Поженились Николай и Елена в холодном феврале 1955 года. Признались, несмотря на все трудности, которые выпали на их долю, крупных ссор в семье не было. Секретами брака они поделились с корреспондентами «СН».
Родом супруги из одной деревни – Демьянки, что в юго-восточной части Беларуси. В 1941-м Николаю было 11 лет, Елене – всего четыре.
– Когда немцы пришли, местные жители спрятались в лесу. Туда враг не сунулся, потому что уже шли наши солдаты, и тогда начинали обстреливать с воздуха. Услышим гул самолета, спрячемся в кустарники, а пули летят, как дождь. Стихнут обстрелы, выходим из укрытий, – вспоминает Елена Ивановна. – Деревню немцы сожгли, скот перебили. Нечего было ни есть, ни пить. Выживали на картошке и щавеле, его собирали на лугу. Из колосьев, которые мама находила в лесу, варила нам кашу.
Красноармейцы освободили Демьянку в 1943 году, жизнь постепенно начала налаживаться. В 1950-м Николай Иванович ушел в армию. Служил в войсках связи четыре года, а когда вернулся, признался, что сразу и не узнал в красавице Лене ту девчонку, что «бегала под стол».
– Увидел ее на танцах. Черная юбка, белая кофта, да красные сапожки – красавица, – вспоминает Николай Иванович. – Подошел к ней, разговорились. Начали дружить, вскоре и замуж позвал.
Девушке в красных сапожках он тоже сразу приглянулся.
– Такой красивый был – в шинели, – рассказала Елена Ивановна.
Свадьбу сыграли, когда Лене не было и 18 лет. Торжество было скромным, но гуляли, как и положено, всей деревней, а на столе обязательно кисель, жареная картошка и оладьи.
В Беларуси у Андриянченко родились четверо детей. Жили небогато, но не жаловались.
– Для нас было счастьем уже то, что не было войны, над головами не летали вражеские самолеты, был кров и кое-какая еда, – отметила Елена Ивановна.
Беда в семью пришла, когда заболел семимесячный сын. Маму и ребенка оставили в больнице, но даже врачи были бессильны перед недугом – температура не спадала, малыш отказывался от молока и с каждым днем становился слабее.
– Думаю, что наш врач был деревенским. Понимал все, – вспоминает Елена Андриянченко. – Помню, один больной ребенок так раскричался, что все решили, что он умирает, и тогда доктор шепнул отцу мальчика: «Если есть знакомая старушка, приводите. Разрешу ей лечить», и отец помчался за местной знахаркой бабой Федорой. Когда она полечила их младенца, соседки по палате начали настаивать, чтобы и ко мне зашла. Когда баба Федора подошла к моему сыну, то просто погладила его по голове. Утром температура спала, а через четыре дня нас выписали.
О случившемся Елена рассказала своей тете. Та через дочь договорилась со священником о крещении младенца, и через несколько дней таинство состоялось.
– Крестили тайно от мужа. Родители Николая были людьми советской закалки, атеистами и подобное бы не одобрили, – отметила Елена Ивановна.
Супруг улыбнулся.
– Да знал я все, – добавил Николай Иванович.
На Кубань Андриянченко переехали в 1968 году. К этому времени здесь уже жили родители Елены и братья. Поселились в той же станице, где и родные – в Восточной. Николай Иванович устроился связистом в Усть-Лабинский эксплуатационно-технический узел связи, Елена Ивановна – в колхоз на полевые работы.
У Андриянченко четверо детей, восемь внуков и восемь правнуков. В свои 95 лет Николай Иванович по-прежнему остается добрым весельчаком, а Елена Ивановна – строгой, но такой же красавицей, как и многие десятилетия назад. О прожитых годах вспоминают с улыбкой.
– За 70 лет ни разу серьезно не поссорились, но были, конечно, разногласия. Чтобы построить крепкий брак, убеждена, нужно, чтобы хотя бы один из супругов был мудрым и понимающим. Тогда будет и мир в семье, – заметила Елена Ивановна.
ИНТЕРЕСНО
Благодатной (благодарной) свадьбой в российских традициях называют 70-летнюю годовщину брака. Это тот свадебный юбилей, когда бросают взгляд в прошлое и понимают, любовь, посланная небом – это благодать и истинное счастье. И благодарят Бога за это.