Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Наталья Ипатова: "Мы перестали слышать своих детей"

Рубрика: Люди
15:23, 29 Марта 2018
Старшая группа ансамбля «Фейерверк» исполняет танец «Ах, вы сени». 2013 год.

За 30 лет работы с детьми руководитель усть-лабинского образцового художественного хореографического ансамбля «Фейерверк» Наталья Ипатова утвердилась во мнении: успех ребенка всецело в руках взрослого, но в то же время ни один родитель не вправе вершить его судьбу. Острей всего проблемы отцов и детей встают, когда речь идет о творчестве, уверена Наталья Ипатова.

Формируя характер

– Что дают ребенку или подростку занятия танцами, кроме общефизической подготовки?

– За 5-10-минутной постановкой, которую видит зритель, стоят недели, а иногда и месяцы кропотливой репетиционной работы. Поэтому прежде всего занятия танцами развивают физически. Но одновременно идет эмоциональное и волевое развитие. Не все и не всегда у ребенка, особенно начинающего осваивать хореографию, получается с ходу. Приходится отрабатывать движения многократно, закрепляя их до автоматизма. А это  формирует характер, ведь без упорства ничего не получится.

Танец помогает вырабатывать мотивацию у ребенка. Помню себя на первых занятиях: я горела сценой, хотела видеть восхищенные взгляды зрителей, а приходилось часами репетировать – ни тебе огней софитов, ни аплодисментов. Но стоило после первого удачного выступления ощутить магию сцены, поняла, что чем больше репетиций, тем лучше получается танец. С того момента любые трудности в обучении воспринимались не как препятствие к сцене, а как ступеньки длинной и крутой лестницы, ведущей к ней. Кроме этого общение в коллективе раскрепощает «зажатых» ребят, а занятия по истории танца расширяют кругозор.

– Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы остаться в творчестве?

– В любом творческом коллективе есть естественная убыль воспитанников. Из каждого набора человека два-три отсеиваются. Если ребенок целеустремленный и мотивированный, у него получится добиться результата. Конечно, важны и природные данные. Так было и с моей младшей дочерью. Анна росла худенькой девочкой, но артистичной и волевой. Вначале я поставила ее в «третью линию», то есть максимально дальше от зрителя. Кто танцевал, поймет, что это не самая выигрышная позиция для артиста. Это так задело ее, что дочь с удвоенными силами стала работать на репетициях, чтобы исполнять сольные партии. Этого детского запала, той самой мотивированности, ей хватило на все годы занятий. Я, конечно, могла бы, как мать, сделать ей протекцию и сразу поставить на «первую линию», ведь природные данные были хорошие, но как педагог не имела на это права. Я видела огонь в ее глазах, горячее желание расти и развиваться и была уверена, если эта влюбленность в танцы не пройдет, она добьется хороших результатов. Сегодня Анна – артистка шоу-балета «Премьера». И таких примеров среди выпускников «Фейерверка» немало. Есть ребята, которые так же, как и моя дочь, окончили хореографические училища и вузы. Перед Новым годом получила письмо от одного воспитанника, который сейчас служит в армии. Он писал, что занятия хореографией помогают ему… на плацу. Развитое на занятиях танцами чувство ритма помогает чеканить шаг.

На репетициях Наталья Ипатова требует от воспитанников дисциплины.

 Из «середнячка» в «звездочку»

– А стоит ли продвигать ребенка, у которого нет задатков к танцу?

– За 30 лет, что занимаюсь хореографией с детьми, знаю немало случаев, когда из обычного «середнячка» ребенок вырастал в настоящую «звездочку». Поэтому говорить однозначно, что если нет природой данных качеств, не стоит и начинать танцевать, а уж тем более мечтать о карьере, не могу. Не это должно двигать родителями, когда они задумываются об увлечении своего ребенка. Все, что мама и папа могут сделать, – это показать ему разнообразие занятий, а выбор все же стоит оставить ребенку.

– Если ребенок танцует в ансамбле, как ему проявить свою индивидуальность? Ведь он не солист, а часть большого коллектива, который должен работать как единый организм.

– В этом и прелесть танца. Даже находясь в коллективе и строго следуя рисунку танца, твои мимика, твой взгляд,  осанка «цепляют» зрителя, и тогда он следит именно за тобой. Во время танца каждый исполнитель выходит на вожделенную «первую линию», так что остаться в тени и не раскрыть свою индивидуальность не получится.

– Всегда ли жесткость в характере педагога – синоним успешности его воспитанников?

– У меня три главных требования к воспитанникам на репетициях: дисциплина, порядок и работоспособность. Соблюдай их, и мне никогда не придется повышать на тебя голос, говорю я ребятам. 

– А приходится ли худруку танцевального коллектива брать на себя функцию психолога и давать родителям советы по воспитанию детей?

– Психологом художественный руководитель быть обязан, а вот навязывать свои методы воспитания – нет. Считаю, что я вправе лишь советовать и только тогда, когда об этом меня попросили сами родители. Систематические занятия в коллективе выравнивают, вытягивают детей на один эмоциональный уровень. Активный или пассивный ребенок – в начале занятий не важно. Если он остается в танцах, то принимает «правила игры» и вынужден контролировать свои эмоции.

Выбор за ребенком

– Даже в небольшом Усть-Лабинске немало танцевальных школ и направлений. Как выбрать танцевальный кружок или ансамбль для сына или дочери?

– Ориентируйтесь на своего ребенка. Если у него не лежит сердце, например, к народным танцам, не мучайте его понапрасну, есть другие современные направления. Хороший способ выбрать – прийти на пробное или открытое занятие, отчетный концерт. Главное, прислушаться к мнению ребенка после всего увиденного.

– Правы ли родители, которые считают, что хореография не может стать профессией для их ребенка, и всячески отговаривают его от поступления в профильные вузы?

– Конечно, нет. Мне самой пришлось в свое время столкнуться с непримиримой позицией родителей, когда захотела поступать на хореографа. Родители были далеки от творчества: мама – продавец, папа – сварщик, поэтому всерьез мое желание пойти в сферу культуры не восприняли. Много лет прошло прежде, чем они приняли мой выбор.

Взрослые разучились слышать детей. Мы ставим во главу угла материальные блага, забывая, что не только финансовое благополучие – гарант счастья наших детей. Иметь работу, которую по-настоящему любишь, такая же ценность, как здоровье и лад в семье.

Когда обе дочери выбирали для себя профессии из сферы культуры (старшая - музыкант, младшая – артистка шоу-балета), мы с супругом поддержали их: в глазах каждой светился огонек счастья. Просто задайте себе вопрос: «А вы хотите увидеть этот огонек счастья в глазах своих детей?» Ответ, думаю, очевиден.

 

 

Виктория Гостева
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
Общественно-политическая газета Усть-Лабинского района Краснодарского края для читателей 12 лет и старше (12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика