Усть-лабинский преподаватель ввел новый метод обучения. Он исполняет ученикам оперные партии и хиты популярных певцов
О том, что в третьей городской школе появился учитель музыки, выступавший на одной сцене с артистами театра «Геликон-Опера», журналисты «СН» узнали на учительском турслете. Тогда в центре детского отдыха «Тополек» Евгений Смирнов подготовил несколько оперных партий, которые исполнил под овации удивленных коллег.
А его ученики с радостью и интересом ходят на уроки музыки. Несмотря на небольшой профессиональный опыт, 28-летнему учителю удалось сделать свои занятия увлекательными для подростков. Он же уверен, что обучение музыке не только развивает, но и к лучшему меняет характер человека.
Музыка сопровождала его с самого детства. Но свое увлечение мальчик старался не афишировать, стеснялся реакции сверстников. Родился и вырос Евгений на Сахалине, поэтому первым «слушателем» его вокальных экспериментов было… море.
– Я приходил на берег бескрайнего Охотского моря и пел, – рассказывает Евгений. – В эти минуты, кажется, был самым счастливым человеком, потому что находился в гармонии с природой и самим собой. Пение, как никакое другое увлечение, дает чувство умиротворения и спокойствия.
Красота морских пейзажей подтолкнула молодого человека к изучению экологии родного края. В числе 20 сахалинских подростков он стал учащимся экошколы «Зеленый остров». Уникальный образовательный проект так увлек подростка, что на время музыка отошла на второй план.
– Я поступил в университет на биологический факультет и всерьез планировал заниматься наукой, – признался Евгений. – Но встреча с педагогом по вокалу Элеонорой Машениной оказалась судьбоносной. Мы стали много и упорно заниматься, и к четвертому курсу я понял, что только музыка – мое будущее.
В 19 лет молодой талант попадает на свой первый большой вокальный конкурс «Открытая Европа» и возвращается с победой. Новичок, не имеющий музыкального образования, произвел фурор. И пока жюри гадало, откуда в парне столько артистизма и мастерства, Евгений принял решение учиться музыке профессионально.
– После конкурса вместе с педагогом мы заехали в институт культуры в подмосковных Химках, – вспоминает усть-лабинский педагог. – Там случайно стал свидетелем репетиции оркестра. Услышал его живое звучание, походил по аудиториям и влюбился в атмосферу вуза. С того момента все мысли были о поступлении в творческое учебное заведение.
В 2011 году Евгений едет в Сочи на конкурс «Золотая пальма» и завоевывает Гран-при. После его выступления члены жюри из Краснодарского института культуры поинтересовались планами победителя. И он признался, что мечтает учиться академическому вокалу. Получив приглашение поступать в Краснодар, Евгений забирает документы из сахалинского вуза и переезжает на Кубань. Пройдя прослушивание, он становится студентом консерватории Краснодарского университета культуры и искусств.
Здесь первокурсник Смирнов встретился с Сергеем Гиваргизовым. Заслуженный артист России, профессор, а в прошлом худрук Мурманской филармонии стал для Евгения настоящим наставником.
– У меня за плечами не было даже музыкальной школы, но Сергей Гиваргизов дал такие знания теории музыки, что я без труда восполнил все пробелы. Он стал для меня образцом музыканта и человека: интеллигентный, эрудированный, с чувством такта и огромным багажом знаний – только успевай впитывать. Даже когда он ушел из вуза, общаться мы не прекратили. Мэтр набрал новый коллектив в Центре национальных культур, куда пригласил и меня.
После ухода педагога из института Евгений сменил направление и перевелся на кафедру дирижирования факультета музыкальной педагогики. Окончив учебу, получил возможность работать школьным учителем музыки.
У наставника Евгений перенял и главный принцип педагога: умеешь – научи другого. Стаж работы в школе у молодого учителя небольшой, а вот авторитет у школьников он завоевал. Уроки музыки Смирнова популярны и у малышей, и у старшеклассников. Как говорит сам Евгений, он стремится общаться с детьми на понятном им языке.
– Мне трудно нащупать грань между учителем и другом, но, думаю, наладить контакт с учениками получается, – рассказывает Евгений. – Многие подростки не считают музыку серьезным уроком. Моя задача сделать занятия нескучными. Рассказываю о каком-то известном исполнителе и тут же пою что-нибудь из его репертуара. Педагог уверен, что музыка и вокал способны изменить характер человека, его привычки. В детстве Евгений был задирой и легко лез в драку. Но чем больше занимался музыкой, тем терпимее становился. Говорит, все потому, что музыка учит сосредоточенности и формирует характер.
– У меня даже режим дня поменялся, когда всерьез занялся вокалом, – рассказывает Евгений. – Голосу нужны внимание, его надо беречь. Это инструмент музыканта, как рояль или скрипка. Без точной настройки не зазвучит. Дыхательная гимнастика, распевки, репетиции – все в определенное время, и так изо дня в день.
В свободное от работы время Евгений готовится к вокальным конкурсам и не оставляет надежду выйти на большую оперную сцену.
– И учеников своих так настраиваю: мы не знаем, выпадет ли нам счастливый билет и получим ли мы шанс реализовать мечту, но чтобы это стало реальностью, надо всегда быть готовым к своему звездному часу.