия. В то время в школах были такие уроки, как арифметика, грамматика, чистописание и рисование.
Из-за низкого качества образования было решено вместо двух полковых школ оставить одну бригадную, а в остальных поселениях открыть станичные. В школы пригласили учителей, а священникам дали только одно занятие по Закону Божию.
– Оплачивать труд педагогов предложили за счет родителей – три рубля в год серебром. Однако в каждой станице выделили не более 12 бюджетных мест для мальчиков из бедных семей, оплата за которых производилась из сельского бюджета, – рассказывает исследователь. – В 1858-м открылась школа в станице Воронежской, первым учителем в ней стал казак станицы Ладожской Андрей Ходорченко. Блюстителем расходов определили урядника Степана Фильева. В следующем году наказной атаман генерал-майор Георгий Романович Эристов дал распоряжение об учреждении бригадной школы в Ладожской на 80 человек. Учителем назначили мещанина города Ранненбурга Рязанской губернии (сейчас это город Чаплыгин Липецкой области), законоучителем – приходского священника Алексея Быстролетова. В конце XIX века бригадная школа стала Ладожским городским четырехклассным училищем. Из косвенных источников за 1891-й удалось узнать два имени, связанных с этим учреждением: преподаватель Давид Афанасьевич Хаустов и заведующий Матвей Леонтьевич Каплин.
2 июня 1913 года это училище окончил прадед Дарьи Томилиной – Иван Тимофеевич Рязанцев. Его аттестат девушка бережно хранит, как единственный документ, доставшийся от предка. Благодаря записям в нем ей удалось восстановить еще несколько фамилий: А. Арутюнов (почетный смотритель училища), Иосиф Дьяконов (законоучитель), Н. Чигрин и А. Чумаченко (преподаватели).
Важным событием Дарья считает открытие в Ладожской женского училища в 1861 году. Для бесплатного обучения в него зачислялись дочери штаб- и обер-офицеров. Могли в нем учиться и девочки не из казачьего сословия, но только по предварительной договоренности с учительницей-дворянкой Юлией Михайловной Чайкиной. В народе женское училище прозвали «Вельяшевским», так как помещение для него предоставил командир 1-й бригады Петр Вельяшев. Дом находился на станичной площади, его расположение пока остается для историка загадкой.
– Школа, вероятно, располагалась на пересечении современных улиц Коммунаров и Комсомольской и фасадом выходила на правую сторону бывшего станичного храма (ныне там стоит Дом культуры), – рассуждает собеседница. – Для содержания училища Петр Вельяшев отдал еще три своих дома в Ладожской, Усть-Лабинской и Тбилисской внаем по 120 рублей серебром в год с каждого. Из этих средств формировалась заработная плата гувернантки (учительницы девушек) – 250 рублей в год, и ее помощницы – 40 рублей в год.
Помощником начальника Кавказской гренадерской дивизии был назначен граф Феликс Сумароков-Эльстон. В 1863-м он получил должность наказного атамана Кубанского казачьего войска. Вместе с супругой он сделал вклад в развитие женского образования. Например, Елена Сергеевна возглавляла Мариинское женское училище в Екатеринодаре, фактически став первым руководителем заведения, а Феликс Николаевич был главой попечительского совета. Супруги постепенно внедряли в жизнь идею равного образования для детей из различных слоев населения. В женское училище стали принимать девочек из бедных казачьих семей. В объединенной школе выделили 12 бюджетных мест.
Как выяснила Дарья Томилина, в женском училище преподавали Закон Божий, географию, историю, русский язык, арифметику, чистописание и рукоделие. Занятия вели священник Г. Ивинский (годовой оклад – 50 рублей серебром), надзирательница М. Усова (150 рублей) и учитель Ф. Колпаченко (200 рублей).
– Большим минусом было отсутствие мест для проживания учениц и столовой. Казачество других станиц не определяло девочек на учебу и по факту ежегодно в школе училось не более восьми человек из Ладожской, – говорит исследователь. – В 1871 году было принято решение об упразднении женского училища. Зато в это же время в станице открылась учительская семинария. Предполагаю, что она располагалась в том же здании, где была Вельяшевская школа. Известно, что семинария имела большие сады и мастерскую рядом с основным корпусом. А сады занимали всю территорию современного стадиона и здания школы № 19.
Историк рассказала, что семинария просуществовала вплоть до 1910 года, после чего была ликвидирована. В конце XIX века в станице открылась церковно-приходская школа для детей не из казачьего сословия. Располагалась она на горе, где когда-то находился аттракцион «Колесо обозрения». Здание было деревянным с маленькими помещениями. В отличие от хорошо оборудованных учебных заведений для детей казаков здесь не было даже парт. Занятия проходили за общим столом, вокруг которого стояли лавки. Детям преподавали Закон Божий, грамоту (чтение) и арифметику. За любые оплошности учеников наказывали.
– В связи с ростом населения в начале XX века в Ладожской построили еще три большие школы. В 1904 году появилась «базарная» (сейчас в этом здании Центр компетенций «Ориентир»). В 1907-м построена «восточная» - начальная школа для детей казаков с трехлетним сроком обучения. Позже там находилась спецшкола-интернат № 33, недавно здание было разобрано. Такое же учреждение с трехлетним сроком обучения и исключительно для казачат открыли в 1910 году на западном краю станицы (сегодня это основной корпус школы № 25), – поделилась информацией уроженка станицы. – Центральную школу, располагавшуюся на нынешней улице Комсомольской, возвели в 1914 году. Классные комнаты были рассчитаны на большое количество детей. В учреждение принимали не только мальчиков, но и девочек. Изначально школа была «пятилеткой», а после Великой Отечественной войны срок обучения увеличили до восьми лет. В 2018 году здание снесли.
Что касается станичного дореволюционного образования, остался один неразрешенный вопрос, признается Дарья Томилина. Федор Дергунов в своей книге писал, что на 1917 год в станице было пять начальных школ, из которых одна железнодорожная. До сих пор никаких подтверждений существования этой школы историк не нашла. Поэтому она продолжит изучать тему просвещения царского периода.