Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Вспоминаем, как в Усть-Лабинске работал клуб служебного собаководства

Рубрика: Люди
23:08, 06 Января 2021

После публикации заметки о том, что глава района Сергей Запорожский поддержал инициативу усть-лабинского кинолога Николая Хижняка по созданию центра по подготовке собак-спасателей, в «СН» обратилась депутат Совета Братского сельского поселения Светлана Чечулина. Она поделилась воспоминаниями о районном клубе служебного собаководства, где два года была председателем ревизионной комиссии, и его руководителе Владимире Красносельском.

Уроки  защиты

Клуб был подразделением ДОСААФ, и Владимир Иванович Красносельский, работая на основной работе токарем на заводе, получал от ДОСААФ символическую зарплату. За зданием военкомата находилась дрессировочная площадка с хорошим набором тренировочных снарядов. Сбоку располагались несколько собачьих будок. Можно было оставить там собаку и зайти в служебное помещение, которое находилось в здании автошколы.

Усть-лабинский  клуб славился на весь край. До сих пор начальник Краснодарского краевого клуба служебного собаководства помнит Владимира Ивановича, хотя во времена знакомства с ним был еще мальчиком.

В клубе были платные, но недорогие курсы дрессировки собак: по ОКД (общий курс дрессировки) и ЗКС (защитно-караульная служба).  Набирали группу около 10 животных с владельцами. Занятия проводились два раза в неделю - в субботу и в воскресенье - и длились полтора часа. Собаки друг за другом проходили полосу препятствий: бревно, барьеры низкий и высокий (кому по силам), кольцо, проползание внутри трубы, лестницу четырехметровой высоты, прыжок через ров. Затем все становились в шеренгу или круг, отрабатывали команды: «сидеть», «стоять», «лежать», «место», «ко мне», «рядом», «апорт». В рамках ЗКС собак приучали не бояться звука выстрела. Инструктор стрелял из стартового пистолета, а владельцы оглаживали, успокаивали питомцев ласковыми словами и давали лакомство. Кроме того, отрабатывали охрану вещи и охрану хозяина. Специально приглашенный незнакомый человек крадущейся походкой подходил к собаке, протягивал руку к предмету и отдергивал ее, провоцируя животное на активно-оборонительную реакцию. Затем этот же человек делал вид, что нападает на хозяина. Уже встревоженный пес реагировал правильно. Венцом дрессировки была отработка приемов задержания просто «нарушителя» и «нарушителя» с ножом или с пистолетом. Собака должна была молниеносно схватить его за руку с орудием.

В клубе было несколько молодых ребят, которые отваживались надеть дрессировочный костюм и испытать на себе острые зубы служебных собак разных пород: немецкие, восточноевропейские, кавказские, среднеазиатские, шотландские овчарки; доги, бульдоги боксеры, мастифы, сенбернары, московские сторожевые, ньюфаундленды, ротвейлеры - такие воспитанники были тогда в нашем клубе. А кроме них еще масса декоративных пород и беспородных любимцев, которые тоже проходили курс ОКД.

Выставка на стадионе

Периодически собаководы с питомцами по рекомендации клуба выезжали на выставки собак на своем транспорте или все вместе на служебном автобусе. Питомцы в такой в буквальном смысле разношерстной толпе, вели себя спокойно, хотя путь был неблизкий.

- Ездили в Краснодар, Армавир, Кропоткин, Майкоп, Ростов, а некоторые и в Москву, и неизменно привозили медали и дипломы, - продолжила Светлана Чечулина. - Один раз на моей памяти выставка была организована в Усть-Лабинске на городском стадионе. Мы тщательно готовились, чтобы все было по протоколу, и очень волновались. Но все прошло хорошо. Было много гостей из разных городов и районов Кубани и даже из Ставрополья. Уезжая, гости благодарили нас за хорошую организацию.

Судьи были из Краснодара. Владимир Красносельский тоже судил немецких овчарок,  которые тогда только входили в моду у заводчиков.

Цирковые номера

Часто группы собаководов, составленные начальником клуба, выезжали в сельские дома культуры и школы с показательными выступлениями на сцене. Красносельский всегда был ведущим. Он рассказывал об истории и значении служебного собаководства и породах служебных собак, о том, как нужны они нашей армии, о том, как важно, чтобы ребята воспитывали четвероногих друзей и тем самым себя и готовились к службе в рядах Советской армии. Дрессировочный костюм на таких выступлениях надевали на храбрецов из местных парней.

В хуторе Братском представления состоялись дважды. Оба раза в дрессировочный костюм облачался Андрей Дудкин, несмотря на тревоги и опасения мамы. Впоследствии он окончил Тюменское высшее военно-инженерное училище и стал офицером.

- Мне запомнился эпизод из такого представления, - рассказала Светлана Чечулина. - Один собаковод вместе со своей огромной восточноевропейской овчаркой привез кроху той-терьера. Зрители были в восторге, когда овчарка ходила по сцене, словно приклеенная к левой ноге хозяина с отстегнутым поводком, поворачивалась вместе с ним, садилась, вставала по команде, а в зубах у нее при этом была шапка-ушанка с завязанными ушами, в которой важно восседал маленький тойчик. Потом мужчина попросил подать два полных ведра воды, разорванным носовым платком привязал их за дужки к полуметровой палке, велел взять ее в зубы своей собаке и под гром аплодисментов сделал два круга по сцене рядом с псом. Зрители были в восхищении от демонстрации простых способов дрессировки, а уж эти цирковые номера вызвали полный восторг.

Ко мне, Мухтар!

Кроме работы с собаководами у Владимира Красносельского было много забот по разведению собак служебных пород. Он составлял пары для скрещивания, дважды обследовал на дому каждый приплод, выписывал щенячьи карточки, а по результатам выводок и выставок родословные документы.

Клуб собаководства тесно сотрудничал с усть-лабинской лечебницей. Врач Сергей Руденко поддерживал дружеские связи с начальником клуба,  проводил вместе с ним осмотры щенков, делал прививки, назначал лечение, даже выезжал на дом к собаководам.

Еще одной заботой начальника клуба служебного собаководства был поиск и поставка молодых собак для армии. Вместе с офицером райвоенкомата он объезжал хутора в поиске овчарок в возрасте от года до двух лет, которых люди согласились бы подарить Советской армии.

В хуторе Братском родители Андрея Дудкина, к тому времени уже курсанта военного училища, Татьяна и Александр Дудкины, подарили армии своего Мухтара - горячо любимого годовалого питомца. Через несколько лет они узнали, что Мухтар служил в Афганистане и вместе со своим вожатым получил боевые награды.

Прошли годы. Нет уже подвижника и фаната служебного собаководства Владимира Ивановича Красносельского. С его уходом сошло на нет и дело, которым он занимался в нашем городе. Теперь собаки - предмет бизнеса. Хотя в некоторых семьях они по-прежнему несут службу охраны и вносят свою лепту в воспитание детей.

- Некоторые попытки оживить дрессировку животных делал кинолог Алексей Титаев, - поделилась жительница хутора Братского. - Но так не хватает клуба служебного собаководства! Может быть, Лета и ее хозяин, кинолог Николай Хижняк, станут тем центром притяжения, вокруг которого соберутся молодые и старые собаководы-любители, объединенные патриотическими целями, а не только бизнесом.

 

Виктория Николаева
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика