Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Екатерина Иванова: «Мы несем ответственность за две жизни!»

Рубрика: Люди
17:02, 11 Февраля 2021

Жительница Усть-Лабинска Екатерина Иванова проработала акушером-гинекологом 45 лет.

Жительница Усть-Лабинска Екатерина Иванова проработала акушером-гинекологом 45 лет. Женщина поделилась историями из практики и рассказала корреспондентам «СН», что происходит в стенах, где на свет появляется счастье.

- Расскажите, как пришли в профессию?

– Стать врачом решила осознанно. Окончила школу с золотой медалью в 1968 году, а после уехала в Ленинград, где отучилась в медицинском институте. Из учебного заведения вышла хирургом. Акушерством занялась во время прохождения практики. Уехала в глубинку России, в село Вятка Кировской области. По приезде сказали, что потребности в хирургии нет, а вот в гинекологии кадры отсутствуют. Опыта у меня не было, но я попала в маленький и дружный коллектив, который всегда считала моральной колыбельной. Благодаря ему многому научилась и стала акушером.

Сейчас, оборачиваясь назад, понимаю, что Господь меня берег. Были сложные случаи, если смотреть на них с высоты нынешнего опыта. Но самое важное – это внутренний положительный настрой. Если у тебя благие намерения и цель оказать помощь людям – Бог сохранит тебя. Ни на одну операцию я не шла без привычной фразы «С Богом!»

- Помните ли свою первую операцию?

– Конечно. Ее проводила, к сожалению, не по гинекологии, а по удалению аппендицита. Моим наставником стал опытный врач, который, заметив мою способность к работе, переложил на меня свои обязанности. Первым пациентом, которого оперировала, стала молодая девушка, дочь второго секретаря райкома партии. В тот момент я поняла: сейчас либо пан, либо пропал. Или меня признают хорошим врачом, или никогда не простят эту ошибку.

Больница была одноэтажная, деревянная. На окнах висели марлевые занавески, сквозь которые можно было с легкостью различить фигуры людей. Приступив к работе, я обратилась к своей книге. Посмотрела нужную информацию, освежила в памяти институтские знания и принялась за дело.

Операция прошла успешно. Уже на завершающем этапе обратила внимание, что стоящий рядом врач машет рукой, словно мух отпугивает. Обернулась и увидела, что за окном собрались жители села. Они наблюдали весь операционный процесс. По возвращении домой обнаружила на крыльце лукошко с черникой. Записки не было, но я догадалась, что это благодарность односельчан. Кроме ягод жители неоднократно благодарили меня  и другими угощениями, которые могли себе позволить.

- Как решили вернуться в родной район?

– В Усть-Лабинск переехала по желанию супруга. Признаюсь, возвращаться было страшно, ведь спрос со своих всегда больше. Боялась, что не примут, за ошибки накажут, но народ откликнулся. В коллективе до сих пор работаем дружно. Между отделениями иногда случаются неурядицы, например, кому-то лампочку ярче вкрутили. А когда поступают больные в тяжелом состоянии, на помощь приходят все. Ценю этих людей. Многие приходят и уходят, но костяк коллектива, что сложился многие годы назад, остается на своем месте.

- Молодежи среди коллег много?

– Новых специалистов мало, особенно в нашем районе. Они стремятся уехать в большой город и работать в частных клиниках. Сейчас нередко случаются такие ситуации, когда отучившись в краснодарском мединституте, усть-лабинские студенты уезжают на практику в мегаполисы. Но важно понимать, что у них есть большая возможность получить колоссальный опыт у себя дома, в родном районе. Медицина – это, прежде всего, ремесло. Кроме многочисленной теории необходимо практиковаться и оттачивать свои навыки.

У молодого поколения немного иная психология, они больше привыкли к комфорту. К нам пришли два перспективных врача, но уже понимаю, что в оперативную медицину они не пойдут. Им по душе спокойствие и размеренные трудовые будни.

- С какими трудностями приходится сталкиваться ежедневно?

– Рабочий день проходит шумно. Многие приходят за выписками, кто-то – по личным вопросам, а бывают и особо эмоциональные мужья. Это нарушает основные правила в родильном отделении, которые помогают сформировать благоприятную атмосферу.

Кроме того, особый стресс получаешь, если случаются экстренные роды. По протоколу от момента поступления женщины до принятия ребенка врачом должно пройти не более 10 минут. Это катастрофически короткий промежуток, за который необходимо успеть провести множество манипуляций. Одно включение оборудования занимает несколько минут. На этом фоне у нас с коллегами уже сформировался собственный язык жестов и сленг. Понимаем друг друга на разных концах коридора по одному лишь взмаху руки. Все начинают в спешке бегать. Но настоящее безмолвие начинается в операционной, когда уже помыл руки, перед тобой лежит роженица, и в палату заходят анестезиологи. Я могу торопить сестру, могу подгонять себя, но только не их. Мы все с трепетом ждем, пока они закончат свою работу. Стою и молю Бога, лишь бы успеть пережать сосуды, потому что идет кровотечение. И как только они говорят «работаем», приступаю к акушерскому делу.

Не люблю идеализировать свою работу, но гинекология – очень сложная сфера. Акушерство – самая тяжелая по экстренности отрасль медицины. Мы несем ответственность за две жизни. Даже хирурги называют нас не такими, как все, ведь такой стресс вынести может не каждый.

После каждого тяжелого случая переживаем небесный суд. «Выживет или нет?» – с этой мыслью засыпаешь и с ней же встаешь утром. На нас лежит колоссальная ответственность. Однако не все могут понять, что иногда пациент поступает  в самом наихудшем состоянии, и порой спасти его – значит совершить настоящее чудо. А мы, простые люди, увы, не волшебники.

- Что для Вас самое важное после проведенной операции?

– Узнать состояние ребенка. Его уносят и долгое время не сообщают никаких новостей. Начинаю злиться и порой могу даже крикнуть. Но стоит войти детскому врачу и сообщить о стабильности здоровья новорожденного, как у меня тут же появляются силы для новых побед.

- Случались ли ситуации, когда вставал выбор спасти мать или ребенка?

– Да. Много лет назад это было частым явлением, и медики всегда выбирали борьбу за жизнь женщины. Сейчас такое происходит крайне редко. Новые технологии позволяют спасти и ребенка, и мать.

- Какой самый благоприятный возраст женщины для рождения ребенка?

– Оптимальным периодом является возраст от 22 до 32 лет. Первого ребенка желательно родить через несколько лет после 20, в противном случае чем дальше, тем сложнее будет процесс зачатия. После 35 лет в организме зачастую возникает мутация генов. Но медицина не стоит на месте, и сейчас можно с легкостью сделать скрининг и всевозможные инвазивные тесты.

- Физические нагрузки для рожениц – это опасно?

– Опасными они могут быть лишь в том случае, если есть противопоказания врача. А когда беременность протекает нормально, то двигаться необходимо однозначно. Не призываю с выходом в декрет начать переставлять мебель в квартире и клеить обои, как это зачастую любят делать будущие мамы. Поднимать высоко руки опасно – есть риск оборвать пуповину. Не стоит при беременности и много лежать. Когда женщина ждет ребенка, свертываемость крови повышается, а при лежачем положении тем более. Это может стать причиной тромбозов и отслоения плаценты. Поэтому рекомендую своим пациенткам, у которых нет домашних дел и хлопот, рассыпать на пол коробку спичек и собирать их по одной. Физическая активность должна быть на протяжении всей беременности. Жить нужно полноценной жизнью, но нагрузку выбирать соразмерную.

Отмечу, что в послеродовой период необходимо носить специальный бандаж. Он позволит утянуть живот и предотвратить развитие множества проблем.

- От чего зависит длительность родов?

– В университете у нас был свой постулат – солнце не должно дважды всходить над головой роженицы. Сейчас у нас нет таких долгих родов. Медикаментозная поддержка позволяет ускорить процесс. Случаются всякие ситуации, но когда у женщины сложно определить, то ли схватки начались, то ли потуги, значит, ничем хорошим это дело не кончится. Чаще всего причиной становится неправильное положение малыша. Лег неудобно – придется делать кесарево сечение.

- Как относитесь к партнерским родам?

– Нейтрально. В моей практике был случай, когда только пришла мода на присутствие мужчин в операционной. К нам поступила пара, желающая проверить такой способ. Мужчину одели в халат, выдали шапочку и бахилы. Осталось только продержаться. Но, увы, в самый ответственный момент ему стало плохо. Мы были в смятении и не понимали, что делать: то ли оказывать помощь мужу, то ли заниматься родами его супруги. Партнерские роды следует выбирать той паре, где мужчина уверен, что сможет перенести весь эмоциональный накал от процесса. На мой взгляд, женские дела должны оставаться тайными от возлюбленного. Мало кому будет приятно видеть мучающуюся женщину, к тому же роды – это не так красиво, как показывают на экране телевизора. Кроме того, нужно понимать, что потуги и схватки – это естественный процесс. Находясь в родильном отделении, мы наблюдаем за состоянием каждой пациентки. По голосу можем определить, когда ей действительно больно, а когда страшно. Нахождение рядом супруга лишь усугубляет ситуацию. Он начинает торопить врачей, повышать голос и думать, что его жену оставили умирать. Женщина тоже эмоциональна по своей натуре и рядом с мужем становится более слабой и ранимой, сложнее переносит боль. Когда же она остается наедине с собой, то берет себя в руки и, прислушиваясь к врачам, соблюдает все рекомендации.

- Считали ли сколько ребятишек благодаря Вам появились на свет?

– Первые десять лет подсчитывала. Но позже поняла, что смысл имеют не цифры, а качество работы. Например, поступает в отделение девушка на сохранение, наблюдаю за ней, выявляю возможные риски, рассуждаю. А позже она мне сообщает, что сама родилась в моих руках. В таких случаях всегда отвечаю, что именно с этого и нужно начинать знакомство. Отлично помню своих рожениц, все их заболевания и проблемы.

Знакома с одной семьей, которая обследовалась у меня не одно поколение. На прием приходила бабушка, мама, а позже явилась внучка. И у всех похожие проблемы. Поэтому зачастую в силу своего опыта с легкостью нахожу ответы на многие профессиональные вопросы.

- Каково это быть одним из лучших гинекологов района?

– Приятно и ответственно, что роженицы выбирают меня и советуют своим подругам и знакомым. Однако есть в этом и небольшой минус. Это стало поводом приходить на работу за час до положенного времени, чтобы хоть как-то успевать делать бумажную работу, потому как у отделения меня уже ждут с вопросами девушки и женщины. Но это не помогло, особо внимательные пациентки также сменили свой график дежурства у входных дверей отделения. Если я подхожу к семи, они – без пяти минут семь. Тем не менее, в такие моменты осознаю, что они – мое богатство.

- Не планировали уйти на пенсию?

– До недавнего времени нет. Раньше никогда не страдала от работы. Меня не мучило плохое самочувствие. А не так давно после тяжелой операции сильно перенервничала, села в кабинете и измерила давление – подскочило. Первый тревожный звоночек. Не стоит забывать, что я не робот, а обычный человек, которому рано или поздно придется покинуть работу.

Дала себе слово, что после того, как закончится пандемия, а наш роддом снова откроет двери для рожениц, буду следить за собственным здоровьем внимательнее и в случае чего уйду, дав дорогу молодым и перспективным специалистам.

 

Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика