Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Этот день
вы приближали как могли

Рубрика: Люди
11:02, 12 Мая 2020

Победа ковалась и на передовой, и в тылу

75 лет - огромный срок. Время отняло у нас большую часть ветеранов. Дети войны тоже стали уже глубокими стариками. У каждого из них трудная судьба. Их можно назвать подранками, опаленными пожаром войны. С таким человеком нас случайно столкнула судьба в Интернете, где были размещены трогательные фотографии дедушки и внучки. На снимке 11-летняя школьница из Братского нежно обнимает деда Григория Максимовича Пышнограева. Зрелая мудрость и наивная юность, а между ними – искренняя нежность и забота. Эта связь поколений символична. И пока она существует – стоять России нерушимо.

Трудное детство

Григорий Пышнограев родился в 1931 году. В шестилетнем возрасте лишился матери. С отцом остались два мальчика и две девочки, младшей из которых было шесть недель от роду. Семья переехала из Воронежской области на Кубань сначала под Абрау-Дюрсо, а потом в хутор Гунькин Усть-Лабинского района. Отец работал в колхозе, а Грише пришлось присматривать за сестренками, нянчить младшую Верочку. Ровесники мальчика пошли в школу, а он оставался дома с малышами. Семья жила скудно, хотя у детей появилась мачеха. Грише пришлось вместо школы пойти на работу в колхоз. Перед началом войны отца забрали на переподготовку в Крым, а оттуда – прямо на фронт. Дети остались с мачехой. 22 июня 1941 года родилась еще одна сестренка. Гриша и брат Ваня были кормильцами. Какая уж тут учеба? Но читать Гриша научился сам и очень пристрастился к книгам. А вот писать не умел.

Мужание

Григорий Максимович помнит, как в хутор вошли немцы. По их улице они шли пешим строем, ни в одну хату не заходили. На другой улице слышалось стрекотание мотоциклов и гул танков. Полгода оккупации вспоминаются как череда серых, голодных и холодных дней. Спали дети на земляном полу, застеленном сухой травой осоки. Ни одежды, ни обуви, ни еды не было. Хотя перед самой оккупацией они неожиданно стали богачами. Отступающие части Красной армии шли через хутор три дня. Колхозники угоняли от фашистов стада коров, овец, лошадей. Коровы мычали недоеные. Женщины кидались сдоить молоко хоть в подойник, хоть на землю, чтобы облегчить бедным коровенкам боль. Тут мачеха и догадалась попросить корову. Неожиданно ей отдали хорошую, удойную. Вскоре они получили 12 овец и лошадь. Невиданное богатство! Но немцы отобрали овец и лошадь. К счастью, осталась корова, благодаря которой все дети и их мачеха выжили.

В конце января 1942 года к хутору подошли части Красной армии. Из станицы Ладожской с горы просматривалась закубанская равнина. Оттуда стали бить пушки в сторону хуторов. Снаряды летели с воем, взрывы грохотали так, что дребезжали стекла в оконцах хат. Было жутковато, но радостно. Наши идут!

После освобождения Гриша снова стал работать возчиком на быках, а потом заправщиком и прицепщиком при тракторах. В колхозе было два механизатора из Сибири. У них была бронь. Однажды тракторист, подгоняя машину для прицепления комбайна, не справился с управлением. Он крикнул Грише:

– Прыгай!

Гриша прыгнул, но ноги попали под колесо. Кости остались целы, а мягкие ткани сильно повредило от передавливания. Пролежал полтора месяца в больнице станицы Ладожской. После этого смог работать только на охране арбузного поля, а позже пастухом.

Вернулся отец

Отец Гриши Максим Николаевич Пышнограев воевал на Украине, был ранен и попал к немцам. Фашисты гнали пленных этапом через украинское село. Вдруг одна женщина кинулась к Максиму Николаевичу, который от кровопотери и слабости уже едва шел. Она сказала, что это ее муж и упросила отпустить его. Фашисты, видимо, решили, что он не жилец, махнули рукой на доходягу. Женщина выходила его, поставила на ноги, подкормила. Когда село было освобождено, Максим Николаевич вновь встал в строй. Он был артиллеристом. Со своей батареей дошел до Берлина, имел награды, 75 благодарностей и благодарственное письмо Сталина.

После демобилизации в 1945 году Максим Николаевич ехал домой к своим детям, которых не видел четыре года. В станице Ладожской он встретил знакомого, который сказал ему:

– Твои дети? А их нет в хуторе. Их давно в детский дом забрали. Они теперь неизвестно где.

Потрясенный Максим Николаевич стоял в растерянности. Возникла мысль поехать в украинское село к той, которая спасла от смерти. Нет. Он должен сам все увидеть, убедиться, хотя бы узнать, куда увезли детей. Какова же была радость, когда он вошел во двор, а из хаты выбежали его подросшие дети.

Армейские будни

Закончилась война. Вернулся отец. Казалось бы, можно и в школу пойти. Но Грише было уже 14. Садиться за парту с первоклассниками? У него уже трудовой стаж четыре года, а страна лежит в руинах после войны, и колхозу руки позарез нужны. И снова потекли рабочие будни, тяжелый колхозный труд от зари до зари. Звали в комсомол, но задача написать заявление была для Гриши непосильной. Исполнилось 18 лет, пришла первая повестка в армию. Взяли, довезли до Армавира, но, обнаружив, что новобранец ни дня не учился в школе, вернули назад. То же случилось и после второй повестки. Вернули и обязали посещать вечернюю школу. По требованию Ладожского военкома Гришу приняли в школу среди учебного года. Он сходил на занятия четыре дня и... пришла третья повестка. Из школы дали справку, что он посещал четыре дня. Очевидно, в канцелярии по ошибке посчитали, что он посещал четыре года, потому что на этот раз вопреки закону в апреле 1952 года его взяли в возрасте 21 года во внутренние войска на охрану важных объектов. Во время полевой учебы оказалось, что Гриша лучше всех обращается с гранатой, собирает и разбирает автомат, и его поставили командиром отделения. Вскоре всю роту перевели в другую часть. Спросили, кто хочет поступить в школу. Григорий пожелал. Сказали собираться, причем брать с собой все вещи, матрас и постельное белье. Оказалось, что речь идет о школе младших командиров, куда неграмотных не брали. Снова перевод в новую часть, на этот раз на Кольский полуостров. Появилась возможность, и командир роты устроил Григория в школу, где он за три месяца прошел весь курс начальной школы, научился хорошо писать. После смерти Сталина часть отправили для продолжения службы в Монголию. Это были уже не внутренние войска, а строительный батальон. Строили железную дорогу Москва – Пекин, дома, школы, клубы, вокзалы. Григорий освоил разные специальности, научился читать сложные чертежи. Будучи рядовым, он занимал должность командира отделения столярной мастерской, командовал более старшими по званию. В Монголии военным платили тугрики. Рядовые получали 40 тугриков, а Григорий по должности 140. К тому же он не курил и вместо табака получал 2 кг сахара в месяц. В итоге Григорий, прослужив почти четыре года, демобилизовался в 1956 году и привез домой два чемодана отрезов и одежды на приданое сестренкам.

Созидатель

После возвращения стал работать в колхозной строительной бригаде, и сразу стал заготавливать саман для собственного дома на выделенном ему участке. В 1957 году женился на красавице-украинке Валентине Черняк. Она тоже была мастерицей на все руки. Вместе они построили сначала хатку, а потом и большой красивый дом, вырастили троих замечательных детей, всю жизнь проработали в колхозе «Восток».

У Григория Максимовича официальный статус труженика тыла. Он награжден медалью за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны и пятью юбилейными медалями в честь победы над фашизмом. 89-летний Григорий Пышнограев живет под девизом: когда мы работаем – мы созидаем, когда не работаем – проедаем. Те же принципы он привил детям и внукам. Такие люди, как Григорий Максимович – это надежное плечо, на которое испокон веков опиралась Россия.

 

Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика