Устьлабинцы разделились во мнениях, как правильно называть городское озеро. «СН» провела собственное топонимическое расследование
Прекрасный водный объект, который сегодня переживает второе рождение – завершается первый этап благоустройства прибрежной территории – стал предметом жарких споров горожан. В многочисленных группах в социальных сетях устьлабинцы спорят, какое же название озера считать верным: Копытко или Копытце.
Вероятнее всего поводом для большой и жаркой дискуссии стал опрос, который на днях запустил в своем телеграм-канале глава города Станислав Гайнюченко. За кадром пока остается, последуют ли какие-то решения в статусе нормативно-правовых актов после анализа ответов респондентов. Но понятно одно: пока единения среди горожан нет. И эта разность взглядов не оставляет шансов: ни одна из сторон не готова пока принять и услышать другую. Вероятно, без заседания топонимической комиссии точку в поисках правильного написания имени собственного усть-лабинского озера поставить не получится.
На сегодняшний день большинство из тех, кто уже высказался в опросе, считают, что единственно верным названием озера является Копытце. Оно «благозвучно», его «помнят с детства», «всегда так называли» и вишенкой на торте аргумент «нет ни одного документа, подтверждающего обратное».
Скажу честно, и в газетной редакции, где я работаю в этом году вот уже как двадцать лет, в последнее время все больше вопросов: «Откуда разночтения в написании названия озера. В одной соцсети его назвали так, в другой – по-иному. Как же на самом деле называть Копытце или Копытко?»
Несколько лет назад этот вопрос я адресовала усть-лабинскому краеведу, редактору районного радио Татьяне Дмитренко. Мало кто из горожан имел возможность такого количества встреч и бесед с интересными знающими людьми. Многие из этих разговоров остались на пленке в богатом радио- и видеоархиве краеведа. Была у Татьяны Ивановны и своя точка зрения на этимологию названия озера. Мне она кажется простой и понятной, вполне имеющей право на существование. Озеро в форме лошадиной подковы называется именно Копытко, потому что копытце, это знают все ветеринары, есть только у парнокопытных коров и свиней.
Но даже если никакого «ветеринарного следа» в истории имени собственного нет, должны же быть какие-то документальные источники, в которых есть упоминание названия озера? Первое, что приходит на ум – запросить информацию в районном архиве и, конечно, перелистать подшивку районной газеты.
В распоряжении «СН» – протокол заседания исполнительного комитета Усть-Лабинского городского Совета депутатов трудящихся Краснодарского края от 31 августа 1961 года. В повестке дня читаем: «Пункт 10. О передаче озера «Копытко» в ведение общества охраны природы». Опустим закавыченное в нарушение правил русской орфографии название озера. Вероятно, кавычки поставила по незнанию набиравшая текст машинистка. Тема благоустройства озера, как оказалось, была актуальна и полвека назад. Читаем в документе «…план мероприятий в соответствии с решением Горсовета выполняется неудовлетворительно. СМУ-6 до сего времени не расчистил место для пляжа на озере «Копытко», ДОСААФ не наполнил озеро «Копытко» водой из реки Кубань. Подразделение УО 68/2 на озере «Копытко» не построило уборную». Кстати, из решения узнаем, каким был пляж и как работал. «Утвердить место пляжа для купания и отдыха трудящихся на озере «Копытко» в площади 1200 кв.м, время функционирования пляжа с 11 часов утра до 19 часов». Любопытна и следующая фраза: «В отведенном месте для купания запретить загон в воду всех видов животных». Еще один запрет. На этот раз ДОСААФу не разрешили использовать лодочную станцию не по назначению. Остается только догадываться, о чем речь. Кстати, городские депутаты озадачили Райздравотдел: «Установить санитарный пункт и аптечку с постоянным дежурством медперсонала на озере».
На этом же заседании городские депутаты отчитали общество «Охотник-Рыболов», которое «не приняло мер по благоустройству озера «Копытко». Чтобы создать там зеленую зону и удобства для отдыхающих, решили передать благоустройство обществу «Охраны природы».
Интересно, а как в эти годы озеро называли в районной газете?
Листаем подшивки советского периода. Все найденные публикации – за вариант – с ко на конце.
Вот оно в названии заметки в 1950-м «Озеро «Копытко» – рыбопромышленный водоем». Интереснейшую заметку приведем полностью в фотоиллюстрации к статье.
Кстати, в 1976-м в районке выходит объявление о том, что «озеро «Копытко» зарыблено мальком-годовиком (карп, сазан, белый амур). Охотникам и рыболовам напомнили, что лов рыбы запрещен.
Короткая заметка в 1966 году об открытии прокатной лодочной станции на озере Копытко. В статье 1951 года «Ставим вопрос об озере «Копытко» от активистов местного краеведческого общества узнаем о том, что озеро – древнее русло реки Кубани. В 1957 году озеро, а точнее организация, которая взялась его содержать в порядке, – герой газетного фельетона известного кубанского журналиста Василия Золотова.
В 1984-м в интервью корреспонденту «СН» Валентине Ларионовой устьлабинцы рассказывают, как проводят досуг. Одна из опрошенных признается: «На пляж озера Копытко не тянет. Очень уж неважно он содержится». В том же году еще один корреспондент редакции Николай Барышев удрученно сообщает: посетил с семьей озеро Копытко и остался недоволен отдыхом: прямо к воде подъезжают машины, питание неважное, да и мусор кругом.
Конечно, это не все публикации районки об озере и не все так безрадостно было. Оно всегда ассоциировалось с летом, купанием, катанием на лодках и катамаранах, простым семейным отдыхом. И чаще всего, приглашая товарищей на летнюю прогулку, мальчики из прекрасного далека кричали: «Айда на Копытце», а со страниц газеты в то же самое советское лето можно было прочесть что-то на злобу дня о «состоянии дел на озере Копытко».
Казалось, два весомых источника: районный архив и печатное СМИ подтверждают: озеро в Усть-Лабинске – Копытко. Но почему тогда так много мнений горожан в противовес? Почему большинство пусть и не в репрезентативном опросе за другой вариант? Копытце оказалось ближе многим, вероятно, благодаря созвучию с бажовскими сказами, все тем же «Серебряным копытцем». Да и приятнее слуху все же второй вариант. Он мягче, музыкальнее что ли. Эдакий домашний, просторечный, свойский. Одним словом, неофициальный. Но что-то подсказывает: именно этот вариант названия имеет все шансы стать нормой. Так бывает в языке, живом и динамично меняющемся. Как сказали бы лингвисты, узус (привычный, принятый большинством вариант слова) вытеснил нормативное употребление. Одно ясно уже сейчас: на благоустроенной в 2022-м прибрежной территории у озера явно не хватает указателя с его названием. Это была бы настоящая точка в вопросе об одном из самых необычных усть-лабинских топонимов.
ОТ РЕДАКЦИИ
От редакции
Дискуссию о названии озера, его прошлом и настоящем готовы продолжить. Если вам есть чем поделиться на эту тему, звоните: 8 (918) 352-30-40 или пишите комментарии к публикации этой статьи в соцсетях.
НАШ СЛОВАРЬ
Топоним (от др. греч. τ?πος (topos) – «место», и ?νομα (onoma) – «имя, название») – имя собственное, обозначающее название (идентификатор) географического объекта.
Гидронимы (от греческого hydor «вода») – собственные имена водных объектов. Внутри данного класса топонимов выделяется несколько подклассов. Один из них - лимнонимы (от греческого limne «озеро») – названия озер и прудов.