Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Как развивалось образование в станицах района до революции 1917 года

Рубрика: История
10:15, 23 Апреля 2023

Уроженка станицы Ладожской Дарья Томилина провела исследование о том, какие образовательные учреждения работали на территории населенного пункта в ХIX - начале ХХ веков, и как был организован процесс обучения. Историку удалось установить имена многих станичных педагогов, преподававших в дореволюционных школах.

Грамота для казачат

Датой зарождения образования в линейных станицах можно считать 14 февраля 1845 года, когда при полковых штабах учредили школы. Их было две: для 1-го Кавказского полка – в станице Архангельской, для 2-го – в Ладожской. Историк предполагает, что эта школа располагалась рядом со штабом атаманского правления – на месте здания Ладожского многопрофильного техникума.

– Краевед Федор Дергунов в книге «История станицы Ладожской» называл полковую школу центральной и описывал ее как деревянное здание с тремя классными комнатами. К сожалению, архивных данных на эту тему я не нашла, – говорит исследователь. – Школа была открыта на 50 мест. Учебный год начинался с ноября после окончания полевых работ, длился полгода и заканчивался в апреле, когда наступало время сева. Изначально занятия вели свободные от строевой службы казаки, к преподаванию привлекли и священнослужителей.

В 1853 году на территории 2-го Кавказского полка открылась вторая школа – в станице Усть-Лабинской. Она была рассчитана на 30 мальчиков. Преподавал в учреждении приходской священник Асинкрит Островский. Однако образование в первой бригаде Кавказского линейного казачьего войска, несмотря на продолжительный период существования, шло не совсем успешно.

– Причин тому было несколько. Во-первых, из-за удаленности школы родителям учеников из других станиц приходилось снимать жилье для сыновей, обеспечивать их питанием, что выходило за учебный сезон в крупную сумму, – объясняет Дарья Томилина. - Во-вторых, из-за отсутствия программ и нехватки учителей дети проводили время впустую. Зачастую священнослужители были ограничены в знаниях, и все преподавание сводилось только к изучению Закона Божия. В то время в школах были такие уроки, как арифметика, грамматика, чистописание и рисование.

Аттестат от прадеда

Из-за низкого качества образования было решено вместо двух полковых школ оставить одну бригадную, а в остальных поселениях открыть станичные. В школы пригласили учителей, а священникам дали только одно занятие по Закону Божию.

– Оплачивать труд педагогов предложили за счет родителей – три рубля в год серебром. Однако в каждой станице выделили не более 12 бюджетных мест для мальчиков из бедных семей, оплата за которых производилась из сельского бюджета, – рассказывает исследователь. – В 1858-м открылась школа в станице Воронежской, первым учителем в ней стал казак станицы Ладожской Андрей Ходорченко. Блюстителем расходов определили урядника Степана Фильева. В следующем году наказной атаман генерал-майор Георгий Романович Эристов дал распоряжение об учреждении бригадной школы в Ладожской на 80 человек. Учителем назначили мещанина города Ранненбурга Рязанской губернии (сейчас это город Чаплыгин Липецкой области), законоучителем – приходского священника Алексея Быстролетова. В конце XIX века бригадная школа стала Ладожским городским четырехклассным училищем. Из косвенных источников за 1891-й удалось узнать два имени, связанных с этим учреждением: преподаватель Давид Афанасьевич Хаустов и заведующий Матвей Леонтьевич Каплин.

2 июня 1913 года это училище окончил прадед Дарьи Томилиной – Иван Тимофеевич Рязанцев. Его аттестат девушка бережно хранит, как единственный документ, доставшийся от предка. Благодаря записям в нем ей удалось восстановить еще несколько фамилий: А. Арутюнов (почетный смотритель училища), Иосиф Дьяконов (законоучитель), Н. Чигрин и А. Чумаченко (преподаватели).

Образование на равных

Важным событием Дарья считает открытие в Ладожской женского училища в 1861 году. Для бесплатного обучения в него зачислялись дочери штаб- и обер-офицеров. Могли в нем учиться и девочки не из казачьего сословия, но только по предварительной договоренности с учительницей-дворянкой Юлией Михайловной Чайкиной. В народе женское училище прозвали «Вельяшевским», так как помещение для него предоставил командир 1-й бригады Петр Вельяшев. Дом находился на станичной площади, его расположение пока остается для историка загадкой.

– Школа, вероятно, располагалась на пересечении современных улиц Коммунаров и Комсомольской и фасадом выходила на правую сторону бывшего станичного храма (ныне там стоит Дом культуры), – рассуждает собеседница. – Для содержания училища Петр Вельяшев отдал еще три своих дома в Ладожской, Усть-Лабинской и Тбилисской внаем по 120 рублей серебром в год с каждого. Из этих средств формировалась заработная плата гувернантки (учительницы девушек) – 250 рублей в год, и ее помощницы – 40 рублей в год.

Помощником начальника Кавказской гренадерской дивизии был назначен граф Феликс Сумароков-Эльстон. В 1863-м он получил должность наказного атамана Кубанского казачьего войска. Вместе с супругой он сделал вклад в развитие женского образования. Например, Елена Сергеевна возглавляла Мариинское женское училище в Екатеринодаре, фактически став первым руководителем заведения, а Феликс Николаевич был главой попечительского совета. Супруги постепенно внедряли в жизнь идею равного образования для детей из различных слоев населения. В женское училище стали принимать девочек из бедных казачьих семей. В объединенной школе выделили 12 бюджетных мест.

Большая стройка

Как выяснила Дарья Томилина, в женском училище преподавали Закон Божий, географию, историю, русский язык, арифметику, чистописание и рукоделие. Занятия вели священник Г. Ивинский (годовой оклад – 50 рублей серебром), надзирательница М. Усова (150 рублей) и учитель Ф. Колпаченко (200 рублей).

– Большим минусом было отсутствие мест для проживания учениц и столовой. Казачество других станиц не определяло девочек на учебу и по факту ежегодно в школе училось не более восьми человек из Ладожской, – говорит исследователь. – В 1871 году было принято решение об упразднении женского училища. Зато в это же время в станице открылась учительская семинария. Предполагаю, что она располагалась в том же здании, где была Вельяшевская школа. Известно, что семинария имела большие сады и мастерскую рядом с основным корпусом. А сады занимали всю территорию современного стадиона и здания школы № 19.

Историк рассказала, что семинария просуществовала вплоть до 1910 года, после чего была ликвидирована. В конце XIX века в станице открылась церковно-приходская школа для детей не из казачьего сословия. Располагалась она на горе, где когда-то находился аттракцион «Колесо обозрения». Здание было деревянным с маленькими помещениями. В отличие от хорошо оборудованных учебных заведений для детей казаков здесь не было даже парт. Занятия проходили за общим столом, вокруг которого стояли лавки. Детям преподавали Закон Божий, грамоту (чтение) и арифметику. За любые оплошности учеников наказывали.

– В связи с ростом населения в начале XX века в Ладожской построили еще три большие школы. В 1904 году появилась «базарная» (сейчас в этом здании Центр компетенций «Ориентир»). В 1907-м построена «восточная» - начальная школа для детей казаков с трехлетним сроком обучения. Позже там находилась спецшкола-интернат № 33, недавно здание было разобрано. Такое же учреждение с трехлетним сроком обучения и исключительно для казачат открыли в 1910 году на западном краю станицы (сегодня это основной корпус школы № 25), – поделилась информацией уроженка станицы. – Центральную школу, располагавшуюся на нынешней улице Комсомольской, возвели в 1914 году. Классные комнаты были рассчитаны на большое количество детей. В учреждение принимали не только мальчиков, но и девочек. Изначально школа была «пятилеткой», а после Великой Отечественной войны срок обучения увеличили до восьми лет. В 2018 году здание снесли.

Что касается станичного дореволюционного образования, остался один неразрешенный вопрос, признается Дарья Томилина. Федор Дергунов в своей книге писал,  что на 1917 год в станице было пять начальных школ, из которых одна железнодорожная. До сих пор никаких подтверждений существования этой школы историк не нашла. Поэтому она продолжит изучать тему просвещения царского периода.

 

Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика