Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Как протекала жизнь редакции районки в середине XX века

Рубрика: Люди
09:18, 11 Августа 2020

К 90-летнему юбилею «СН» продолжаем собирать воспоминания и сведения о бывших сотрудниках газеты, внесших весомый вклад в развитие районного издания. Сегодня наш рассказ об одном из первых редакторов тогда еще «Советской Кубани» Михаиле Прокофьевиче Тарасенко.

Увлеченный печатным словом

Руководить районной газетой Тарасенко довелось всего восемь лет – с 1951 по 1959 год. Михаил Прокофьевич был из тех людей, кто, как говорят, «сгорел на работе». Ушел из жизни он рано, в возрасте 41 года, 23 марта 1959 года. Но успел запомниться коллегам и друзьям неуемным творческим задором, железной выдержкой и человеколюбием. Специалисты, которым довелось трудиться с Михаилом Тарасенко, убеждены: такую дружную и теплую атмосферу, царившую в период его работы в редакции, сложно найти в любой другой организации.

Официальных сведений о бывшем редакторе сохранилось немного. По некрологу, напечатанному в «Советской Кубани» в номере от 24 марта 1959 года, и воспоминаниям дочери Людмилы Михайловны Тарасенко нам удалось собрать небольшую биографическую справку.

Как следует из архивной заметки, Михаил Тарасенко родился 23 марта 1918 года в украинском селе Егоровка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в семье крестьянина-середняка. Мальчик был одарен от природы: успешно учился в школе, хорошо рисовал и писал стихи. Он рано остался без отца, поэтому после окончания школьного обучения в 1934 году пошел работать табельщиком Ново-Каракубской МТС. В это же время проявляется и его интерес к печатному слову – юноша становится внештатным корреспондентом районной газеты «Социалистическое наступление». В 1935 году он проходит обучение в школе табельщиков-нормировщиков при Донецком облзо и возвращается в Ново-Каракубскую МТС в качестве нормировщика.

В 1938 году молодой журналист переходит в редакцию районной газеты на должность литературного сотрудника. Но работу приходится прервать в 1939 году из-за призыва в ряды Красной Армии. Вначале рядовой красноармеец, а затем заместитель политрука роты Тарасенко честно выполняет свой воинский долг перед Родиной, за что был отмечен боевыми наградами.

С 1943 по 1945 год Михаил Тарасенко – курсант Ленинградского училища МВД, после окончания которого с отличием был направлен в Читинскую область на советско-китайскую границу и назначен заместителем начальника пограничной заставы. В 1946 году его переводят в редакцию газеты «Пограничник Забайкалья» в качестве инструктора редакции. В 1947 году Михаил Прокофьевич демобилизуется из армии по состоянию здоровья.

Прибыв после демобилизации в Усть-Лабинск, Тарасенко работает в райкоме партии в отделе пропаганды, затем – заведующим партийным кабинетом. А в 1951 году решением пленума РК КПСС утвержден редактором районной газеты «Советская Кубань».

Судьбоносная практика

Воспоминаниями о Михаиле Тарасенко поделилась его дочь

83-летняя Мария Волкова – одна из немногих коллег Михаила Тарасенко, кто сегодня может вспомнить о жизни редакции в 1950-е годы. С 1955 по 1958 год Мария Петровна работала в «Советской Кубани» машинисткой. Об этой должности женщине до сих пор напоминает первая запись в трудовой книжке. До этого без официального оформления 17-летняя Маша успела поработать на кирпичном заводе и птицекомбинате. Труд на предприятиях был тяжелый, справиться с непосильной физической нагрузкой хрупкой девушке было сложно. Узнав о курсах машинописи в Краснодаре, Мария записалась туда вместе с подругой. А после окончания обучения принялась искать, где пройти месячную практику.

– Иду по улице и думаю, в какую организацию мне обратиться. Прошла контору электросетей, прокуратуру. Но зайти туда так почему-то и не решилась. Уверенность почувствовала, оказавшись перед зданием редакции «Советской Кубани», – рассказывает устьлабинка. – Поднялась и зашла в кабинет редактора. Несмотря на то, что мы жили на одной улице недалеко друг от друга, до этого ни разу не пересекались. Поздоровавшись, спросила, можно ли здесь попрактиковаться. В ответ он приятно улыбнулся, сразу расположив к себе какой-то искренней теплотой, будто давний старший товарищ: «А почему бы и нет? Конечно, можно». В этот же день мне доверили печатную машинку и дали в набор первые документы.

Печатала я грамотно, быстро и всеми пальцами, как и положено хорошей машинистке. Но при работе с редакционными текстами пришлось столкнуться с множеством трудностей. Например, обязательное требование: в строке на бумаге должно быть ровно 54 знака без лишнего места и с грамотным переносом слова. Это было необходимо для печатников в типографии. Все статьи корреспондентов проходили через мои руки. И здесь тоже возникали свои нюансы. Журналисты писали вручную чернилами. Почерк некоторых приходилось внимательно разбирать. Допустим, тексты Василия Золотова, который писал левой рукой мелко и с наклоном, нужно было чуть ли не расшифровывать. Вникать в суть печатаемого времени не оставалось. Все шло в срочном режиме: статью сокращают или дополняют и заново отдают в печать.

В конце дня спина от долгого напряжения болела. В качестве дополнительной нагрузки поступали документы из райкома партии. Сложность придавали три выбитые клавиши на машинке. Буквы заедали, и если вовремя не исправить, слова получались с ошибкой. Однажды отдала редактору набранную статью. Смотрю – он начал читать и меняться в лице. А потом повернулся к сидящему в кабинете корреспонденту Николаю Пицыку и разразился оглушительным смехом: «Вот это Маша! Вот это дает!» Что за казус я допустила при печати, так и не поняла. Из интереса потом вытащила из урны лист, но на нем все было тщательно зачеркнуто.

С семейным теплом

По воспоминаниям Марии Волковой, районная газета в 1950-е годы состояла из четырех полос, выходила три раза в неделю и стоила всего две копейки. Свежие номера помещали для чтения посетителей в приемной на специальном стенде. Здесь же был и большой красный уголок, на который прикрепляли дружеские шаржи и карикатуры, высмеивающие проступки сотрудников или авторские ляпы журналистов. Но на иронию коллег никто не обижался.

– Михаил Прокофьевич всегда писал самые ответственные статьи для первой полосы. Каждый понедельник по утрам в его кабинете проходила творческая планерка. Но тишина за дверью стояла мертвая. Редактор никогда ни на кого не повышал голоса, – рассказывает бывшая машинистка. – Зато выходили все озадаченные и взволнованные. Больше всех обычно переживал Василий Золотов из-за того, что приходилось сокращать тексты.

Коллектив редакции в то время насчитывал примерно 16 человек и столько же в типографии. Одних только корреспондентов было десять. Также был ездовый дядя Сережа, управляющий запряженной в телегу лошадью, и техслужащая тетя Лиза. Все ее слушали, словно начальницу. Эта женщина умела придавать организации домашнюю атмосферу. В приемной у стены находилась печка, от которой и отапливались кабинеты. Тетя Лиза приходила рано утром, убирала, топила печь, до блеска чистила чайник и ставила его греть к началу рабочего дня. Становилось по-семейному тепло и уютно.

Редактор беспокоился о том, чтобы сотрудники не имели нужды с продуктами в голодное послевоенное время. Тяжело приходилось с хлебом, его часто не хватало. Но Михаил Прокофьевич написал письмо директору хлебозавода, после чего на каждого из нас ежедневно выделяли по одной буханке. Закупать на всех хлеб отправлялся дядя Сережа и возвращался с еще горячими булками. Досуг подчиненным руководитель тоже часто обеспечивал, доставая билеты в кинотеатр на вечерние сеансы или в выходной.

Выйдя замуж за военного, в 1958 году Мария Волкова уволилась и уехала из Усть-Лабинска, а через год узнала о скоропостижной смерти Михаила Тарасенко. На постоянное место жительства вернулась лишь спустя 21 год.

– За это время где только ни работала, но такого коллектива, какой был в редакции, больше не встречала, – говорит Мария Петровна.

В труде и отдыхе

Сегодня в Усть-Лабинске проживают дочери Михаила Тарасенко. По стопам отца они не пошли. Старшая Ирина стала инженером-строителем, а младшая Людмила – педагогом. 37 лет женщина преподавала английский язык. Людмиле Михайловне 72 года, и она по-прежнему хранит в памяти детские впечатления о визитах в редакцию «Советской Кубани». Место работы отца девочка посещала ежедневно. Чтобы оказаться в редакционном дворе, ученице начальных классов с подругой нужно было просто пересечь дорогу после школьных занятий. Вторая базовая школа Усть-Лабинского педучилища располагалась напротив – в двухэтажном здании на пересечении улиц Ленина и Островского.

– Наше путешествие начиналось с цеха типографии, где работали несколько женщин-наборщиц и печатник  Иван Федорович Проторчин, – рассказывает Людмила Тарасенко. – Потом мы поднимались в редакцию, в которой всегда было очень оживленно от количества посетителей. Сами же сотрудники отличались позитивом и удивительной сплоченностью. Кроме того, что они вместе трудились, так еще и отдыхать старались тоже коллективом. Дружили целыми семьями, и мы, дети, всегда играли вместе. Летом всей редакцией выезжали на рыбалку, а зимой катались с горы на санях. 7 ноября, 1 мая, Новый год – любые значимые праздники проходили весело и запоминающе. Например, бухгалтер Константин Кравченко старался рассмешить и раззадорить коллег. Он любил переодеваться в разных персонажей, а на Новый год неизменно превращался в Деда Мороза.

В праздничные дни с папой удавалось провести больше времени. Ведь по будням мы его практически не видели дома. Возвращался с работы он всегда поздно. Только в его единственный выходной – воскресенье – можно было вдоволь пообщаться. Вместе сходить посмотреть футбольный матч, искупаться в озере, погулять на улице с нашей общей любимицей немецкой овчаркой. А еще специально для нужд редакции, в которой тогда не было никакого транспорта, отец купил мотоцикл с коляской и часто катал нас на нем с сестрой и братом по проселочным дорогам. Но даже в выходной он не забывал о делах, раскладывал на большом столе свои бумаги и работал. Этим примером трудолюбия руководствовалась на протяжении всей своей трудовой жизни.

 

Наталья Попова
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика