Сайт общественно-политической газеты Усть-Лабинского района Краснодарского края "СН" (12+). Адрес редакции: г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, 29.

Районный судья Усть-Лабинского района Константин Салалыкин рассказал о важном в профессии

Рубрика: Люди
11:35, 26 Июля 2021

В честь Дня международного правосудия корреспонденты «СН» поговорили с районным судьей Константином Салалыкиным, который ответил на актуальные законодательные вопросы.

– Константин Владимирович, расскажите, где начинали строить карьеру? Как стали судьей?

– Окончив в 1998 году юридический факультет Кубанского государственного аграрного университета, устроился юристом отдела вневедомственной охраны № 2 при УВД Центрального округа Краснодара. Проработав там семь месяцев, в марте 1999 года поступил на службу в подразделение уголовного розыска в один из районных Отделов МВД Краснодарского края. Указом президента в 2005 году назначен на должность судьи Усть-Лабинского районного суда.

– Помните свое первое заседание?

– Это было судебное заседание по представлению уголовно-исполнительной инспекции о замене осужденному наказания. Насколько помню, приговором суда жителю района назначено наказание в виде исправительных работ, но ввиду того, что он его не исполнял, пришлось заменить ему наказание на лишение свободы.

– Какое дело отложилось в памяти?

– Громких дел было немало, но одно преступление запомнилось надолго. В 2009 году двое несовершеннолетних убили водителя такси с помощью кухонных ножей. Преступники вызвали такси по телефону, после чего без мотива лишили его жизни. Они были несовершеннолетними, но в силу своего возраста подлежали уголовной ответственности по статье 105 Уголовного кодекса РФ. В судебном заседании меня поразило их поведение – они были веселыми и без капли раскаяния в содеянном. Насколько помню, они пошли на убийство, находясь в сильном алкогольном опьянении.

– Как готовитесь к судебным заседаниям?

– Читаю дела, каждому из которых отвожу большое количество времени. Это необходимая часть работы судьи, так как незначительные ошибки следствия или органа дознания могут вылиться в большую проблему, потому что уголовно-процессуальные нарушения закона влекут за собой исключение доказательств и, как следствие, оправдательный приговор виновному человеку. Во время службы в правоохранительных органах с коллегами расследовали убийства двух человек. Убийца был пойман, изобличен в совершении преступления, дал признательные показания. Когда дело было уже расследовано, его направили по подсудности в краевой суд. Обвиняемый изъявил желание, чтобы его дело рассматривалось  с участием присяжных заседателей. В ходе судебного заседания адвокаты обвиняемого обратили внимание присяжных на то, что на видеосъемке проверки показаний на месте начальник уголовного розыска шел впереди обвиняемого и защитника. Адвокаты акцентировали, что не обвиняемый показал, как было совершено преступление, а, по сути, сотрудник милиции. Суд присяжных подсудимого оправдал, хотя преступление по совокупности всех доказательств совершил именно он. Так из-за ошибок правоохранителей виновное лицо может избежать уголовного наказания за совершенное деяние.

– Как относитесь к суду присяжных?

– Положительно. Это фильтр, который заставляет правоохранительные органы лучше работать.

– Возникали ли ситуации, когда вы, как судья, выносили приговор, но как человек были с ним не согласны?

– Нет. Закон у нас достаточно гибкий. При назначении наказания учитываются обстоятельства, как смягчающие наказание, так и отягчающие. Задача судьи в том, чтобы при постановлении приговора учесть все факторы, повлиявшие на совершение преступления. 

– Многие полагают, что наказание от шести до 15 лет колонии за убийство незначительное. Как Вы считаете?

– Человеческая жизнь, конечно, цены не имеет. Какой бы срок, к примеру, не получил убийца ребенка,  это никогда не восполнит горе родителей. Наказание назначается согласно Уголовному кодексу. Кстати, санкции по части 2 статьи 105 УК РФ  намного жестче: от восьми до 20 лет лишения свободы, пожизненное лишение свободы либо смертная казнь.

– Смертная казнь в России не отменена, но не применяется по той причине, что приговор может быть ошибочным, верно?

– Да. Смертная казнь в российском законодательстве, как мера наказания, предусмотрена статьей 59 Уголовного кодекса РФ. Но в настоящее время на нее введен мораторий. По моему мнению, неприменение смертной казни позволяет в будущем исключить судебную ошибку.

– Приходилось ли приговаривать обвиняемого к пожизненному лишению свободы?

– Лично нет, но столкнулся по службе с преступлением, за которое был вынесен такой приговор. Спустя несколько месяцев, как устроился в органы внутренних дел, от рук бандитов погибли трое коллег. Во время уборки озимых формировались милицейские посты для предотвращения краж зерна с полей. Милиционеры остановили машину для проверки документов, и один из сидевших в ней застрелил правоохранителей. Для меня, как для молодого милиционера, это было большим эмоциональным потрясением. Мы в один день заступили на дежурство, а уже на следующее утро с другими сотрудниками милиции доставали тела коллег из водоема, куда бандиты выбросили их. Преступники занимались разбойными нападениями на таксистов. Убивший милиционеров получил пожизненное. Ему в то время было 22 года.

– Выносили ли оправдательные приговоры?

– В чистом виде нет, оправдывал по статьям. В моей практике было дело, фигурант которого совершил несколько краж. В ходе следствия выяснилось, что один эпизод произошел без его участия. Свидетель, который был его подельником, отбывал наказание в исправительном учреждении в Сибири. Его этапировали, он дал показания в суде, что одно из преступлений совершил без подсудимого. По этой статье обвиняемого оправдали, но по другим осудили.

– Почему в российской судебной системе выносится больше обвинительных приговоров, чем оправдательных?

– Считаю, что это показатель хорошей работы правоохранительных органов. 

– Что самое важное в профессии?

– Всегда стоять за справедливость и принимать решения, руководствуясь не только законом, но и совестью.

– Отличается ли деятельность российских судей от работы американских и европейских коллег?

– Безусловно. Это разная система права. Что касается американской системы, то у них нет предварительного следствия. Такие уголовные дела, как кража, могут возбуждаться по рапорту полицейского. Например, он установил лицо, которое совершило преступление, изъял доказательства и предоставляет их судье. Тот назначает обвинителя, адвоката и дату судебного заседания.

В нашей стране есть предварительное следствие, следствие в форме дознания, формируется уголовное дело, утверждается прокурором. Другими словами, проходит много этапов, прежде чем направляют в суд. Также за границей действует прецедентное право, когда один разрешенный судьей случай в прошлом является обязательным для постановления приговора в будущем. Считаю это неправильным, потому что право должно быть гибким, таким, как в российском законодательстве.

– Зачем судьям мантия? Обязательно ли ее надевать на судебные заседания?

– Это один из символов государственной власти. Черный цвет мантии означает беспристрастность, подчеркивает статус и авторитет судебной власти. Решение, принятое без этого атрибута, будет считаться незаконным.

– Насколько сложно в наше время быть судьей?

– Требований стало больше. Существует аудиопротоколирование заседаний, обязательно нужно публиковать на сайте суда движение гражданского дела.

– Какие вакансии выпускникам юридических факультетов вузов могут предложить в суде?

– Они могут стать секретарями судебных заседаний и получить возможность судейского стажа. На должность секретаря судебного заседания выпускник может претендовать, получив диплом бакалавра юрфака.  Магистратуру можно окончить заочно. Проработав некоторое время в статусе секретаря, возможно шагнуть по карьерной лестнице, став помощником судьи, а через пять лет претендовать на должность судьи.

– Статус судьи – это верх карьерной лестницы юриста?

– Думаю, да. Мечтал стать судьей с тех пор, как поступил в 1993 году на юридический факультет.


Цифры и факты

В Усть-Лабинском районном суде работают восемь судей, 10 помощников судей и шесть секретарей судебного заседания. По информации пресс-службы районного суда, открыты еще три вакансии на должности секретарей судебных заседаний.

 

Анжелика Анисимова
Услуги "СН"

свежие новости

Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт sn-news.ru. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sn-news.ru. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
(12+)

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение

Яндекс.Метрика