47-летняя жительница Усть-Лабинска Виктория Бекова рассказала корреспондентам «Сельской нови», как начинала предпринимательскую деятельность и о женском подходе к бизнесу.
Работать Виктория начала с 1991 года, со времен студенчества. Училась будущий предприниматель на педагога дошкольного образования в краснодарском колледже. После учебы шла в детский сад, куда устроилась няней.
– В свободное время подрабатывала на рынке. Стелила газетку и выкладывала то, что есть. По сей день называю, шутя, свой бизнес «На газетке», – рассказала предприниматель.
Деньги на первый товар Виктории дала мама, поддержав девушку. На 350 рублей она купила несколько помад и летние шлепанцы.
– Становились там, где сейчас находится овощной рынок. Потом нас переселили на Октябрьскую, и мы торговали там, – вспоминает женщина.
Как только получила первую прибыль, девушка решила отложить денег, чтобы в следующий раз купить больше продукции. Так от газетки она перешла на половину раскладушки, а потом и на всю. Таким он был, бизнес в 1990-е.
– Товар покупала в Краснодаре или Москве. В столицу ездила на поезде с подругами, которые тоже торговали на рынке. Так было и безопаснее, и веселее, – вспоминает Виктория.
В 1996 году Виктория получила статус индивидуального предпринимателя.
– Начинала с палатки, в которой торговала женскими, мужскими и дорожными сумками, поэтому многие ассоциируют меня именно с этим товаром.
Развивая бизнес, Виктория быстро определила потребности клиентов. Опиралась предприниматель и на собственный опыт, когда приходилось нести по вокзалу тяжелые сумки с вещами.
– Чемодана на колесиках или, на худой конец, сумки с плотными ручками в те минуты особенно не хватало, – с улыбкой вспоминает Виктория.
Начинала с одной палатки на рынке, но чуткость и наблюдательность сделали свое дело, и поток клиентов увеличился. Виктория открыла вторую палатку, затем третью, а потом презентовала магазин одежды.
Сегодня Виктория арендует два магазина, в которых продает одежду. Ориентируется на женскую аудиторию, потому что лучше ее понимает.
При выборе вещей для магазина предприниматель опирается на собственные ощущения. Когда смотрит на вещи, то думает не о цене, а о том, хотела бы она сама их надеть или нет.
– В малом бизнесе главное – постоянные клиенты. Чтобы клиент таким стал, его нужно уважать.
Это, по мнению устьлабинки, формирует доверие к продавцу и его товару.
– Если клиенту не нравится, как на нем сидит вещь, не стоит его переубеждать. Одежду, может быть, и купит, но носить не станет. Значит, не вернется.
Самоизоляция в связи с коронавирусом стала настоящим испытанием для малого бизнеса Виктории. Два месяца ее магазины были закрыты, но помогла поддержка государства.
– Как индивидуальному предпринимателю мне были положены выплаты. Получив их, смогла оплатить аренду за торговые объекты.
По словам Виктории, за двадцать четыре года работы она впервые обратилась за помощью к государству. Привыкла во всем полагаться на собственные силы.
Идея продавать онлайн пришла к Виктории после снятия ограничений. Она прошла специальные курсы, на которых научилась ведению социальных сетей и настройке рекламы.
Помимо Инстаграма Виктория использует еще один полезный маркетинговый инструмент – подарочные сертификаты. Помогла ей та же наблюдательность.
– Часто в магазин приходят за подарком к празднику. Но купить одежду другому человеку, чтобы она была впору и понравилась, сложно. Подарочный сертификат – это гарантия того, что ваш подарок понравится, потому что человек выберет его себе сам. Вам остается только оплатить номинал сертификата.
Главным в работе предпринимателя Виктория считает динамизм и гибкость.
– Эти качества по природе присущи нам, женщинам, поэтому и говорят, что пришла женская эра в бизнесе, – добавила устьлабинка.