Идея пригласить на встречу с юнкорами «СН» председателя литературного объединения «Тополя» Николая Иванова родилась после общения с одним из местных авторов, который уверен, что сегодня молодые люди не интересуются поэзией. Известный усть-лабинский поэт считает, что это не так. В результате получился разговор о юношеском максимализме, формировании мировоззрения молодых авторов и в том, как противостоять цинизму современного мира.
– Интересна ли поэзия сегодня молодым устьлабинцам?
– Да, но говорю это не как председатель районного литобъединения, а как активный пользователь поэтических сайтов. Возьмем, к примеру, популярный у авторов сайт Стихи.ру. Молодых усть-лабинских поэтов там много. А вот на заседаниях нашего литобъединения их мало. Почему? Во-первых, вся жизнь молодежи сосредоточена в Интернете. Им быстрее и проще опубликовать стихи в Сети, чем идти в литобъединение. А во-вторых, не все подростки и молодые люди готовы услышать анализ своего творчества – на наших заседаниях такой «разбор полетов» обязателен. Максимализм юности не приемлет критику. Но я и сам был категоричен, когда речь шла о правках в стихах. Помню, в классе шестом или седьмом газета в Ленинградской области, где я тогда жил, опубликовала мое стихотворение, посвященное рано ушедшему из жизни отцу. Редактор в нем поменял всего одно слово, но я был возмущен. Вместо «…сиротской головой» в газете вышло «…вихрастой головой». На мой вопрос, зачем он так сделал, ведь я писал, как сын, потерявший отца, редактор ответил: «Так я расширил аудиторию читателей! Ведь писал же ты не для себя?» Знаете, я до сих пор не могу ответить на вопрос, для кого вообще мы, поэты, пишем: для себя или для читателей.
Да, не часто стихи молодых устьлабинцев попадают на страницы газеты, но вины авторов в этом нет. Скорее, это недоработка взрослых авторов. Порой забываем, что именно в юности начинающему поэту нужна поддержка и стимул творить дальше в виде публикаций первых стихотворений. В литературных кругах района хорошо известны имена Алены Павловой, Анны Терентьевой, Татьяны Червонной, Екатерины Герасименко, Дарьи Василенко. В разное время они пришли на заседания литобъединения «Тополя», которые проводятся в городской библиотеке каждое последнее воскресенье месяца в 10 часов.
– О чем пишут стихи молодые авторы?
– Девчонки и мальчишки помладше пишут о родителях, семье, подростки, конечно, о неразделенной любви. У молодых авторов на первый план выходит социальная лирика, протестная. И чем старше становится поэт, тем больше «Почему?» и «Зачем?» появляется в его произведениях. Это не хорошо и не плохо. Это естественное развитие взрослеющего поэта, чей мир становится шире.
– Поэт – всегда романтик. А мир сегодня циничен. Каким же должен быть автор?
– Поэтов сегодня многие считают белыми воронами, чудиками. Но что чудного в человеке, который может гладко выразить свою мысль на бумаге? Ведь красота в строчках приятна. Да и как не владеть родным языком? Или это под силу только белым воронам? А может, белые вороны – это как раз те, кто зря посещал школу и ничего полезного для себя не вынес из ее стен?
Стоит ли молодому автору реагировать на такое предвзятое отношение к своему творчеству? Слукавил, если бы посоветовал не обращать внимания. Реагировать надо, но отстаивать свое право на самовыражение в стихах.
На цинизм, царящий сегодня, стоит отвечать стройностью мысли, а этого без упорных занятий стихосложением, чтения классики не добиться. Так что поэту надо быть и литературоведом, и психологом, и историком. Одним словом, разносторонней личностью.
– Что дает молодежи увлечение поэзией?
– Это расширяет кругозор автора, ведь невозможно писать о том, в чем ты не компетентен. А еще поэзия формирует мировоззрение молодого человека и заставляет его задуматься о причинах происходящего. Убежден, что не возьмется за перо человек, который равнодушен к миру и людям. Сочинительство учит грамотно и стройно выражать мысли.
– Как Вы стали поэтом?
– Поэтом себя не называл ни разу. Не от скромности, а от понимания того, что Поэт – это уже классик, гений. Таких – единицы на столетия. А я просто человек пишущий, но мне радостно, что это интересно другим.
Помню, что писать начал от обиды на то, что необходимо было выучить стихи к уроку литературы. Что же это за издевательство над личностью, думал я? Учи и учи! Значит, кто-то там настрочил, а мне мучайся? Сел я на балконе, чтобы никто не мешал, и давай сочинять. Буквы выводил, как никогда, старательно. А почерк у меня, мягко говоря, не очень. Пыхтел-пыхтел и исписал весь лист. Читаю гордый. Ну, думаю, вот вам поэзия! Только с каждой строчкой оптимизм мой улетучивался. Слова вроде бы правильные и знакомые, а получается бессмыслица. Но со временем поднаторел в сочинительстве.