Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

В коррекционной школе № 29 учеников учат реализовываться в жизни

Рубрика: Образование
17:16, 10 Марта 2020

В феврале свой 40-летний юбилей отметила специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 29 города Усть-Лабинска. Учреждение имеет богатую историю. В основном корпусе 1917 года постройки когда-то располагалось графское домовладение, а в помещениях, где ныне находятся администрация школы и столовая – конюшни. А вот левое и правое крыло учебного здания были пристроены только в 1980 году. Но главными хранителями истории и традиций школы является педагогический коллектив.

Сохраняя традиции

Коррекционная школа-интернат открылась 21 февраля 1980 года после того, как в районе назрела проблема нехватки подобного учреждения. Ученики с диагнозом «умственная отсталость» требовали индивидуального подхода и специальной программы обучения. В общеобразовательных же школах нагрузка для ребят с особенностями развития была слишком велика. В итоге школьники серьезно отставали от сверстников в успехах по предметам и часто подрывали дисциплину на уроках. Для помощи в учебе и социализации ребятам требовались занятия с психологом, дефектологом и олигофренопедагогом. Но такие специалисты были в диковинку. В итоге муниципалитет принял решение о создании в районе коррекционной школы.

Первоначальный контингент учащихся в ней составил 30 человек. Первым директором стала Вера Зузулина. Вместе с ней в учреждении приступили к работе заместитель директора Раиса Кручинина, педагоги Людмила Полетаева, Людмила Иванова и Мила Лысенко, а также медсестра Лидия Епифанцева. Уже к началу нового учебного года школа насчитывала около 60 учащихся и 15 учителей и воспитателей. Школа- интернат просуществовала до 1991 года, став после этого коррекционной школой с продленным днем.

За период деятельности коррекционной школы № 29 ее также возглавляли Александр Малеванный, Мария Савченко, Ольга Гогуева. Несколько лет обязанности директора исполняла Людмила Полетаева.

С 2016 года директором учреждения является Владлена Оганова, до этого семь лет работавшая в заведении педагогом-психологом.

– Сегодня наша главная задача – идти в ногу со временем, ведь современная жизнь требует и новых условий обучения, поиска эффективных методов и форм, творческого подхода и креатива, – говорит руководитель. – Ученический состав, конечно, непростой, но все равно наши дети для нас, как и в семье, самые лучшие. Они поют, занимаются музыкой и танцами, увлекаются спортом, искусно мастерят поделки, рисуют, занимают призовые места в районных и краевых мероприятиях. Так что мы ими гордимся. Секрет успеха – в адаптированной упрощенной для понимания ребенка программе и работе педагогов-дефектологов, сразу выявляющих любые отклонения от нормы в поведении ученика и его восприятии предмета.

Что касается коллектива, то такого единения и теплоты редко где встретишь. Все стараются помочь и поддержать друг друга, особенно молодого специалиста. Уже заметила, останется ли начинающий педагог трудиться в коррекционной школе и дальше, во многом зависит от первого года его работы. Если адаптировался, то школа станет частью его жизни со своими традициями, которых у нас много. Например, конец каждого учебного года мы обязательно отмечаем коллективом выездом на природу или в какие-то интересные места. Не забываем и про пенсионеров. Бывших сотрудников всегда приглашаем поучаствовать в школьных праздниках, ведем с детьми подшефную работу с ветеранами труда.

По правилу любви

Несмотря на солидный возраст школы, более 50 процентов учителей работают в ней с момента основания. Учитель математики Ольга Прудникович – одна из тех, кто прошел все этапы развития учреждения. Стаж ее деятельности в коррекционном заведении – 39 лет. До этого молодой специалист успела поработать учителем начальных классов в городской школе № 5, а в 29-й стала воспитателем. Признается, что первое время испытывала шок от общения со своими подопечными.

– Ребята – хулиганистые и непослушные, часто их поведение было непредсказуемо, – вспоминает Ольга Семеновна. – Первое время спасало и помогло набраться опыта то, что детей было немного. У нас работало всего три класса. В каждом – учитель, по два воспитателя и учителя-предметники. Адаптироваться пришлось около трех месяцев. Но я по гороскопу овен, поэтому очень упряма и обратной дороги для меня не бывает. Даже интерес появился к преодолению трудностей. Завуч Раиса Кручинина, вводившая новичков в профессию коррекционного педагога, всегда руководствовалась одним правилом: детей надо просто полюбить. До сих пор в своей работе следую этому принципу. Пожалуй, в массовую школу уже и сама бы не вернулась – настолько прикипела душой к своим непосредственным ученикам.

Будучи воспитателем, уходить со смены приходилось поздно, пока не уложишь подростков спать и окончательно не передашь их в ведение няни. Чтобы озорники уснули быстрее, шли с коллегами на любые ухищрения и даже пели им колыбельные. Начинался ночной репертуар с песен «Пропала собака» и «Кот-мурлыка», а на финал оставляли украинские народные, которые хорошо знала напарница. Потом на цыпочках выходили из спальни. В такие моменты чувствовала, что будто дарю оторванным от семьи ребятам часть материнского тепла.

Как и у любого педагога коррекционной школы, основная форма урока у Ольги Прудникович - это игра. Педагог старается, чтобы ее урок математики всегда проходил весело и непринужденно, постоянно придумывает новые занимательные задания.

Примером в урегулировании конфликтов с родителями для многих членов коллектива долго время оставалась директор Мария Савченко, возглавлявшая школу с 1990 по 2010 годы. В ней не было жесткости, но она умела мастерски найти подход к любому человеку. Бабушка одного мальчика постоянно приходила разбираться с учителями по каждому вопросу. Когда она в очередной раз явилась в кабинет директора со скандалом, та просто встала и посадила ее в свое кресло: «Давайте, - говорит, - поменяемся ролями. Я буду – бабушкой, а вы – директором, у которого еще 100 таких же озорников. Как вы поступите?» После этого женщина устраивать скандалы перестала и до сих пор при встрече вспоминает о бывшем директоре с уважением.

Уроки жизни

Для учителя русского языка и литературы Софии Ходиной, проработавшей в 29-й школе 27 лет, коррекционное учреждение тоже стало местом получения богатого педагогического опыта.

- Дети, обучающиеся здесь, сильно отличаются от учеников в обычной общеобразовательной школе, и этим интересны, - говорит руссовед. – А я люблю нестандартные формы работы. На уроках нужно быть большой выдумщицей, потому что у ребят низкие когнитивные способности и возможности восприятия материала. Чтобы подростка заинтересовать темой урока, нужно напрямую связать ее с жизнью, создать интригу, объяснить, почему и для чего ему это пригодится. Если в общеобразовательной школе учитель может вначале изложить материал, а потом задавать вопросы, то принципиальная позиция нашего обучения: сначала вопросы, а потом объяснение.

Например, при изучении сложных слов можно на плакате показать ребятам вначале одну часть слова, потом – другую, и лишь после гласную, которая их соединяет.

Отдельная тема – ученические изложения и сочинения. Здесь можно наткнуться на настоящие «шедевры». Но моя задача – прежде всего, найти в тексте авторские мысли школьника. Если подросток смог выразить собственное мнение хотя бы в двух-трех фразах, это уже хорошо.

По словам педагогов коррекционного учреждения, ученики даже со сложными диагнозами могут успешно адаптироваться в жизни. Поэтому главная задача специалистов – не просто давать знания, а развивать и направлять воспитанников. Такая работа приносит свои плоды: многие выпускники поступают в техникумы края и потом реализуют себя в рабочих профессиях: штукатура-маляра, швеи, парикмахера. Кто-то окончил и высшие учебные заведения и сегодня трудится в правоохранительных органах и области архитектуры. Успешную социализацию бывших воспитанников учителя школы № 29 считают лучшей наградой за свой труд.

 

 

Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика