В одной из бесед с благочинным церквей Усть-Лабинского округа Дионисием Шиегиным узнали о том, что девять икон Свято-Троицкого храма в Усть-Лабинске принадлежат кисти одного автора. О творческом пути и законах иконописи «СН» рассказал их автор художник Юрий Найденов.
– Начинали как светский художник или сразу стали писать иконы?
– Когда окончил училище, не был религиозным человеком, и начинал как светский художник. Параллельно работал дизайнером на мебельной фабрике в Краснодаре. Когда Советский Союз распался, уволился и ушел в свободное плавание. После знакомства с митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором посещал богослужения, так православие постепенно вошло в мою жизнь.
– Как стали иконописцем?
– Первую икону предложил написать товарищ. В то время в художественных училищах еще не было религиозных отделений, как и иконописцев с дипломами.
Для меня иконопись была чем-то новым, но взялся за написание иконы по другой причине – тянуло к Богу.
Когда товарищ поехал в Сербию и побывал в монастыре «Высокие Дечаны», он рассказал монахам обо мне. Вскоре пригласили туда, чтобы написать икону. Пробыл в Сербии более месяца. Вернулся уже с профессиональным опытом. Это были робкие шаги в иконописи. Постепенно молва расходилась, и вскоре появились первые заказы. Вместе с командой расписывал иконостас в храме Рождества Христова в Краснодаре.
– По каким правилам пишут иконы?
– Образы на иконах всегда в статическом положении, в анфас, несколько вытянуты. Это олицетворение одухотворенности и божественности. Традиционно не используем полутона и цветовые переходы, фигуры изображаем на одноцветном фоне без светотеней, чтобы они выглядели нарочито плоскими. Это подчеркивает их бестелесную сущность. Облик каждого святого прописан в общих иконописных канонах. Изображать его согласно собственным представлениям истинный иконописец не может.
Первым на иконе появляется свет, другими словами фон, затем земля и вода, растения, животные, строения, одежда и только потом лик святого. После завершения работы икону покрывают слоем олифы.
– Что запрещено изображать на иконах?
– Нельзя писать Бога-Отца. Но дано право изображать Божьего сына Иисуса Христа, потому что на земле он принял облик человека.
– Как изображаются лики святых на иконах?
– В иконе тела лишены веса, и они никогда не стоят всей поверхностью ног на земле. Всегда опора фигуры сосредоточена на одной ноге, а вторая, хоть и не оторвана от подножия, все равно свободная. В сидящей фигуре такие же пропорции, как и у стоящей. Все образы несколько изогнутые, а плечи «мягкие», напоминающие женские.
Что касается лиц на иконах, тоже есть определенные правила. Например, размер носа равен размеру лба до волос и высоте верхней части головы, а также размеру нижней части тела. Избегается в ликах передача эмоций в глазах, потому что иконописному изображению свойственно состояние вневременного покоя. Чтобы передать это состояние, зрачок приближается к линии верхнего века, а форма радужной оболочки глаза близка к миндалевидной форме.
– В настоящее время иконопись – творческий процесс или копирование?
– Творческий процесс, но с ограничениями. Существуют каноны, нарушать которые запрещено. Лики святых должны быть узнаваемы. Это играет большую роль в «чтении» иконы.
Копирование в иконописи важно, но все равно это процесс творческий. Например, когда даю ученикам образец иконы, которую должны повторить, несмотря на соблюдение канонов, работы будут выглядеть по-разному.
– Как в целом относитесь к копированию в изобразительном искусстве?
– Это нормально. Если у художника получится повторить работы Леонардо да Винчи или Андрея Рублева, значит, он смог приблизиться к их уровню мастерства, но получится это не у многих. Подражание именитым художникам – это возможность найти собственный путь и направление.
– Что отличает иконы от картин на религиозную тематику?
– Картина – образ, созданный через мироощущение самого художника. Оно формируется под влиянием семьи, окружения и эпохи, в которую живет мастер. Поэтому светский художник всегда переносит «личный опыт» на холст, независимо от того, что изображает. Все картины душевные, другими словами, вызывают эмоции.
Если картина душевная, то икона – духовная. Она лишена индивидуальности автора, потому что иконописец переносит на холст мировоззрение христианской церкви, а не личное. Икона не должна вызывать эмоции, как картина, она средство для общения с Богом или святым.
– Подвергается ли иконопись, как и другие направления в искусстве, изменениям?
– Нет, иконопись – это традиционное искусство, ограниченное и в использовании материалов, техникой, образами. Все, что из современного вносится в религиозную живопись, относится уже к светскому искусству, а не духовному.
Но в то же время иконописцы используют материалы, созданные при помощи современных технологий, например, доски или бумагу для икон, краски, лак для покрытия.
– Должен ли иконописец быть воцерковленным человеком?
– Да. Икона в первую очередь – святыня, а уже потом произведение религиозного искусства, поэтому должна быть сделана с любовью. Когда художник пишет икону, он выражает почитание Богу.
– Как познакомились с благочинным Дионисием Шиегиным?
– Знакомство началось с заказа иконы Господа Иисуса Христа «Добрый Пастырь». Тогда отца Дионисия только назначили настоятелем Свято-Троицкого храма в Усть-Лабинске. Был рад знакомству. Покорили не только глубокие религиозные познания настоятеля, но и острый ум, вежливость и чувство юмора.
– Какое впечатление на Вас произвел район?
– Не бывал в станицах и хуторах, а вот Усть-Лабинск понравился. Красивый, живописный город, который придется по душе многим художникам.
– Для иконописца создание иконы – это разговор с Богом?
– Скорее богословский разговор. Иконописец – не только художник, но и благочестивый христианин, труд которого проходит в молитвах и по законам Божьим.